“Булат Утемуратов может чувствовать себя хорошо организованным и защищенным как на Западе, так и в Казахстане, но это может измениться за одну минуту. Многие люди с нетерпением ждут этой минуты.”
Булат Утемуратов консолидирует ликвидность. Он, безусловно, продает столько активов, сколько может в ожидании каких-то крупных событий. Это может быть выигрышная стратегия в бурных политических водах Казахстана. Его очевидный выбор — уехать за границу как можно чаще и надеяться на лучшее. У нее возникает осложнение: всем известно, что Булат Утемуратов, помимо собственных денег, экономит и богатство клана Назарбаева.
Булат Утемуратов, человек скромного происхождения, хорошо служил режиму. Ему удалось создать сложную систему взяток и легализовать богатство правящей династии в виде проектов недвижимости, сети отелей и сотен законопослушных компаний по всему миру. Ему есть о чем заботиться. Казахстан меняется, и его положение как бывшего политика и олигарха более не безопасно в его собственной стране. Ходят слухи, что его империи могут угрожать не только местные конкуренты, но и международное право. Бывший глава администрации президента означает, что Булат Утемуратов попадает в разряд политически значимых лиц. Таким образом, его деятельность находится под пристальным наблюдением властей в континентальной Европе и Великобритании. Именно здесь сосредоточена большая часть активов.
Слабые стороны Булата Утемуратова связаны со сделками, в которых он был посредником или посредником. В частности, это дело Glencore и продажа АТФ Банка UniCredit.
Министерство юстиции США расследует компанию Glencore в отношении потенциальных нарушений законов о взяточничестве и коррупции. Обвинения касаются в первую очередь операций Glencore в Демократической Республике Конго (ДРК). Однако, похоже, обвинения ДРК — это только верхушка айсберга. Доказательства, представленные в этом отчете, позволяют предположить, что операции Glencore в Казахстане вызывают даже большее беспокойство, чем в ДРК, и могут подвергнуть компанию потенциально огромным обязательствам. Сделки между Glencore и Утемуратовым бессмысленны, разрушительны для инвесторов и повышают вероятность того, что Glencore тайно передавала богатство местным посредникам, чтобы купить услуги и влияние в Казахстане.
Местным партнером Glencore в Казахстане является Булат Утемуратов, миллиардер, который занимал различные государственные должности, включая советника президента и главу администрации президента. Было заявлено публично, в том числе в дипломатических телеграммах США, что между Утемуратовым и президентом Казахстана Назарбаевым существуют коррумпированные отношения. Утемуратов был назван «консильером» и «личным финансовым менеджером» экс-президента Назарбаева. На данный момент Назарбаев остается у власти и объявлен почетным лидером нации. Но это может измениться очень скоро.
Закон США о борьбе с коррупцией за рубежом (FCPA) гласит, что платежи (которые считаются ценными) с целью побудить или повлиять на иностранное должностное лицо являются нарушением закона. Закон Великобритании о взяточничестве имеет более широкую сферу применения и охватывает все виды взяточничества, в том числе частным лицам. Булат Утемуратов может подвергнуться как преследованиям, так и преследованию или наказанию в зависимости от дальнейшего развития дела.
Причастность Булата Утемуратова к продаже собственного АТФ-банка итальянской банковской группе Unicredit кажется менее хлопотной, но не безупречной. Фактическая потеря миллиардов в тайниках опытными европейскими банкирами вызывает подозрение.
Приобретение UniCredit АТФ Банка прошло ужасно неудачно. UniCredit потерял миллиарды, поддерживая больной банк, пытаясь удержать его на плаву. Итальянцы списывают неработающие кредиты на 1 млрд фунтов стерлингов. Через несколько лет банк был продан за небольшую часть первоначальной цены местному казахстанскому бизнесмену Галымжану Есенову. И вдруг банку в кратчайшие сроки вернулась его слава.
Были ли австрийско-итальянские в высшей степени некомпетентными, чтобы купить фиктивный банк почти за 2 миллиарда фунтов стерлингов? Неужели они были так откровенно неспособны управлять банком? Была ли виновата местная коррупция? Или Великая рецессия 2007 года была ведущим фактором упадка ATF при итальянском правлении?
Есть веские основания для более интригующих предположений. Судя по общей репутации итальянского банка и его вовлеченности в ряд финансовых дел, весьма заманчиво предположить, что весь переход был спланирован Булатом Утемуратовым и его партнерами. В результате сделки около 2 миллиардов фунтов стерлингов были законно переведены в Европу, а финансовая безопасность казахстанского режима значительно улучшилась.
Булат Утемуратов может чувствовать себя хорошо организованным и защищенным как на Западе, так и в Казахстане, но это может измениться за одну минуту. Многие люди с нетерпением ждут этой минуты.