Разочаровало ли Кремль заявление Казахстана с призывом «не политизировать» Евразийский экономический союз? Почему образованная молодежь массово уезжает за границу? По какой причине производители криптовалюты перемещаются из Китая в Казахстан? На уходящей неделе западные издания освещали эти темы.
КАЗАХСТАН, КОТОРЫЙ «НЕ ХОЧЕТ БЫТЬ ВТЯНУТЫМ В НЕРАЗБЕРИХУ»
Призыв МИД Казахстана «не политизировать» Евразийский экономический союз (ЕАЭС) говорит о дипломатическом противостоянии между Москвой и Нур-Султаном, который считается близким союзником России. Иностранные СМИ на прошлой неделе по-разному расценили эти события.
3 июня замглавы МИД России Александр Панкин заявил о том, что «прорабатывается» совместный ответ Евразийского экономического союза на санкции Запада. «Вопрос ответных мер на недружественные санкционные действия третьих стран в отношении (стран) ЕАЭС поставлен в повестку дня, он рассматривается и будет рассматриваться», — в частности, сказал Панкин.
Комментируя это заявление, в Нур-Султане заявили: «Казахстан придерживается позиции, что интеграционные процессы в рамках ЕАЭС носят сугубо экономический характер». В заявлении МИДа страны также отмечалась «неприемлемость наделения органов евразийской интеграции несвойственными функциями». Казахстанское внешнеполитическое ведомство подчеркнуло, что страна «выступает против политизации объединения».
«Очевидно, что Россия будет разочарована отсутствием поддержки», — пишет об этом Eurasianet.
По словам автора статьи, ответ Казахстана «прост, то есть этого вопроса нет в повестке дня и не будет».
«Тем не менее членам ЕАЭС становится все труднее оставаться в стороне от этого масштабного геополитического конфликта. На казахстанскую валюту особенно влияет российский рубль. Инфляционное давление со стороны программы импортозамещения северного соседа ощущалось и в Казахстане, который в последние годы импортировал больше продуктов питания из России», пишет издание.
В Евразийский экономический союз, основанный в 2014 году, входят Россия, Беларусь, Армения, Казахстан и Кыргызстан. Эксперты в Казахстане часто говорят, что членство в этом союзе экономически нецелесообразно.
Тем не менее, по словам автора, Москва не слишком давит на своих союзников в вопросе об ответных мерах на санкции.
«[Несмотря на прогнозы некоторых экспертов] Кремль, похоже, не оказывает большого давления на своих союзников, чтобы они выступили единым фронтом против Запада. Причина, кажется, в том, что знают: эта попытка потерпит неудачу», пишет Euraisanet. Но послевкусие осталось, добавляет ресурс: «В момент, когда Беларусь оказалась на линии огня из-за стремительно ухудшающейся ситуации с правами человека, Россия, похоже, увидела новую возможность для насаждения риторики солидарности между членами блока. Быстрый отрицательный ответ Нур-Султана, очевидно, не понравится [Москве]».
Американский Diplomat реакцию Нур-Султана на заявление Москвы о «консолидированном ответе» ЕАЭС на санкции охарактеризовал как «суровый ответ».
По мнению автора Кэтрин Путц, Казахстан считает санкции Запада политически мотивированными и направленными против конкретных стран, а не ЕАЭС, поэтому это «не проблема Евразийского союза».
«Заявление Панкина о том, что ЕАЭС работает над «консолидированным ответом», подчеркивают растущую изоляцию России и Беларуси, особенно из-за дела [белорусского журналиста] Протасевича (самолет, в котором он летел, был обманным путем посажен в Минске, после чего журналиста арестовали. – Ред.). Сильная оппозиция Казахстана означает, что Нур-Султан хочет избежать втягивания в неразбериху в Европе, несмотря на его тесные политические, экономические и культурные связи с Россией», пишет Путц.
ТАЛАНТЛИВАЯ МОЛОДЕЖЬ УЕЗЖАЕТ В РОССИЮ?
Diplomat также обратил внимание на массовый отток талантливой, образованной молодежи из Казахстана и попытался выяснить причины этой миграции.
Автор в качестве примера приводит Иманбека Зейкенова из Павлодарской области, который первым на постсоветском пространстве стал обладателем международной премии «Грэмми». Он подписал контракты с компаниями в России и может попасть в рейтинг перспективных молодых россиян. По его словам, «казахстанские артисты могут смешаться с другими артистами в России и потерять свою этническую и национальную идентичность и повысят мягкую силу России, а не Казахстана».
Речь идет не только об артистах, но и об оттоке образованной молодежи, пишет Diplomat.
Автор ссылается на данные депутата мажилиса Александра Милютина. В прошлом году, несмотря на ограничения из-за пандемии коронавируса, количество покинувших Казахстана увеличилось. По данным депутата, 54 процента уехавших — это высококвалифицированные специалисты с высшим образованием. Число эмигрантов растет с каждым годом. Около 90 процентов из них выбрали Россию. Германия и Польша входят в число других стран, куда в большом количестве переезжают казахстанцы.
«Возможно, акцент Казахстана на построении нации и общая политическая и экономическая ситуация не удовлетворяют этнические меньшинства страны, которые видят лучшие возможности в других странах, в том числе на своей исторической родине», пишет автор.
Одним из факторов, заставляющих образованную молодежь уезжать за границу, являются проблемы с получением образования и трудоустройства в стране. В Казахстане насчитывается более 100 университетов и только два из них входят в мировой рейтинг университетов. «Кроме того, плата за обучение в казахстанских университетах довольно высока, и по сравнению с возможностями в России, Чехии и Китае, получить образование в Казахстане кажется невозможным», пишет автор.
«Утечка мозгов из Казахстана в Россию, возможно, очевидна и ожидаема, потому что Россия — большая страна с большими возможностями для компетентных и квалифицированных людей. Но если эти тенденции сохранzтся, то лучшие и светлые умы из Казахстана улучшат будущее России в ущерб будущему Казахстана», заключает Diplomat.
«КРИПТОМАЙНЕРЫ», ПЕРЕМЕСТИВШИЕСЯ ИЗ КИТАЯ В КАЗАХСТАН
Как пишет сайт Fortune, криптовалютные компании готовы переместиться из Китая в Казахстан. Однако конкуренты, поддерживающие чистую энергию, подвергают их критике, заявляя, что основным источником производства энергии в Казахстане остается уголь.
Майнинг криптовалюты — это процесс создания валюты нового типа – цифрового — путем решения очень сложных математических задач. Для этого нужны мощные рассчетные устройства, высокоскоростной Интернет и очень много электроэнергии. Поэтому «майнеры» вынуждены искать хостинг-провайдеров, предоставляющих услуги криптомайнинга. Им выгодно, когда электроэнергия более дешевая: это снижает стоимость производства криптовалюты.
Криптовалюта — это тип цифровой валюты, не имеющий материальной или электронной формы, это набор определенных расчетных единиц. Bitcoin — одна из самых популярных криптовалют в мире.
Перемещение криптомайнеров из Китая вызвана политической ситуацией. На заседании государственного совета Китая 21 мая вице-премьер Лю Хэ призвал ограничить производство и продажу криптовалюты из-за ее высоких социальных и финансовых рисков. После этого компании страны повысили тарифы.
«То, что Китай потерял, может принести пользу его западному соседу, Казахстану», пишет автор. Несколько операторов майнинга в Казахстане говорят о получении большого количества предложений от китайских производителей.
Спустя неделю после этого заявления в Китае Дидар Бекбауов, основатель Xive, провайдера криптомайнинга в Казахстане, сообщил в Twitter᾽е, что «ожидается миграция китайских майнеров в Казахстан».
По мнению экспертов, 10–20 процентов производителей криптовалюты в Китае могут переместиться в Казахстан. 36 процентов майнеров биткоинов в Китае расположены в районе Синьцзян на границе с Казахстаном, поэтому им проще перевезти оборудование через границу.
Пока нет никаких прогнозов относительно экономических, финансовых, социальных и демографических последствий этой возможной «крипто-миграции».
По словам автора, майнинговые центры в Казахстане «предоставляют очень дешевую электроэнергию», что в первую очередь связано с тем, что энергия обеспечивается угольными электростанциями. По мнению экспертов, правительство Казахстана повысило тарифы на электроэнергию на 15 процентов в апреле, но это относительно дешево и «не помешает криптомайнерам работать в Казахстане».
Кроме того, майнеры криптовалюты в Казахстане могут зарегистрироваться в качестве ИТ-компании и вместо 20 процентов корпоративного налога платить только один процент от своего дохода. «Такие условия представляют интерес для криптомайнеров во всем мире», пишет автор. Сейчас в Казахстане большое количество майнеров из Японии, Южной Кореи, Германии, Франции и России.
Однако мелкие игроки, поддерживающие «чистую энергию» в странах Балтии и Северной Европы, могут стать серьезным препятствием для майнеров, «использующих уголь», потому что криптовалюта, особенно биткоин, подвергается серьезной критике за ее зависимость от углеводородов. «70 процентов электроэнергии в Казахстане вырабатывается за счет угля, иными словами энергия для расчетов биткоинов добывается из ископаемого топлива», отмечает ресурс.
Оригинал статьи: Казахстан — Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода»