Театралов Алматы накрыло «Лавиной»

Вче­ра на малой сцене дра­ма­ти­че­ско­го теат­ра им. Ауэ­зо­ва про­шел пер­вый из двух заяв­лен­ных на этой неде­ле спек­так­лей извест­но­го казах­стан­ско­го режис­се­ра Бола­та Ата­ба­е­ва «Лави­на». Дол­гое вре­мя этот спек­такль был под запре­том, но слу­чи­лось чудо, и зри­те­ли смог­ли уви­деть то, что так дол­го от них скрывали.

 

Автор: Шари­па ИСКАКОВА

 

Болат Ата­ба­ев не толь­ко талант­ли­вый режис­сер, но и чело­век с актив­ной граж­дан­ской пози­ци­ей, кото­рый не может про­хо­дить мимо зла, неспра­вед­ли­во­сти и рав­но­ду­шия. При­гла­шая зри­те­лей на спек­такль, он пре­ду­пре­дил, что день­ги, выру­чен­ные с про­да­жи биле­тов, будут пере­чис­ле­ны семьям погиб­ших и постра­дав­ших в декаб­ре про­шло­го года в Жанаозене.

Надо ска­зать, то, что про­изо­шло в Жана­о­зене, и то, что пыта­ет­ся образ­но пока­зать режис­сер в сво­ем спек­так­ле, пере­кли­ка­ет­ся. Ведь основ­ная мысль пье­сы — пока­зать, до чего страх дово­дит людей. Люди не могут жить пол­ной жиз­нью: любить, стра­дать, рожать детей, опа­са­ясь, что из-за про­яв­ле­ния эмо­ций им на голо­ву обру­шит­ся «лави­на».

Зри­тель­ский зал собрал немно­го наро­да, но при­шли как раз те, кто не жела­ет всю жизнь гово­рить шепотом.

Уви­деть спек­такль при­шли люди раз­ных воз­рас­тов и наци­о­наль­но­стей. Нико­го не оста­но­ви­ло отсут­ствие син­хрон­но­го пере­во­да (спек­такль идет на казах­ском язы­ке): насто­я­щее искус­ство понят­но всем без исключения.

Перед нача­лом пока­за Болат Ата­ба­ев рас­ска­зал предыс­то­рию и суть самой пье­сы и поде­лил­ся радо­стью: театр «Акса­рай» с этой пье­сой в апре­ле при­гла­шен в Тур­цию, в Анта­лью, где состо­ит­ся меж­ду­на­род­ный фести­валь. Вопрос, прав­да, в том, смо­жет ли поехать вме­сте с труп­пой сам режис­сер, ведь он сей­час нахо­дит­ся под под­пис­кой о невыезде.

«Лави­на» постав­ле­на в сти­ле мини­ма­лиз­ма, на сцене фак­ти­че­ски нет деко­ра­ций. При этом игра све­та и тени нико­го не остав­ля­ет равнодушным.

Дей­ствие про­ис­хо­дит в Тур­ции, эта гор­ная мест­ность назы­ва­ет­ся Ана­до­лу. Девять меся­цев — лави­но­опас­ный пери­од, поэто­му, по рас­по­ря­же­нию ста­рей­шин, люди там раз­го­ва­ри­ва­ют шепо­том и ходят очень тихо. Толь­ко три меся­ца в году мож­но гулять, играть сва­дьбы, общаться…

Сюжет рас­кры­ва­ет­ся на осно­ве исто­рии трех поко­ле­ний: дедуш­ка — бабуш­ка, отец — мать, сын и его жена. И вот в семье неожи­дан­ное собы­тие — сно­ха рожа­ет во вре­мя тиши­ны. Это ката­стро­фа! Роди­те­ли начи­на­ют обви­нять сына, что ребе­нок зачат в неуроч­ное вре­мя, пото­му что в этом селе­нии раз­мно­жа­ют­ся толь­ко по гра­фи­ку. Моло­дые кля­нут­ся, что все дела­ли так, как ска­за­ли стар­шие. Но тогда выхо­дит, что это семи­ме­сяч­ный ребе­нок, с ужа­сом начи­на­ет пони­мать семья. И пред­став­ля­ют, как она нач­нет кри­чать, как будет пла­кать мла­де­нец, и на селе­ние сой­дет лави­на. Роди­те­ли твер­дят сыну: «Не надо быть эго­и­стом, надо жить по зако­ну это­го села, надо при­гла­сить пови­ту­ху, она долж­на при­ве­сти совет акса­ка­лов, кото­рый при­мет реше­ние, что делать с тво­ей женой».

В ито­ге совет ста­рей­шин реша­ет зако­пать жен­щи­ну живьем. Муж про­те­сту­ет, пыта­ет­ся спа­сти свою семью. И, что­бы покон­чить с этим кош­ма­ром раз и навсе­гда, стре­ля­ет из ружья в воз­дух — лави­на не схо­дит ни от кри­ков роже­ни­цы, ни от выстре­лов… Люди начи­на­ют пони­мать, что они вери­ли в миф ста­рей­шин, кото­рые дер­жа­ли их в посто­ян­ном стра­хе и мани­пу­ли­ро­ва­ли ими. Они начи­на­ют про­те­сто­вать и одер­жи­ва­ют победу.

Зал на ура при­нял «Лави­ну», боль­ше 20 минут зри­те­ли апло­ди­ро­ва­ли стоя. Болат Ата­ба­ев при­знал­ся, что как нико­гда дово­лен игрой акте­ров, осо­бен­но того, кото­рый играл ста­ри­ка. Актер внес новые крас­ки, све­жие нот­ки в харак­тер сво­е­го героя.

- Я осо­бен­но сочув­ствую имен­но это­му пер­со­на­жу пье­сы: он когда-то пре­дал сво­е­го бра­та, кото­рый хотел петь и кри­чать. Он его сдал, а бра­та после это­го уби­ли. И вот он всю жизнь муча­ет­ся, не зна­ет, как изба­вить­ся от это­го гре­ха. И дума­ет, как помочь сво­е­му вну­ку, хочет спа­сти сво­е­го пра­вну­ка. А запрет кри­чать в этом спек­так­ле гово­рит о запре­тах в Казах­стане: ведь у нас тоже запре­ще­но гром­ко, сво­бод­но и пуб­лич­но выра­жать свое мнение.

Режис­сер под­чер­ки­ва­ет, что сего­дня этот спек­такль — мес­седж о Жана­о­зене. Кста­ти, на встре­че с евро­де­пу­та­том Пет­ром Бори­сом режис­сер рас­ска­зал об этой пье­се и тут же полу­чил пред­ло­же­ние: «А не хоти­те ли Вы ее пока­зать в Евро­пе?» Прин­ци­пи­аль­ное согла­сие депу­тат полу­чил, все опять упи­ра­ет­ся в под­пис­ку Ата­ба­е­ва. Впро­чем, сей­час есть надеж­да, что и Евро­па уви­дит твор­че­ство казах­стан­ско­го режис­се­ра и его артистов.

Справ­ка: Пре­мье­ра спек­так­ля «Лави­на» состо­я­лась 15 апре­ля 2010 года. В 2011 году на рес­пуб­ли­кан­ском теат­раль­ном фести­ва­ле, посвя­щен­ном 100-летию Бауы­р­жа­на Момы­шу­лы в Тара­зе, Болат Ата­ба­ев стал побе­ди­те­лем в номи­на­ции «Луч­ший режис­сер фести­ва­ля». Авто­ром этой пье­сы явля­ет­ся наш совре­мен­ник, турец­кий кино­ре­жис­сер Тун­чер Джуд­же­ноглы. По сло­вам Бола­та Ата­ба­е­ва, его турец­кий кол­ле­га тоже явля­ет­ся оппо­зи­ци­о­не­ром и стра­да­ет от пра­вя­щей пар­тии, кото­рая не допус­ка­ет его на мно­гие меро­при­я­тия. Поэто­му в знак соли­дар­но­сти с Тун­че­ром он и поста­вил эту пьесу.

Originally posted here:
Теат­ра­лов Алма­ты накры­ло «Лави­ной»

Статьи по теме

НАЗАРБАЕВСКАЯ ЖЕСТКАЯ АВТОКРАТИЯ  «СЪЕЛА» ЖИЗНЬ ЦЕЛОГО ПОКОЛЕНИЯ

Лукпан Ахмедьяров — о давлении на казахстанское медиа-пространство, своём отъезде из Уральска и возможности эмиграции вообще

Ба! Знакомые все лица