«То, что может произойти в Центральной Азии, превзойдет даже самые худшие ожидания Запада». Так считают эксперты аналитического агентства Stratfor. В опубликованной недавно статье «Волнения в Центральной Азии» они предупреждают о возможном сценарии развития событий в регионе после вывода американских войск из Афганистана в 2014 году.
Автор: Олег КУЗНЕЦОВ
«Худший» сценарий, по оценке Stratfor, предполагает возвращение домой «воинов ислама» — тех таджиков и узбеков, которые воевали в Афганистане против иностранных оккупантов. Это очень простой, но, к сожалению, вполне реальный сценарий. По той причине, что такой возврат станет технически возможным.
До начала операции по свержению Талибана северные территории Афганистана, как известно, контролировались коалицией Северного Альянса. Сегодня никакой коалиции, способной контролировать эту территорию, просто нет. Возникший вакуум власти может быть заполнен малоуправляемыми и децентрализованными группами вооруженных и готовых на все людей. Кто может их остановить с другой стороны границы?
Как пишут аналитики Stratfor, новые государства Центральной Азии еще даже не вышли на стадию постсоветского развития и управляются методами «в стиле Леонида Брежнева». Суть этого стиля проста — небольшая группировка вокруг вождя и политическая апатия широких масс. Как показывает история перестройки, такая система рушится до основания при первом же серьезном испытании — массы начинают требовать перемен, а окружение авторитарного лидера также быстро предает все так называемые «идеалы».
А теперь давайте представим, что в качестве такой угрозы выступит относительно немногочисленная, но профессионально подготовленная и испытанная настоящими военными действиями группа людей, к тому же мотивированная исламской идеологией. Как быстро начнут рушиться картонные по своей сути режимы региона?
В последнем обзоре International Crisis Group — международной неправительственной организации, отслеживающей конфликты во всем мире — упоминается заявление министра внутренних дел Таджикистана, сделанное им 18 января, в котором он признал присутствие в трех регионах небольших групп террористов, которые ранее сражались в Афганистане. Это заявление последовало за информацией о продолжавшейся целую неделю спецоперации против Исламского Движения Узбекистана.
В это же время президент Афганистана обсуждал с президентом США передачу Кабулу пленных, которые сегодня содержатся в Соединенных Штатах. Обама требует от Карзая признать иммунитет американских военных и только на этих условиях готов оставить в стране военный контингент после 2014 года. Карзай уклоняется от таких гарантий, ссылаясь на то, что подобное решение может принять лишь парламент Афганистана — Лойя-джирга.
Принять это решение для любого афганского политика сегодня может означать фактическое чподписание смертного приговора. Но те же политики уверены, что если будет реализован «нулевой вариант» (уход всего военного контингента), гражданская война в стране неизбежна. И тогда вероятность ее расширения на территорию центральноазиатских государств существенно повышается.
Второй сценарий развития событий в регионе, по мнению аналитиков Stratfor, может быть реализован и без влияния внешнего фактора. Просто по причине смерти одного из авторитарных лидеров региона. У них нет преемников и, что самое главное, отсутствует какой-либо механизм преемственности власти.
Отсутствие независимых общественных институтов и фактическое непризнание местных политических элит населением делают, по мнению аналитиков Stratfor, будущий конфликт практически неизбежным. А наличие всевозможных «культиков» на территории этих государств лишь увеличивает риски таких конфликтов.
По мнению Stratfor, нынешняя ситуация в регионе в реальности даже хуже и взрывоопасней, чем в арабских странах накануне «арабской весны». Причиной такой «взывоопасности» является наличие проблемы весьма произвольно проведенных в советские времена границы и межнациональные трения.
Казахстан, по оценкам Stratfor, может оказаться вовлеченным в этот конфликт из-за близости своих южных границ к Ферганской долине, Узбекистану и Кыргызстану — эпицентру будущего конфликта.
«Центральная Азия представляет собой сегодня пример потрясающего геополитического эксперимента. Устройство внутренних границ здесь не имеет никакого смысла. Этот регион богат полезными ископаемыми. Он оказывается в центре сплетения целой сети трубопроводов и противостояния влияния России и Китая. И этот регион политически нестабилен. Предсказать, как будет выглядеть политическая карта региона через несколько лет, труднее, чем где бы то ни было в мире», — заключают аналитики Stratfor.
Что ж, аналитикам, может, и интересно будет наблюдать за развитием этого «геополитического эксперимента». А вот гражданам этих стран, видимо, придется его пережить.
ОТ РЕДАКЦИИ: Этот материал должен был быть опубликован в казахстанской газете “Рипаблик”, не вышедшей на этой неделе из-за угроз прокуратуры в адрес сотрудников редакции.