Судя по тому, как разворачиваются последние события, двум высокопоставленным казахстанским госдеятелям реально грозит отставка. Мы имеем в виду вице-премьера Кайрата Келимбетова и председателя Нацбанка Григория Марченко.
Автор: Редакция
Четыре с лишним года назад эти господа приложили руки к захвату БТА, убедив Назарбаева, что все будет быстро и красиво. После чего государство, подобно тевтонской рыцарской “свинье”, нанесло мощный удар по Мухтару Аблязову. Однако дальше события развивались совсем не по плану Акорды.
Во-первых, рейдеры попали в заранее подготовленную “засаду”, когда между выданными БТА кредитами и конечными реальными бизнес-проектами оказалась оффшорная “прокладка”.
Во-вторых, одно дело надзирать и контролировать банки, другое — самим вести банковский бизнес в условиях стагнирующей экономики, разбегающегося коллектива и бездумного прессинга комитетчиков и прокуроров.
На сегодняшний день первоначальная кампания рейдеров разбежалась.
Карим Масимов из премьер-министра стал руководителем администрации президента и фактически главным управляющим при елбасы.
Елена Бахмутова взвалила на свои плечи руководство БТА в качестве главы его совета директоров.
В свою очередь Арман Дунаев, Анвар Сайденов и Николай Варенко “растворились” в пространстве и во времени.
Однако БТА, пережив фактическое банкротство, две мучительные реструктуризации, несколько громких уголовных дел и судебных процессов, потерю лучших кадров и прежнего положительного имиджа, так и не ожил. Сегодня он больше всего напоминает некий “Летучий голландец”, время от времени выныривающий из плотного тумана, накрывшего в начале 2009 года финансовый сектор страны, и приносящий несчастье тем, кто с ним непосредственно сталкивается.
На этот раз не повезло как раз Кайрату Келимбетову и Григорию Марченко.
Будучи обязанными выполнить указание елбасы выйти из трех частных банков, захваченных правительством четыре года назад, они не нашли другого выхода как перевесить проблему на шею, оказавшуюся поблизости. В силу узости казахстанского рынка этой шеей оказалась собственность Тимура и Динару Кулибаевых, а именно “Народный банк Казахстана”.
Не секрет, что данное намерение не вызвало у зятя и дочери елбасы восторга. В результате мы наблюдаем уникальный для нашей страны информационный наезд со сторонытоп-менеджеров группы “Визор” на того же Григория Марченко, причем с бюрократической точки зрения наезд не просто жесткий и прямой, но наглый и откровенный.
А поскольку все это происходит на фоне внутриполитической интриги вокруг других идей правительства и Нацбанка РК, вроде увеличения возраста выхода на пенсию для женщин, создания единого накопительного пенсионного фонда под контролем государства и единого процессингового центра, то и выглядит для стороннего наблюдателя, как свара пауков в банке.
И хотя персонально “высеченным” и уволенным оказался только Серик Абденов, а правительству и Нацбанку РК досталось от президента только в общем и целом, осадок от всей этой истории получился заметным и мутным.
Хотя, похоже, это еще не конец. На прошлой неделе к протестующим против попытки забрать у “Народного банка Казахстана” его пенсионный фонд и отдать ему взамен БТА присоединилсяАлександр Павлов.
Дело в том, что этот госдеятель всегда считался “человеком” Нурсултана Назарбаева и никого другого. Именно поэтому часто высказывались подозрения, что на самом деле “Народный банк” принадлежит елбасы, а его средняя дочь и зять просто в доле и работают номинальными держателями.
Так вот, выступление председателя Совета директоров “Народного банка Казахстана” с заявлением, что сделки по покупке пенсионного фонда государством и покупки БТА Народным банком должны быть разделены между собой, и осуществляться за деньги, свидетельствует, что схема, придуманная Келимбетовым и Марченко, еще не санкционирована на самом верху.
В результате может оказаться, что правительство выкупит пенсионный фонд “Народного банка” за 600—700 миллионов долларов, но откажется приобретать БТА. И тогда встанет вопрос, кто же не выполнил указание Нурсултана Абишевича выйти из этого финансового института?
Возможно, именно этим объясняются слухи о том, что между старыми союзниками Тимуром Кулибаевым и Каримом Масимовым начали бегать “черные кошки”. Если это так, то все закономерно.
Карим Кажимканович в качестве главного управляющего при первом президенте не может позволить БТА обанкротиться, так как это будет свидетельствовать о том, что Назарбаев может ошибаться или принимать неправильные решения. С другой — у государства нет возможности тащить дальше этот чемодан без ручки.
Поэтому нынешний руководитель администрации президента оказался перед суровым выбором: или повесить БТА на “Народный банк Казахстана”, принадлежащий Тимуру и Динаре Кулибаевым, или на “Казкоммерцбанк”, где он через “Альнаир Холдинг” и Айгуль Нуриеву контролирует четверть акций.
Не удивительно, что Карим Масимов выбрал самый правильный для себя вариант и предложил забрать БТА “Народному банку”. Но если раньше против этой идеи выступала только председатель правления, то теперь свое слово сказал “тяжеловес” Александр Павлов. Причем он выступил не только против навешивания на свой финансовый институт БТА, но и против другой идеи главы Нацбанка — фонда проблемных кредитов.
Все это означает, что окончательного решения о судьбе БТА нет, в результате чего спецоперация Кайрата Келимбетова и Григория Марченко может провалиться. Со всеми вытекающими из этого бюрократическими последствиями.
Единственное что может спасти их от гнева “лидера нации”, так это обстоятельство, которое в устах директора, назначенного еще Сталиным, прозвучало бы так: “я бы тебя, дурака, давно уволил бы, да остальные еще дурнее тебя”.