Речь президента началась с традиционного объявления о достижениях российской науки, техники и экономики. Например, он уверенно похвастался запуском большого числа спутников. Дальше речь зашла о личных заслугах — и в голосе появились стальные интонации. Президент заявил, что обновил состав руководителей регионов более чем наполовину и эффективность такой политики налицо. «Приведу в пример Москву: недавно назначенная команда уже сократила в два раза количество процедур, требующихся для начала строительства, а это было больным местом для развития нашей столицы», — сказал Медведев, и, в принципе, отставка Лужкова, таким образом, была оправдана.
Далее Медведев предупредил об опасностях возникновения пузырей в экономике («лопаются так, что сотрясается планета»), убедил (видимо, себя как часть тандема) не рассчитывать на высокие цены на нефть, а жить по средствам (при этих словах одобрительно закивал министр финансов России Алексей Кудрин). При этом президент использовал в речи веселое словосочетание «шальные деньги», на которые полагаться, конечно, не стоит.
А чтобы деньги в экономике были не шальными, экономика должна стать открытой. «Иначе мы упадем и ударимся очень больно», — заверил присутствующих Медведев и неожиданно объявил, что уже в этом году Россия может вступить в ВТО. По крайней мере, он этот срок считает реальным, «если не начнутся политические игры». Он пожаловался, что из России пытаются выбить «неприлично много уступок». Россия, как известно, пытается вступить в ВТО уже 18 лет. Это рекорд, но не тот, которым можно было бы гордиться.
На этом экономическую часть выступления президента можно было считать завершенной. Сделав реверанс в сторону высокого гостя из Китая — председателя Китайской Народной Республики Ху Цзиньтао («Стратегическое партнерство между Россией и Китаем помогает делать мир более стабильным и динамически развивающимся»), а также упомянув автора любимых им гаджетов Стива Джобса, Медведев перешел к программным заявлениям.
«Государству все еще принадлежит большая часть экономических активов», — напомнил Медведев. Как выяснилось чуть позже, государство в лице президента готово с легкостью расстаться с пакетами акций госпредприятий. Но пока Медведев готовил аудиторию к либеральным идеям, объясняя, что будущее страны — за частным бизнесом.
Медведев говорил о «своем выборе» и противопоставил себя новому детищу премьера Путина — «Народному фронту». «Плановые пятилетки», которые, как известно, пропагандируют «Народный фронт» и «Единая Россия» Путина, Медведев, насмешливо назвал «ласкающими слух некоторых экспертов» и объявил, что это не вариант. Он также связал «принципы ручного управления» с коррупцией и низкой предпринимательской активностью.
Стало понятно, что президент уже готов стать кандидатом в президенты. Медведев не просто открывал форум, он давал старт своей предвыборной кампании.
Дмитрий Анатольевич активно развивал тему либерализма, говоря, что государство должно меньше вмешиваться в экономический процесс. «Потенциал этого пути (государственного вмешательства в экономику) исчерпан. Это не мой выбор, мой выбор другой», — сказал президент. Кстати, фразу «мой выбор» он повторил бесчисленное количество раз. И если этой фразой он хотел
«За пресловутой стабильностью может скрываться застой», — сделал еще один выпад в сторону премьера Медведев. Ведь именно Путин пропагандирует спокойное, стабильное развитие. Президент же уверен, что нужен рывок, модернизационный, разумеется.
Глава государства перечислил пять пунктов программы на ближайшие годы. Он говорил об инвестиционном климате, борьбе с коррупцией, модернизации судебной системы и ее эффективности, децентрализации полномочий и ответственности чиновников, правоохранителей, следователей за решения, вредящие бизнесу. Вроде бы ничего нового. Но далее президенту удалось сорвать аплодисменты. «Экономике нужны новые шаги, — заявил он. — Государству не нужны столь большие объемы собственности».
По его мнению, известные планы приватизации правительства скромны. Он полагает, что необходим отказ от контрольных, а в ряде случаев и блокирующих пакетов «акций, находящихся в собственности государства компаний». «До 1 августа необходимо скорректировать график приватизации», — распорядился президент. Впервые за время выступления раздались искренние аплодисменты.
Далее с трибуны зазвучали вовсе диссидентские фразы о том, что «систему нужно менять», проводить «децентрализацию полномочий в пользу муниципальной власти» (то есть, по сути, разрушить любовно созданную Путиным вертикаль власти). Затем Медведев обвинил некоторых следователей в рейдерстве, подтвердил снижение ставки соцстрахования до 20% для малого бизнеса и до 30% для крупного. Заодно предложил расширить административные границы Москвы и упростить въезд в страну для иностранных инвесторов.
Говорил он и об изменениях в структуре правительства страны, цитировал Карамзина и намекал, намекал, намекал на выборы. «Граждане создадут свой успех, а значит, успех государства», — сказал президент.
…После Дмитрия Медведева на пленарном заседании выступил глава Китая Ху Цзиньтао. Он говорил на родном языке и долгое время его речь никто не переводил на русский. Впрочем, в этом, кажется, не было большой необходимости, участники форума приходили в себя после речи президента России.
Следите за развитием событий на международном экономическом форуме в
Continued here:
Президент на форуме сделал личный выбор