Минфин предлагает всем плательщикам НДС поэтапно перейти на использование электронных счетов-фактур. Нововведение, как всегда, с двойным дном – с одной стороны, бизнесмены смогут экономить до пяти миллиардов тенге на бумаге и почтовых пересылках. С другой, предприятиям придется вести двойную отчетность, то есть либо увеличивать зарплату своему бухгалтеру, либо нанимать ему помощника.
Автор: Серик БАЙДАУЛЕТОВ
Презентация намерений Министерства финансов состоялась в минувшую пятницу на «круглом столе» по вопросу внедрения электронных счетов-фактур в Казахстане. Началась она, как и полагается, с демонстрации достижений республики в области электронного документооборота: по сведениям главы Минфина, по удельному весу сдачи налоговой отчетности в электронном формате Казахстан оказался в числе лидеров «не только среди стран постсоветского пространства».
- Тот показатель, который сегодня есть, — 86% — это показатель, сопоставимый с показателями развитых стран, — заявил министр Болат Жамишев. — Понятно, что предстоит очень большая работа по оптимизации всех налоговых процедур, и одним из важнейших направлений мы видим такую оптимизацию через информатизацию взаимодействия Налогового комитета с налогоплательщиками.
В качестве следующего шага и предполагается внедрение электронных счетов-фактур, которые, по словам зампреда Налогового комитета Аргына Кыпшакова, должны минимизировать существующие «большие затраты» на бумагу, почтовые марки и хранение бумажных счетов-фактур, тем более что на их поиск при налоговой проверке тратится много времени. Это обстоятельство, на которое больше жалуются налоговики, нежели проверяемые, заставило предположить последних, что нововведение больше нужно фискалам, чем предпринимателям. Однако Кыпшаков это опроверг.
- Часто говорят, что это нужно налоговикам. Нет, в первую очередь это для бизнеса нужно: международные эксперты считают, что переход на такую форму предусматривается как ключевой фактор повышения конкурентоспособности мировой экономики во многом за счет упрощения и автоматизации деловых процессов, — заявил он.
А для той части казахстанского бизнеса, которая никак не хочет проникаться заботами мировой экономики, спикер привел более шкурные расклады.
- Ежегодно 56 миллионов счетов-фактур в Казахстане выписывается, это не считая выписки населению и неплательщиками НДС. Это, получается, порядка 120 тысяч упаковок бумаги уходит ежегодно. Плюс транспортные расходы — курьер должен доставить. Если покупатель в другом городе, расходы на конверт, марки, на почту. Есть проблемы с архивами — эти счета-фактуры и покупатель, и продавец должны хранить где-то. Минимальная стоимость затрат на выписку одного счета-фактуры составляет около 100 тенге. По данным Интернета, стоимость электронного счета-фактуры можно соизмерять со стоимостью бумажной как один к десяти. Следовательно, в случае перехода на электронные счета-фактуры в Казахстане минимальная экономия для бизнеса ежегодно составит как минимум пять миллиардов тенге, — подсчитал зампред Налогового комитета.
Министр финансов же, к его чести, решил добавить к расчетам фискала не только плюсы, но и минусы системы.
- Мы активно прорабатывали этот вопрос, запросили мнение консультантов Всемирного банка, которые работают с нами по совершенствованию налогового администрирования. Метод, безусловно, интересный, он позволяет практически решить вопрос с лжепредпринимательством, поскольку создание НДС-счетов делает бессмысленным создание лжепредприятий, и в этом смысле опыт очень интересный. Но не бывает чего-либо, каких-либо подходов, которые не имели бы и отрицательных моментов, — признал Жамишев. — Таковыми, по мнению консультантов ВБ, является то, что, по их расчетам, будет значительное изъятие оборотных средств у предприятий, это существенный минус для любой системы. Плюс это переход на кассовый метод по НДС, поскольку с международными стандартами финансовой отчетности бухгалтерскую отчетность нужно вести по методу начисления. Это означает, что предприятия вынуждены будут вести двойную отчетность: в налоговых целях — по кассовому методу и для цели учета — по методу начисления НДС. Это тоже минус, который можно отнести к информатизации НДС-счетов и открытию специальных НДС-счетов в казначействе.
Помимо этого, новый метод потребует внесения изменений в законодательство, поскольку действующим Налоговым кодексом «не представлено право выставления налогоплательщику в электронном виде счетов-фактур при отчете по НДС». То есть требуется законодательно утвердить, что электронная цифровая подпись юридически аналогична печати предприятия и подписи его руководителя. Кроме того, требуется утверждение формата электронного счета-фактуры, процедуры обмена этими документами. Ну и, наконец, необходимо обеспечить всех плательщиков НДС электронными цифровыми подписями.
В итоге, по словам Кыпшакова, решено перейти на электронный обмен счетами-фактурами для нацкомпаний, входящих в группу ФНБ «Самрук-Казына», с 1 июля 2012 года, а с 1 января 2013 года их опыт переймут все остальные налогоплательщики — плательщики НДС. При этом Жамишев упомянул о «добровольности» такого перехода, не уточнив, правда, останутся ли бумажные документы в качестве альтернативы. Но, судя по тому что фискалы убеждены в прозрачности электронной системы, характер перехода будет добровольно-принудительным.
- Если посмотреть опыт других стран, то электронные счета-фактуры внедрены в тех странах, где налоговое администрирование можно считать относительно успешным, и само внедрение не только делает прозрачным систему взаимоотношений, в том числе и по НДС при принятии НДС в зачет, при возмещении экспортерам НДС, — сказал глава Минфина. — Оно также создает возможности для внедрения различных инструментов системы управления рисками. Внедрение такой системы — это метод, который благоприятен для добросовестных налогоплательщиков и создает проблемы для недобросовестных. Поэтому я думаю, что во внедрении такой системы заинтересован не только сам Налоговый комитет, Минфин — заинтересован и бизнес, поскольку эти системы позволяют выстраивать иные отношения для добросовестных налогоплательщиков с учетом оценки рисков, которые эти взаимоотношения несут. То есть все базируется не на желании просто идти в ногу со временем. Ключевым является возможность выстраивания прозрачных отношений.
А председатель правления АО «Казахтелеком» Куанышбек Есекеев вызвался не только обслуживать инфраструктуру новой системы, но и быть хранителем архива электронных счетов-фактур.
- В 2014 году, если государство позволит, мы станем хранителями базы данных электронных счетов-фактур, — заявил он, не смущаясь тем, что решение еще окончательно не принято, а парламент не только не одобрил, но и в глаза не видел соответствующие законодательные поправки.
У Налогового же комитета планов громадье: помимо электронных счетов-фактур фискалы не исключают «в дальнейшем электронное применение других первичных документов — накладных, актов выполненных работ, договоров, актов сверок и заявок на приобретение товаров».
- Их тоже огромная масса, если счетов-фактур — 5 миллиардов тенге стоимость, это будет значительная экономия для бизнеса, — вновь надавил на цену вопроса Кыпшаков.
Read the original:
Экономить на бумаге — тратить на бухгалтеров