Все-таки зря ругают чиновников в Казахстане, потому как нелегкая у них жизнь! Каждый день — как на вулкане, сидишь и не знаешь, что начальство в очередной раз удумает. Нынче вот пять тысяч чиновников волевым решением переведут из Астаны в регионы, о чем заявил заместитель руководителя администрации президента РК Габидулла Абдрахимов.
Автор: Сергей РАСОВ
Инициатива, по словам высокопоставленного госслужащего, преследует цель «создать аппараты акимов в селах» за счет сокращения штатных единиц в министерствах и ведомствах.
Удивительное рядом
Заявление, прямо скажу, очень нестандартное. Во-первых, вроде как кадровыми вопросами занимается руководитель Госагентства по госслужбе Алихан Байменов, который уже много чего предлагал, но о масштабном исходе из Астаны чиновников не заикался. Во-вторых, госслужба — это все-таки не армия, где приказы начальства не обсуждаются, а выполняются. Какой толк будет от чиновника на селе, если он всеми силами будет стремиться вернуться обратно в столицу, где у него семья и благоустроенная квартира?
Навскидку, в какой раз уже замышляется административная реформа за последние годы? Сначала в 2010 году президент Нурсултан Назарбаев устроил выволочку вице-премьеру Ерболу Орынбаеву за молодых ребятишек, которые сидят в нефтегазовых компаниях и у них «ничего нет кроме понтов», и потребовал отправить болашаковский молодняк в село.
Через два года ситуация повторилась, когда елбасы поручил до марта оптимизировать министерства, ведомства и акиматы, а до 15 апреля 2012 года — вычистить госхолдинги, национальные компании и госпредприятия от «живчиков» и «зайчиков», которые «только бумаги перекладывают за большие зарплаты». Получается, что не оптимизировали. Иначе откуда бы взялись пять тысяч чиновников, которых с легкостью отправляют в аулы?
Тогда болашаковцев передали под крыло вице-премьера Асета Есекешева, который курирует инновационные проекты в стране.
«Я считаю, что вопросами инвестиций и индустриализации должен заниматься один специальный заместитель (акима каждой области), его надо направить отсюда, из Министерства индустрии, из болашаковцев, из понимающих ребят и говорящих на английском языке. Это будет почти что второй аким, который занимается только этими вопросами», — дал поручение президент.
Что будут делать на селе столичные чиновники?
Предположим, что чиновничий люд отправляют в аулы, чтобы проводить реформу местного самоуправления. Напомню, что в конце ноября прошлого года президент Назарбаев утвердил «Концепцию развития местного самоуправления».
Основывается концепция прежде всего на Европейской хартии местного самоуправления и признает «общепризнанные ценности муниципальной демократии и муниципального управления, в том числе закрепленные Европейской хартией местного самоуправления», говорится в казахстанском документе.
Однако если сравнить казахстанскую концепцию и Европейскую хартию, то налицо полное выхолащивание принципов местного самоуправления (МСУ).
Что предлагает хартия?
В Европейской хартии местного самоуправления четко обозначен главный принцип — выборность органов местного самоуправления путем «свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования» (ст.3). При этом органы МСУ сами определяют свои структуры, обеспечивают «подбор высококвалифицированных кадров» (ст.6) и должны иметь «достаточные собственные финансовые ресурсы, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих полномочий» (ст.9).
Другими словами, согласно хартии местное самоуправление не входит в систему государственной власти, это самостоятельная форма осуществления народом принадлежащей ему власти.
Любые назначения в органах МСУ, кадровая политика осуществляются самостоятельно, никакие назначения «сверху» недопустимы. Должностные лица местного самоуправления не относятся к категории государственных служащих. Они самостоятельно управляют собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают местные насущные вопросы. Если на них возлагают государственные полномочия (например, содержание медицинских или образовательных учреждений), то им должны передать материальные и финансовые средства. Поэтому у органов МСУ есть свои депутаты, глава (выбранные всем населением), налоги, которые формируют поселковую казну.
Что предлагает концепция?
Кроме сходов местного сообщества должны быть прямые всенародные выборы главы МСУ и депутатского корпуса. Этого нет, впрочем, даже порядок проведения собраний и сходов сельчан никак не прописан в республиканском законодательстве.
В концепции не закладывается даже на перспективу и «образование отдельного представительного органа местного самоуправления в ауле (селе) и городе районного значения», а предлагается считать акима Двуликим Янусом, «сочетающим в себе функции как исполнительного, так и представительного органа».
То есть в казахстанском документе не предусмотрены выборы глав местных администраций, судьбу акима села будут решать районные депутаты. «Внесение на рассмотрение соответствующего маслихата кандидатов в акимы аула (села), поселка, аульного (сельского) округа, города районного значения будет осуществляться акимом района (города) на альтернативной основе», говорится в концепции. Какое отношение имеет аким района и районные депутаты к будущему акиму села, если это — местное самоуправление? Кстати, освободить акима от обязанностей жители поселка тоже не имеют права — это прерогатива районного главы.
Все остальное в концепции на уровне улучшить, укрепить, содействовать, внедрить, повысить, расширить и т.д. и т.п. без какой-либо конкретики.
Авторы документа лишь осторожно обещают, что «к 2020 году в Казахстане возрастет значение представительной власти, будут созданы эффективные институты местного самоуправления и гражданского общества, соответствующие лучшим международным стандартам», а органы МСУ «постепенно будут наделены соответствующим объемом материально-финансовых ресурсов».
Но как может возрасти то, чего нет? Если за органами МСУ не предполагается закрепить ни одного налога, то просто издевательством выглядит благое пожелание разработчиков формировать бюджеты на местах за счет платных услуг, добровольных сборов, взносов спонсоров и штрафов. Какие спонсоры на селе, платные услуги и уж тем более — добровольные поборы?!
Резюмирую: в Казахстане под действие Европейской хартии местного самоуправления, по идее, подпадают аул, село, аульный (сельский) округ, поселок, город районного значения, район в городе.
Но реального местного самоуправления нет и не будет, потому что даже в далекой перспективе чиновники боятся отдать народу право быть хозяином на своей земле, в своем ауле. То есть хозяина назначат, возможно, даже привезут из Астаны. Приживется ли?
Оригинал статьи: