Этим летом четверо национал-патриотов совершили автопробег по Казахстану. За 40 дней они проехали 14,5 тысячи километров, заглянув в каждую область республики. Главное, что хотели узнать путешественники, — как живет казахский аул. Своими впечатлениями о прошедшей экспедиции решил поделиться журналист Умирзак Акжигит. Вот его путевые заметки.
Автор: Умирзак АКЖИГИТ
«Счастье — это когда наши желания совпадают с нашими возможностями»
(к/ф «Кавказская пленница»)
В хадж — по Казахстану!
После того как 7 июля озарила нас идея совершить автомобильную экспедицию по всем областям Казахстана (таковой, к слову, не было в истории нашей страны), мы целый месяц искали спонсоров. К кому только не обращались! И к чиновникам из правительства, и к парламентариям, и к руководителям партии, и к крупным предпринимателям. Через месяц поняли, что честная, правдивая, полученная из первых уст информация кроме нас самих — национал-патриотов — никому не нужна.
И точно, спонсировал нас экономист, индивидуальный предприниматель Мухтар Тайжан. К тому же оказалось, что он тоже давно болел этой идеей. И мы были на сто процентов согласны с его мнением в конце поездки, что «если истинный мусульманин один раз в жизни обязан совершить хадж в Мекку (при условии, что у человека нет долгов, в том числе и кредита, и он может себе это позволить), то настоящий патриот обязан совершить поездку по всему Казахстану». Потому что увидеть нашу страну и не влюбиться — невозможно! А патриотизм только там, где есть любовь…
Меркенские «мертвые» души и таразские чиновники-чародеи
Нашей первой остановкой было АО «Племенной завод «Мерке», что в Меркенском районе Жамбылской области. Остановились мы там потому, что Нуржан Жуманов (уважаемый человек в районе, бывший много лет директором местной школы, у него мы хотели получить бата-благословение перед дальней дорогой) передал просьбу аксакалов аула о встрече с нами. Встреча прошла в кабинете акима данного сельского округа Акермен Усера Абенова.
После той встречи мы несколько дней приходили в себя… Оказалось, президент вышеназванного АО Дуйсенхан Садыров все 20 (!) лет независимости творил настоящий беспредел. Например, он запросто может оставить без воды целый аул, из-за чего все погибает на огородах. Даже солому не дает людям. Без преувеличения можно сказать, он превратил людей в скот. Невооруженным глазом было видно, что аульчане, акционеры «Мерке», хотя физически живы, духом они давно мертвы.
Нужно отдать должное: они попытались сопротивляться перед «смертью». Несколько лет тому назад 200 акционеров хотели провести внеочередное общее собрание, но не хватило силы духа — сдались под угрозами главных специалистов. Последняя попытка была прошлой осенью: работники 15 дней проводили сидячую забастовку перед офисом АО. Но Садыров и не подумал прислушаться к требованиям людей, вместо этого он сразу перешел к атаке. К ней он подключил районного прокурора, председателя районного суда, полицию — и «маленький Жанаозен» приказал долго жить…
Председатель совета ветеранов сельского округа Жойкынбек Нурланов: «Вот, сидит перед нами наш аким, но у него нет абсолютно никаких полномочий для решения вопросов. А в советское время директор того же племзавода раз в квартал обязан был отчитываться перед 24 депутатами местного совета! Почему наша власть не хочет этот вопрос решить в государственном масштабе?!»
Действительно, почему? Потому что не хочет делиться полномочиями. Другого ответа придумать нельзя. Это — первое доказательство того, что наша власть имеет все, кроме желания.
Второе доказательство еще хлеще, из области абсурда. Но в жизни все возможно, и возможно оно только у нас. В северной части города Тараза расположено 37 дачных массивов. В 90‑е эти заброшенные дачи были заселены оралманами. Но наша несравненно мудрая власть узаконила земельные участки, а дома, которые на них стоят, не стала оформлять. Участок — ваш, дом — нет. И вы не имеете права прописаться по этому адресу. А это значит, что вы не можете получить пособие на детей, не можете даже обратиться к врачу.
Председатель общественной организации «Ел болашағы» Умирбай Сабыров рассказал, что они уже 20 лет борются с этим, но все безрезультатно: «Руководители города перед каждыми выборами обещают все исправить в ближайшие дни. Только после выборов они исчезают».
Милый способ изолировать адайцев
Что означает казахская мудрость «есть дорога близкая, но дальняя», мы поняли, когда не послушались совета ехать из Актобе в Актау через Уральск и Атырау, а поехали дорогой Кандыагаш — Макат. Но даже эта трасса, которую мы назвали «Дорога мучений» померкла перед дорогой Бейнеу — Шетпе. Оказывается, ее давно величают не иначе, как «Дорогой смерти». Врагу не пожелаешь проехать по ней. Какими только словами мы не поминали акимов области, министров и других высокопоставленных вельмож, которые за 20 лет так и не смогли, точнее не захотели, положить асфальт на этом отрезке в 300 километров. А ведь эта дорога соединяет полуостров Мангышлак — «казахскую Камчатку» — с «большой землей».
Какого мнения были о руководителях нашей страны водители фур (в основном с иностранными номерами), думается, ясно без слов. Легковых же автомобилей на этом участке фактически не было видно. Оно и понятно, кому охота гробить свое дорогое имущество? К слову, здешний люд обходится «маздами», название машины остряки расшифровывают как «мангистауский автомобильный завод для адайцев». Более богатая часть общества предпочитает «Тойоту-Ландкрузер».
О чем же говорит состояние дорог? По мнению Мухтара Тайжана, это самый милый способ изолировать непокорных адайцев. На самом деле, если бы была классная дорога до Бейнеу, а оттуда — до Аральска, насколько бы это облегчило передвижение мангистауцев в другие области Казахстана!
Вообще, где в основном живет казахское население, там дороги нет, а где живут русские, там дороги хорошие. Эту закономерность не заметить было невозможно. Как говорится, это плод политики двойных (если не сказать, двуличных) стандартов нашей власти. Впрочем, она особо это никогда и не скрывала. Сколько раз было сказано с высоких трибун на казахском языке: «Потерпите, все будет хорошо».
Нет дороги и в Центральном Казахстане, бывших Тургайской и Жезказганской областях, и в Восточном Казахстане — такая же картина от Маркаколя до Зайсана и далее — до Аягуза (не считая, конечно, отремонтированных в радиусе 40—50 км от Зайсана участков). От Аягуза до Жидебая, где покоится прах великого Абая (и Шакарима тоже), опять нет дороги. В целом по республике только дорогу Астана — Кокшетау, и то благодаря Бурабаю, зоне курортов и казино, можно называть дорогой в полном смысле этого слова.
Откуда нормальным дорогам взяться, если у нас до сих пор нет даже своего битумного завода! Президент страны в 2010 году на внеочередном Х съезде НДП «Нұр Отан» распорядился построить завод, а введен в строй он будет только в следующем году, аж к 22-годовщине независимости.
Дороги — единственный фактор, тянущий за собой, как локомотив, всю экономику, значит, построив дороги, мы можем поднять благосостояние народа. Не зря же родилась поговорка: «Америку сделали Америкой ее дороги». А наша элита, состоящая в основном из докторов наук, упорно не хочет понять этого. Какое еще нужно доказательство, что у нашей власти есть все, кроме желания?!
Еще один маленький факт, связанный с дорогами, почти что курьезный. В Южно-Казахстанской области на территории Аксу-Жабаглынского заповедника находится пик Сайрама. Там и туристская зона есть. Раньше от села Каскасу до этой зоны вела гравийная дорога. В прошлом году она была заасфальтирована. И финансировал работу… один арабский шейх, купивший себе участок у подножия гор. Что же теперь нам делать, ждать, когда появятся другие шейхы, которые проложили бы дороги до Алаколя, Маркаколя, в Алтын-Емеле и к другим «шедеврам природы», коими так богата наша земля?!
«Пустующая земля просит к себе врагов»
Так гласит казахская мудрость. От Атырау до Кокшетау примерно 2500 км. И на этом расстоянии вдоль дороги республиканского назначения почти что нет населенных пунктов. Такая огромная территория с плодородной землей, с прекрасной природой пустует. И дороги пустые. Мы, когда из Костаная въехали на землю Северо-Казахстанской области, только через полтора часа встретили первую машину! И само собой, животных в степи стало меньше, чем три года назад, когда мы с руководством партии «Алга!» проехали по маршруту Астана — Степногорск — Кокшетау — Петропавловск — Костанай. Потому что держать живность стало очень невыгодным делом, отвезти и продать мясо и молоко на рынке из-за транспортных расходов — себе дороже.
И больше всего у нас душа болела из-за ужасающего положения сел. Они дышат на ладан. И в ауле Ак ермен на юге страны, и в Благовещенском районе на севере, и в Катон-Карагайском районе на востоке одна и та же картина — в селах трудно найти новые дома. Если у нескольких домов в селе поменяли шифер на крыше — большая радость. Потому что население там не растет: казахская молодежь, окончив школу, уезжает в город, русские — в Россию. Потому что на селе нет ни работы, ни домов культуры. Как в том же селе Райымбек, которое уже вошло в состав Алматы. Это — у большой дороги!
А в глубинке до сих пор съезжают с насиженных мест. 20 победоносных лет независимости прошли мимо аулов и сел. Число жителей страны еще не достигло уровня 1991 года. И не достигнет: подпитка из сел давно не идет. И миграция казахов из-за рубежа искусственно остановлена. С одной стороны, это хорошо — власть наконец-то сбросила маску и показала свое истинное лицо. Ведь эта власть все 20 лет била себя в грудь: «Мы, как Израиль и Германия, третья страна в мире, делающая все возможное для возвращения своих сыновей и дочерей на историческую родину», хотя не было и сотой доли еврейской или немецкой заботы о возвращавшихся. Действительно, зачем нашей власти пять миллионов казахов из-за рубежа, когда она казахов, живущих здесь, давно превратила в людей второго сорта?
И сегодня наш восточный сосед не теряет времени даром — в Интернете появились сообщения о том, что Китай планирует в течение ближайших 20 лет около 20 миллионов своих граждан переправить в Казахстан. Если учесть, что в начале 80‑х годов за пять лет примерно 10 миллионов китайцев оказались в США и, хотя после этого американские власти наглухо закрыли двери перед ними, было уже поздно: во всех крупных городах США сейчас процветают «чайна-тауны», куда не может сунуть свой нос даже всесильная американская полиция, — опасность, нависшая над казахской нацией, более чем очевидна.
«Казахский народ не спит»
Обо всем увиденном в одной статье не расскажешь, поэтому мы остановились только на самых важных социальных и политических моментах. Очень содержательный разговор с ветеранами состоялся в Кызылорде. Смысл его свелся к тому, что нельзя говорить: «Казахский народ спит». Только он ждет того момента, когда кончится безграничное терпение казахского народа и жить станет совсем невмоготу. Роль спички для стога сена или соломинки, переломившей хребет верблюду, может сыграть любой фактор.
Например, по мнению бывшего директора передового совхоза в масштабе Советского Союза «Кармакшинский» Исагали Жумагулова, этим фактором может быть новый налог на сельхознаделы. «Крестьянские хозяйства, не имеющие ни денег, ни техники, освоить наделы по определению не могут. Я до 1997 года не давал свой совхоз приватизировать, но не смог противостоять всестороннему давлению. Когда бываю там, мне больно смотреть на то, что осталось от некогда цветущего хозяйства-миллионера».
Аксакалы были едины во мнении, что развиваться государству не дает, вернее отбросили его как минимум на 50 лет назад, именно нечестность, алчность руководителей сверху донизу. Да и не только аксакалы, а почти все, с кем нам приходилось говорить, пеняли именно на повальную коррупцию. Наша элита хранит свои нажитые «непосильным трудом» деньги в западных банках (именно по этой причине, как говорит Збигнев Бжезинский, «еще вопрос, ваша элита она или наша») и имеет в одном только Дубае целый микрорайон из трех тысяч коттеджей, где есть даже улицы им. Курмангазы и Н.Тлендиева, а если приплюсовать сюда их «запасные аэродромы» в Лондоне и других городах Европы, Азии и Америки, наберется как минимум еще три тысячи коттеджей. Поэтому на местах всем уже ясно, что такая элита неминуемо приведет наше государство к краху.
В связи с этим ответы на знаменитый вопрос «что делать?» были самые разные. На наш взгляд, самый верный из них такой: прежде чем начинать бороться против кого бы и чего бы то ни было, сначала надо научиться бороться за себя, постоять за себя. За своих близких. Научиться быть сплоченными, солидарными. И это касается в первую очередь опять-таки представителей казахской нации. Потому что пока казахи не станут достойно жить на своей земле, ни о какой стабильности, тем более о процветании государства, говорить не придется.
Поэтому мы, национал-патриоты (это слово благодаря некоторым русскоязычным газетам почти что стало уже ругательным), предлагаем свою программу «Как нам обустроить Казахстан». Но об этом как-нибудь в следующий раз.
Read More:
Возможности есть, да желания нет