Премьера нового кинотворения «Шал» («Старик») отечественного драматурга Ермека Турсунова прошла накануне в развлекательном центре «Арман». Автор нашумевшего на западных просторах «глухонемого» фильма «Келiн», повествующего о непростой судьбе казахских девушек, на этот раз решил не изобретать велосипед и обратился за помощью к Эрнсту Хемингуэю. По мотивам повести классика «Старик и море» Турсунов и снял своего «Старика», используя национальный колорит – бескрайнюю степь.
Автор: Татьяна ЛАРИНА
Драма повествует о том, как небольшая семья — дед, невестка и внук — ведут самую обыкновенную, ничем не примечательную жизнь вдали от цивилизации. Отношения между ними натянуты, как это обычно бывает с людьми, чье общение ограничено узким кругом, но они изо всех сил стараются быть терпимыми друг к другу, жить, так сказать, по-людски.
«Лейтмотив фильма — великая степная мораль о необходимости делать добро и не ждать в ответ благодарности, о неспешном и несуетном течении времени без жажды наживы и богатств, о неприхотливости и самодостаточности, о неразрывной связи с легендарным кочевым прошлым его наследников», — говорится в пресс-релизе.
Как известно, то, что является качественным, не всегда можно назвать хорошим. То же самое случилось и с «Шалом». И режиссерская, и операторская работа поделана безукоризненно. Отдельный респект автору текстов: когда старик из заброшенного аула запросто прибегает к оборотам, достойным столичного тусовщика, а малолетний пацан разбирается во внедорожниках последней модели с уверенностью автопроизводителя, это заставляет улыбнуться.
Ну и, конечно, стоит отметить блестящую актерскую игру. Старика сыграл 63-летний Ерболат Тогузаков, успевший «засветиться» на первых ролях в таких фильмах как «Подарок Сталину», «Небо моего детства» и «Сказ о розовом зайце». Успешно дебютировал в роли его внука 13-летний Орынбек Молдахан. Стоит отметить, что это был редкий казахстанский фильм, в котором российский актер оказался на второстепенной позиции. Игорю Горшкову досталась крошечная ролька, правда, в начале фильма первым зритель видит в кадре именно его лицо.
Все 102 минуты картина держит в невероятном эмоциональном напряжении, в чем прямая заслуга Турсунова, выступившего не только автором сценария, но и режиссером-постановщиком. Однако, если окинуть «Старика» незамутненным страстью взглядом, возникает острое ощущение дежа вю. И дело здесь вовсе не в Хемингуэе.
Всего три года тому назад казахстанский режиссер Акан Сатаев выпустил на отечественный киноэкран одну из первых своих работ — триллер «Заблудившийся». Главного героя великолепно сыграл россиянин Андрей Мерзликин, не менее профессионально отработал и отечественный актерский состав, я, в частности, до сих пор не могу забыть Тунгышпая аль-Тарази, воплотившего в этой мистической картине князя тьмы. Так вот, основные моменты турсуновского «Шала», которые, собственно, и заставляют зрителя неотрывно смотреть на экран, в точности копируют сатаевского «Заблудившегося», уже, кстати, снискавшего себе славу и массу наград на зарубежных кинофестивалях.
Степь, потерявшийся на вроде бы знакомом пространстве путник, мистические нотки… С той лишь непринципиальной разницей, что у Турсунова пейзаж вышел более красочным, в чем есть немалая заслуга оператора-постановщика Мурата Алиева. И призывает он на помощь, чтобы усилить напряжение, не потусторонние силы, а степных волков, которые, оказывается, настолько чудовищны, что один из трех здоровенных мужиков, приехавший на них охотиться, при одном виде хищников умирает от разрыва сердца. У Сатаева сбившийся с пути истинного человек, оказавшись лицом к лицу с дьяволом, элементарно сходит с ума — что вполне объяснимо.
Тем не менее, стоит посмотреть на зрелищного «Шала», и именно на широком экране. Но вряд ли картина произведет на искушенного казахстанского зрителя столь же сильное впечатление в рамках домашнего киносеанса.
More here:
«Шал»: Турсунов велосипед не изобрел