Журнал Foreign Policy раскрыл стратегию продвижения в Казахстане компании Glencore. Власти Казахстана сыграли в этой истории очень важную роль. Продав этой корпорации «Казцинк», они заложили основу для ее будущего процветания.
Автор: Тихон АЛЕКСЕЕВ
Судя по недавним признаниям олигарха Виктора Вексельберга, компания Glencore сумела установить, по сути, монопольный контроль над экспортом металлов с территории бывшего СССР. То, о чем знали в последние десятилетия лишь инсайдеры, сегодня становится достоянием широкой общественности.
Своим влиянием на территории СНГ компания во многом обязана отцу-основателю — Марку Ричу, который еще в советские времена оказывал тогдашнему руководству страны неоценимые услуги при проведении многих весьма специфических внешнеторговых сделок. В те времена контейнеры с диковинной надписью Marc Rich можно было увидеть в любых регионах СССР. Впоследствии компания была переименована в Glencore (краткая версия от Global Energy Commodities and Resources).
Рича долго и безуспешно преследовали в США за махинации на нефтяном рынке, пока Клинтон не простил его в последний день президентства в 2000‑м году. Сейчас сам Рич отдалился от дел, но основанная им компания уверенно продолжает начатое дело.
Основой для процветания Glencore, по мнению как экспертного сообщества, так и бывших сотрудников компании, как было, так и остается умение «правильно выстроить» отношения с «туземными лидерами» — главами стран и важными чиновниками в странах, богатых природными ресурсами.
В опубликованной в последнем номере журнала Foreign Policy статье «Гигант среди гигантов» подробно рассказывается о том, как реализовалась эта стратегия в последние десятилетия. Власти Казахстана сыграли в этой истории очень важную роль, фактически заложив основу для будущего процветания корпорации, продав ей «Казцинк».
Сделка для Glencore стала «редкой удачей». Именно так можно определить факт (зафиксированный в годовом отчете компании) «внезапного» роста резервов на месторождениях «Казцинка» — Васильковском, Малеевском и Риддер-Сокольном. Запасы золота оказались выше прогнозируемых на 50%, цинка — на 67%, а меди — на 136%. Впрочем, «Республика» много раз писала и указывала источник этого везения. Сегодня эта информация становится доступной и мировой общественности. Ниже мы предлагаем перевод той части статьи, в которой говорится о казахстанской саге истории Glencore.
ГИГАНТ СРЕДИ ГИГАНТОВ
Кен СИЛЬВЕРСТАЙН
Обеспечивать процветание олигархов было основным занятием Glencore, что можно увидеть невооруженным глазом в Казахстане — одном из «многообещающих политических владений» с огромными энергетическими и минеральными ресурсами.
В апреле 2011 года президент Нурсултан Назарбаев, возглавляющий государство на протяжении уже более чем двух десятилетий, набрал 95,5 процента голосов на выборах, которые многие считают сфальсифицированными.
На протяжении последнего десятилетия экономика страны росла за счет новых месторождений полезных ископаемых. Прибыли не утекали в песок — утопающие в деньгах нувориши вступили в ряды самых отчаянных транжир планеты.
В секретной дипломатической телеграмме, опубликованной WikiLeaks, отмечается, что руководители страны «способны предаваться своим хобби с большим размахом, не щадя средств на прилет Элтона Джона на концерт в Казахстан или распродавая отечественное имущество для обустройства дворца в Объединенных Арабских Эмиратах».
Перспективы Glencore в Казахстане также можно назвать радужными. Здесь компании принадлежит более половины акций «Казцинка», крупнейшего производителя золота, свинца и цинка, т.е. около $7,6 млрд на момент эмиссии его акций. Glencore владеет несколькими активами в Казахстане. Более того, по данным Deutsche Bank, объемы его добычи золота в стране, как ожидается, удвоятся к 2015 году.
В связи с тем, что у компании Glencore есть свои амбициозные планы относительно Казахстана, генеральный директор компании Айван Глайзенберг посетил страну в прошлом году для участия в инвестиционной встрече с высшими государственными чиновниками и предпринимателями.
Тем не менее, Казахстан может оказаться ловушкой для иностранных инвесторов. В отчете Департамента торговли США звучит предупреждение об «обременительных правилах, которые по способу ведения бизнеса нередко напоминают советские времена». Исследовательский центр «Heritage Foundation» упоминает о подобных проблемах в Республике Казахстан: «Коррупция по-прежнему широко распространена в этой стране, подрывая верховенство закона».
По этим причинам — и особенно потому, что крупные сделки в Казахстане, касающиеся минерального сырья, часто требуют личного одобрения Назарбаева — инвесторы требуют мощного местного спонсора, который был бы на короткой ноге с президентом. У Glencore — один из лучших: олигарх Булат Утемуратов, крупный инвестор в компании «Верный Капитал», второго по величине (после Glencore) акционера «Казцинка». «Верному» принадлежит 42% акций.
Казахстанский партнер Glencore основал «АТФ Банк» в начале посткоммунистической эпохи и стал миллиардером в 2007 году, когда он продал его итальянскому банку UniCredit. Аппаратчик советской закалки владеет через «Верный капитал» люксовыми отелями «Ritz-Carlton» в Москве и Вене. Благодаря Glencore Утемуратов, который в настоящее время занимает должность специального посланника Назарбаева в соседнем Кыргызстане, в ближайшем будущем станет еще богаче.
В проспекте эмиссии акций Glencore говорится о намерении компании выплатить «Верному капиталу» дополнительные $3,2 млрд за оставшуюся долю в «Казцинке». Glencore хочет увеличить свою долю в компании до 93 процентов. Сейчас «Казцинк» — крупнейшее владение Glencore после компании «Xstrata».
Утемуратов — бывший глава могущественного Комитета государственной безопасности Казахстана, который когда-то занимал ключевой пост в правящей партии и работал руководителем администрации Назарбаева в 2006—2008 годы. Инсайдерам он, прежде всего, известен как консильере (финансовый советник, термин, ставший популярным в США после публикации романа «Крестный отец» и последующей его экранизации — ред.) президента. Он является одним из тех немногих людей в стране, которые могут в любое время добиться встречи или телефонного разговора с Назарбаевым.
Как рассказал мне один западный эксперт по Казахстану: «Вы не можете вести какой-либо крупный бизнес в Казахстане без согласия президента, а этого вы не сможете добиться без прямого доступа к президенту, который, в свою очередь, для вас может обеспечить Утемуратов».
«Если вам что-либо нужно, то вы можете попросить о том, чтобы ваш генеральный директор встретился с президентом, и такой ход может сработать. Кроме того, вы можете получить помощь, если вам удастся повлиять на него при содействии главы вашего собственного государства. Однако самый эффективный и надежный способ получить то, что вам нужно, — это заручиться поддержкой от кого-то из местных, кто входит в ближайшее окружение Назарбаева, и Утемуратов является одним из весьма немногих людей в этом списке», — рассказал мой собеседник.
В мае 2011 года группа оппозиционных политиков опубликовала открытое письмо, жалуясь, что «Казцинк» и другие бывшие госпредприятия были приватизированы на темных условиях, что позволило Утемуратову и другим инсайдерам сорвать внушительный куш благодаря своим связям с правящей семьей. Glencore рискует лишиться своих активов в стране, говорится в письме. При этом составители добавляют: «В случае любых изменений режима в Казахстане в сторону демократии всякий вопрос о приобретении какой-либо доли в «Казцинке»… будет подлежать пересмотру».
Read this article:
Glencore и консильере Назарбаева