Похоже, карьера Данияра Акишева на государственной службе миновала некий важный рубеж. Это стало ясно на встрече 25 января т.г., когда Нурсултан Назарбаев впервые публично потребовал от председателя Национального банка РК изменить текущую денежно-кредитную политику регулятора.
Пресс-релиз Акорды об этой встрече без каких-либо комментариев перепечатали или пересказали многие отечественные медиа-ресурсы, видимо, оценивая случившееся как рядовое событие. Приведем его целиком, а затем прокомментируем (выделения сделаны нами):
«В ходе встречи Главе государства были представлены отчет об итогах деятельности Национального банка за 2018 год, а также информация о текущей ситуации на валютно-финансовом рынке страны.
Отмечая позитивную динамику ряда экономических индикаторов, Президент Казахстана остановился на вопросе эффективности предпринимаемых мер по снижению уровня инфляции.
- Инфляция на уровне 5,3% – это хороший показатель. Однако он достигается за счет сокращения объема ликвидности на рынке, а не эффективности экономики. Национальный банк и Правительство плохо работают в данном направлении. Изымая деньги, можно снижать инфляцию еще больше, при этом неизвестно, каким образом такое решение отразится на экономике. Вместе с тем, следует отметить заметное уменьшение количества долгосрочных кредитов, — сказал Нурсултан Назарбаев.
Глава государства, указав на принятие ряда поправок в действующее законодательство, также подчеркнул необходимость проведения соответствующего надзора в данной сфере со стороны Национального банка. В свою очередь Данияр Акишев рассказал о ходе исполнения озвученных в текущем Послании поручений по кредитованию обрабатывающей промышленности. Кроме того, председатель Национального банка доложил Президенту Казахстана о факторах, влияющих на изменение курса национальной валюты.
- Обменный курс тенге к доллару США за год снизился на 15,6%. Основными причинами стали внешние факторы. Мировые цены на нефть остаются очень волатильными. Такими же являются и внешние условия, в том числе сохраняющаяся протекционистская и санкционная политика. Однако режим свободного плавания обменного курса позволил нам абсорбировать все шоки и сохранить золотовалютные резервы, которые на конец прошлого года составили 30,9 миллиардов долларов США. Активы Национального фонда в иностранной валюте составили 57,7 миллиардов долларов США, — сказал председатель Национального банка.
Д. Акишев также представил информацию о проводимой работе в сфере кредитования и оздоровления финансового рынка.
- За счет улучшения финансового сектора мы даем возможность развиваться здоровым игрокам рынка. Считаю, что после принятых мер объемы кредитов значительно возрастут. Мы ожидаем, что в 2019 году увеличение составит более 10%, что выше номинального ВВП. Соответственно, кредиты станут более доступными, и ситуация постепенно улучшится. Мы выступаем в пользу более сбалансированного, нежели взрывного роста, который в будущем может привести к проблемам, — сказал председатель Национального банка.
В завершение встречи Глава государства дал ряд конкретных поручений
Дело в том, что Нурсултана Назарбаева, родившегося в 1940 году и имеющего профильное техническое образование, несмотря на то, что он долгие годы занимал должности секретаря ЦК Компартии Казахстана по промышленности и председателя Совета Министров Казахской СССР, а также защитил в Российской академии управления диссертацию на соискание степени доктора экономических наук, а также получил множество почетных ученых званий, трудно назвать профессиональным экономистом. Он скорее практик с большим опытом руководящей работы и в этом качестве всегда был зависим от людей, которые находились рядом с ним.
При этом, возглавляя Казахстан с 1989 года сначала в качестве первого секретаря ЦК Компартии Казахстана, затем президента Казахской ССР и, наконец, президента Республики Казахстан, Нурсултан Назарбаев всегда находился и находится под воздействием (давлением) как внешним, так и внутренним всех тех, кто имеет какой-либо интерес к стране и в стране — не важно, политический, экономический или социальный, частный или государственный, корыстный или нет. В результате политика, которую Нурсултан Назарбаев определял и пытался реализовать, всегда была компромиссом, причем зачастую многоуровневым и многоканальным. С двойным и даже тройным дном.
Благодаря своему прекрасному политическому чутью в первые годы существования независимого Казахстана Нурсултан Назарбаев выработал определенную тактику, которая позволяла ему, во-первых, снизить свою политическую ответственность за неправильные (безуспешные, вызывающие протест и т.д.) решения, во-вторых, ослабить давление на себя со стороны тех, кто хотел изменения текущей политики, в‑третьих, упростить себе балансирование внутри страны и на международной арене.
В рамках этой тактики он, в частности, всегда выбирал человека, способного, по его мнению, лучше других организовать выполнение той задачи, которую, по мнению Назарбаева, требуется решить в данный момент времени, и делал ставку на него. Этот человек ставился во главе определенного ведомства (будь то правительство, Нацбанк, «Самрук-Казына», министерство или областной акимат), получал карт-бланш и, воодушевленный доверием президента, начинал активно действовать.
Однако как только Назарбаев понимал, что человек не справляется с порученным заданием, достиг своего предела, или негативное отношение к нему со стороны других элитных кланов и фигур влияния становится избыточным, он этого чиновника убирал.
В новейшей истории Казахстана людей, на которых делал ставку нынешний президент, чтобы потом, когда они достигнут какого-то рубежа, отправить в отставку, перевести на другую позицию или вообще изгнать из отечественной правящей элиты и даже страны, было много. Самыми известными из них являются экс-премьер-министра РК Акежан Кажегельдин, бывший зампредседателя КНБ РК Рахат Алиев (ныне покойный), бывший министр энергетики, индустрии и торговли РК Мухтар Аблязов.
К ним следует прибавить еще несколько фигур, которые не стали эмигрантами и политическими оппонентами Акорды, а просто были сняты с должности (например, Григорий Марченко или Кайрат Келимбетов) или даже осуждены за экономические преступления.
Так вот, из официального пресс-релиза Акорды от 25 января 2019 года следует, что президент Нурсултан Назарбаев впервые публично потребовал от главного банкира страны Данияра Акишева изменить текущую денежно-кредитную политику Национального банка РК.
Судя по тексту документа, последний вроде смог объясниться со своим шефом, в том числе сославшись на негативные внешние фактора. Но сам факт того, что Назарбаев озвучил позицию оппонентов главы регулятора, которые требуют, во-первых, чтобы Национальный банк РК начал кредитовать экономику, во-вторых, наряду с правительством занялся стимулированием экономического роста в стране, говорит о том, что пик доверия со стороны Назарбаеву к Акишеву и его профессиональной позиции пройден.
Теперь многое будет зависеть от самого Данияра Акишева.
Если он пойдет по пути Умирзака Шукеева или Сауата Мынбаева (сверхгибких людей, вошедших в «обойму» и готовых руководить всем, что им поручат), есть шанс, что, покинув через какое-то время Национальный банк РК, он возглавит какую-нибудь госструктуру (например, министерство национальной экономики, а может быть и правительство). Или, как минимум, заместит того же Кайрата Келимбетова во главе Международного финансового центра «Астана».
Если же нет, более того, начнет настаивать на своей правоте, то его падение неизбежно. Хотя, по нашей оценке, первый вариант куда более вероятен. Времена принципиальных и бесстрашных чиновников остались в очень далеком прошлом.
Оригинал статьи: The expert communication channel of Central Asia region Kazakhstan 2.0