Сергей Дуванов / Столетие комсомола, или Пляски на костях соотечественников

В Алма­ты, в Госу­дар­ствен­ном ака­де­ми­че­ском теат­ре опе­ры и бале­та, быв­шие ком­со­моль­цы отпразд­но­ва­ли 100-лет­ний юби­лей ВЛКСМ. Для тех, кто не в кур­се, в тра­ди­ции всех тота­ли­тар­ных режи­мов – созда­вать идео­ло­ги­че­ски жест­ко ори­ен­ти­ро­ван­ные моло­деж­ные организации.

Ска­жем, в фашист­ской Гер­ма­нии это был Гит­ле­рю­генд, у Мус­со­ли­ни в Ита­лии – GIL, а в СССР – ВЛКСМ (Все­со­юз­ный Ленин­ский ком­му­ни­сти­че­ский союз молодежи).

В празд­но­ва­нии, состо­яв­шем­ся в Алма­ты 20 октяб­ря, участ­во­ва­ли посол Казах­ста­на в Рос­сии Иман­га­ли Тас­ма­гам­бе­тов, депу­та­ты пар­ла­мен­та Быр­га­ным Айти­мо­ва, Бакыт­жан Жума­гу­лов, Куа­ныш Сул­та­нов, Серик Сей­ду­ма­нов и дру­гие извест­ные в стране деятели.

Для быв­ших ком­со­моль­цев пели груп­па «Дос-Мука­сан», Наги­ма Еска­ли­е­ва, Али­бек Дни­шев, Роза Рым­ба­е­ва и другие.

Соци­аль­ные сети отре­а­ги­ро­ва­ли на это доста­точ­но кри­тич­но, высме­яв и выска­зав мас­су воз­му­ще­ния. А затем в Интер­не­те раз­вер­ну­лась бур­ная поле­ми­ка по пово­ду дан­но­го собы­тия. Нашлись как про­тив­ни­ки этой ком­му­ни­сти­че­ской ини­ци­а­ти­вы, так и ее сто­рон­ни­ки. Не оста­лись без­участ­ны­ми и сами фигу­ран­ты реани­ма­ции памя­ти ВЛКСМ в Казахстане.

Кто-то из них попы­тал­ся оправ­дать­ся, ска­зав, что они «про­сто про­ве­ли съезд», ни на что не пре­тен­дуя. Кто-то кри­ти­кам юби­лея пря­мо посо­ве­то­вал «мно­го не бол­тать»: мол, помал­ки­вай­те луч­ше. А депу­тат Мажи­ли­са РК Серик Сей­ду­ма­нов ска­зал, что ком­со­мол – это часть нашей слав­ной исто­рии, при­ве­дя в каче­стве при­ме­ра осво­е­ние целины.

Но при этом ни он, ни дру­гие из празд­но­вав­ших юби­лей даже не вспом­ни­ли о репрес­си­ях про­тив мил­ли­о­нов сооте­че­ствен­ни­ков, к чему ком­со­моль­цы как вер­ные ленин­цы и пре­дан­ные помощ­ни­ки пар­тии име­ли самое непо­сред­ствен­ное отношение.

Ведь имен­но ком­со­моль­цы состав­ля­ли костяк испол­ни­те­лей, выби­вав­ших при­зна­тель­ные пока­за­ния у «вра­гов наро­да», пытав­ших людей в застен­ках, охра­няв­ших их в лаге­рях и рас­стре­ли­ва­ю­щих по при­го­во­рам «тро­ек».

Неуже­ли в пони­ма­нии нынеш­них казах­стан­ских VIP-пер­сон Голо­до­мор, устро­ен­ный в Казах­стане их ком­со­моль­ски­ми кол­ле­га­ми в парт­нер­стве с ком­му­ни­ста­ми, – это и есть «слав­ная исто­рия» их подвигов?

Хорош «подвиг», после кото­ро­го стра­на поте­ря­ла более 4 млн чело­век. Вот толь­ко мож­но ли этим гор­дить­ся? А может, это­го нуж­но сты­дить­ся? Или пока­ять­ся? Или хотя бы при­знать ошиб­ки и выра­зить сожаление?

Нет, мол­чат ком­со­моль­цы. Более того, они пол­ны уве­рен­но­сти, что к ним эта «слав­ная исто­рия» не име­ет ника­ко­го отно­ше­ния. Мол, а мы-то здесь при чем. Поче­му мы долж­ны отве­чать за пре­ступ­ле­ния ком­му­ни­сти­че­ско­го режи­ма? Мол, мы нико­го не репрес­си­ро­ва­ли, не пыта­ли, не рас­стре­ли­ва­ли. И к Голо­до­мо­ру 1932–1933 годов не име­ем ника­ко­го отношения.

И даль­ше, как пра­ви­ло, сле­ду­ют дема­го­ги­че­ские рас­суж­де­ния о том, что нуж­но с ува­же­ни­ем отно­сить­ся к сво­ей исто­рии, что нель­зя зачер­ки­вать то хоро­шее, что в ней было.

Насчет хоро­ше­го, что сде­ла­но ком­со­моль­ца­ми, – будут решать потом­ки. Нам, ныне живу­щим, это сде­лать меша­ют эмо­ции. А вот пло­хое нику­да не делось, оно оста­лось в памя­ти людей, и от это­го никто как раз и не соби­ра­ет­ся отказываться.

Образ­но гово­ря, у пер­во­го поко­ле­ния ком­со­моль­цев руки по локоть в кро­ви. С это­го и начи­на­лась «слав­ная исто­рия» ком­со­мо­ла. С кро­ви Граж­дан­ской вой­ны, с репрес­сий рас­ку­ла­чи­ва­ния, при­ну­ди­тель­ной кол­лек­ти­ви­за­ции. Затем по всей стране про­шли мас­со­вые репрес­сии про­тив так назы­ва­е­мых «вра­гов наро­да». Счет шел на миллионы.

Вой­на при­оста­но­ви­ла этот про­цесс уни­что­же­ния ина­ко­мыс­лия и мни­мых вра­гов. Внеш­няя угро­за осла­би­ла репрес­сии. Ком­со­моль­цы в общем пото­ке бес­пар­тий­ных вынуж­де­ны были защи­щать Оте­че­ство от внеш­них вра­гов, что назы­ва­ет­ся, на общих основаниях.

Со вре­ме­нем репрес­сии сошли на нет, и ком­со­мо­лу оста­лась идео­ло­ги­че­ская рабо­та: про­мы­вать моз­ги на пред­мет ком­му­ни­сти­че­ской идей­но­сти и вер­но­сти линии пар­тии. То есть ком­со­мол зани­мал­ся идео­ло­ги­че­ским зом­би­ро­ва­ни­ем совет­ской моло­де­жи, фор­ми­руя в ней ком­му­ни­сти­че­ские установки.

Так что боль­шин­ство стар­ше­го поко­ле­ния Казах­ста­на в идео­ло­ги­че­ском плане явля­ют­ся про­дук­том этой дея­тель­но­сти, и мно­гие в силу того и по сей день нахо­дят­ся под воз­дей­стви­ем тех цен­ност­ных установок.

И имен­но эти люди сего­дня заяв­ля­ют: мол, я был ком­со­моль­цем, но нико­го не рас­стре­ли­вал, какие, дескать, ко мне претензии?

Да, дей­стви­тель­но, те, кто был ком­со­моль­цем после 60‑х годов, фор­маль­но не име­ют отно­ше­ния к тому, что тво­ри­ли их кол­ле­ги по ВЛКСМ в дово­ен­ные годы. Но они пла­ти­ли взно­сы в кас­су орга­ни­за­ции, кото­рая до сих пор не откре­сти­лась от этих преступлений.

Они были чле­на­ми орга­ни­за­ции, запят­нав­шей себя кро­вью невин­ных людей, погиб­ших в годы репрессий.

Так и хочет­ся спро­сить этих людей: их не сму­ща­ет, что и у них, и у тех, кто рас­стре­ли­вал, высе­лял, устра­и­вал Голо­до­мор, – точ­но такой же ком­со­моль­ский билет? Их не напря­га­ет, что они были в одной и той же орга­ни­за­ции с теми, кто совер­шал все эти преступления?

Ведь, всту­пая в ВЛКСМ, раз­де­ляя их идеи и опла­чи­вая член­ские взно­сы, эти люди несут мораль­ную ответ­ствен­ность за все, что тво­ри­ли чле­ны дан­ной орга­ни­за­ции в нашей стране.

Да, мно­го­го в совет­ское вре­мя они мог­ли не знать. И это в какой-то сте­пе­ни их оправ­ды­ва­ет. Но сего­дня, когда гла­за откры­лись, уже мож­но понять, куда они тогда вля­па­лись в силу идео­ло­ги­че­ской зом­би­ро­ван­но­сти, и сде­лать из это­го соот­вет­ству­ю­щие выво­ды. Но ведь не сделали!

И даже если кто-то идей­но оста­ет­ся при­вер­жен­цем ленин­ских идей и счи­та­ет, что репрес­сии про­тив «вра­гов наро­да» были оправ­дан­ны­ми, а Голо­до­мо­ра не было, все рав­но надо пони­мать, что тру­бить об этом в стране, где еще све­жа память о репрес­си­ях и гибе­ли более 3 млн чело­век от голо­да, – кощун­ствен­но и, по сути, провокационно.

И это не беря во вни­ма­ние, что в ряде стран ком­му­низм при­знан пре­ступ­ной идео­ло­ги­ей и все, что свя­за­но с его про­па­ган­дой, про­дви­же­ни­ем ком­му­ни­сти­че­ских идей и взгля­дов, явля­ет­ся уго­лов­ным преступлением.

К сожа­ле­нию, в нашей стране нет тако­го зако­на. И это объ­яс­ня­ет­ся тем, что после рас­па­да СССР власть ока­за­лась в руках быв­шей ком­му­ни­сти­че­ской номен­кла­ту­ры, кото­рая тему пока­я­ния ком­му­ни­стов созна­тель­но оста­ви­ла без внимания.

Думаю, что это непра­виль­но. Необ­хо­ди­мо, что­бы пре­ступ­ные дей­ствия ком­му­ни­сти­че­ско­го режи­ма полу­чи­ли прин­ци­пи­аль­ную оценку.

Очень важ­но, что­бы на госу­дар­ствен­ном уровне было закреп­ле­но, что ком­му­ни­сти­че­ские идеи пре­ступ­ны по сво­ей сути, а их про­па­ган­да – запре­ще­на законом.

Что­бы ника­кая отрыж­ка про­шло­го в лице носталь­ги­ру­ю­щих быв­ших ком­со­моль­ских бонз не мог­ла устро­ить юби­лей­ные пляс­ки на костях сво­их соотечественников.

P.S. После того как был напи­сан этот мате­ри­ал, при­шла инфор­ма­ция, что в Семее 25 октяб­ря нача­лось празд­но­ва­ние 100-летия ВЛКСМ. Новым здесь явля­ет­ся то, что юби­лей­ные тор­же­ства по слу­чаю рож­де­ния ком­со­мо­ла – не про­сто ини­ци­а­ти­ва носталь­ги­ру­ю­щих «ком­сю­ков», а меро­при­я­тие, про­хо­дя­щее в рам­ках госу­дар­ствен­ной про­грам­мы «Руха­ни жан­гы­ру». Дан­ная про­грам­ма пред­по­ла­га­ет модер­ни­за­цию обще­ствен­но­го созна­ния казахстанцев.

Так что, похо­же, до запре­та ком­му­ни­сти­че­ской идео­ло­гии в Казах­стане пока дале­ко. А учи­ты­вая, что юби­лей­ные тор­же­ства могут про­дол­жить­ся и в дру­гих горо­дах Казах­ста­на, нам боль­ше све­тит реин­кар­на­ция ком­со­мо­ла. Разу­ме­ет­ся, под дру­гим назва­ни­ем, но с тем же содержанием.

Сер­гей Дува­нов – пуб­ли­цист и колум­нист Ц‑1 в Алматы

Источ­ник: https://centre1.com/

Статьи по теме

НАЗАРБАЕВСКАЯ ЖЕСТКАЯ АВТОКРАТИЯ  «СЪЕЛА» ЖИЗНЬ ЦЕЛОГО ПОКОЛЕНИЯ

Лукпан Ахмедьяров — о давлении на казахстанское медиа-пространство, своём отъезде из Уральска и возможности эмиграции вообще

Оппозиционер Ермурат Бапи после четверти века противостояния с властью пошёл в парламент, чтобы изменить всё изнутри. И тут же перестал критиковать Токаева. Вот что Бапи сам об этом думает