Подробности читайте на http://clck.ru/DIKx
Кому именно обязана новая звезда своим взлетом не ясно, но говорят, что он из птенцов Кайрата Келимбетова. Видимо, «взрослые члены» правления решили спихнуть озвучивание щекотливой информации на молодого. Но как бы то ни было, бывший зампред БРК, за полтора года своей карьеры засветившийся в медиа-пространстве только информацией о своих назначениях, вышел на интервью по вопросу о просочившихся в печать “скелетах” в шкафу реструктурированного банка.
Надо отдать должное Берику, экзамен он выдержал. Не унижаясь до какого-либо объяснения неудобных для банка цифр, он сразу перевёл разговор на личности. “Ни для кого не секрет аффилированная подача подобных материалов, - сказал он в интервью одному из казахстанских СМИ, — к нам уже по данному вопросу обращались некоторые кредиторы, рейтинговые агентства. Мы со всеми переговорили, объяснили, и они понимают подоплеку преподнесения этих вещей. О своих результатах мы будем говорить после выхода аудированной отчётности”.
“Что может сказать о таланте Роберта фон Карояна человек с таким носом?!!!”, — как говорит Жванецкий. И действительно, причём тут скрываемые убытки и двойная бухгалтерия, когда газета аффилированная. Нет, опубликованная редакцией презентация-то как раз настоящая, но газета-то, газета! В конце концов, не мы же ее публиковали, вот пусть журналисты за наши цифры и отдуваются.
Ход настолько изящный, что я думаю им воспользоваться в английском суде. Всего-то делов — шепнуть кому надо, что все наши главные обвинители аффилированы с руководством страны. И конец всем процессам, и не надо больше никому ничего доказывать! Если на такую клюкву ведутся кредиторы и рейтинговые агентства, то почему бы их примеру не последовать английскому судье?
Между тем, обещанная аудированная отчётность не заставила себя ждать и вышла буквально на следующий день. Первой строкой шла астрономическая прибыль в 6,7 млрд долларов, правда, как скромно пояснили представители банка, основную её часть составляет прибыль от реструктуризации (5,8 млрд) и отсроченные активы по корпоративному подоходному налогу (1 млрд). Относительно последней цифры аудиторы сделали оговорку, что у налоговой службы может быть другая трактовка. Другими словами вся прибыль банка сформировалась за счёт средств, списанных кредиторами и отложенных налоговиками. Основная деятельность принесла банку убыток в 100 млн, который тихо вычли из нарисованного на бумаге финансового результата.
Сколь бы впечатляющей ни была прибыль, но её так и не хватило, чтобы покрыть дефицит капитала банка: на конец года его нехватка составила 709 млн долларов. Это очень далеко от бизнес-плана, представленного кредиторам, и, вероятно, аудиторы потребовали комментариев по этому поводу. Сказать было нечего, и в аудиторском отчёте появилась следующая фраза: “Процесс реализации новой бизнес-модели находится на ранней стадии, не позволяющей руководству Банка объективно сравнить фактические результаты работы Банка с произведенными допущениями”. Чушь это всё и очковтирательство. Объективное сравнение показывает, что надеяться на выполнение банком обещаний кредиторам не стоит.
Кредитный портфель за год сократился на четверть по всем категориям кредитования, и, судя по темпам восстановления провизий, его качество продолжает ухудшаться. За неимением лучшего объяснения проблемы продолжают вешать на нас, хотя все кредиты, имевшие хоть какое-то отношение к прежнему руководству, похоронили ещё при заходе в банк в начале 2009-го. Собственно, под это самое списание банк и объявил дефолт. Но, не смущаясь этим очевидным фактом, отчёт утверждает, что “…в 2010 году на качество кредитного портфеля Банка продолжали влиять события и действия, которые были предприняты до того, как контролирующий акционер назначил действующее руководство Банка”. Видимо, на руководство также продолжают влиять отголоски советского прошлого.
Об ухудшении качества портфеля говорит и рост стоимости отобранного у заёмщиков залогового имущества: за прошедший год банк приобрёл его в 2,5 раза больше, чем за предыдущий. А вот по реализации залогов вместо результатов банк располагает только политикой. Розничные депозиты за год подросли, но почти половину депозитной базы составляют средства “Самрук-Казыны”.
В три раза — до 160 млн долларов — выросли расходы на юридических и прочих консультантов. То, что эта сумма с лихвой перекрывает расходы на персонал, свидетельствует о том, что борьба с прежним руководством для банка остаётся важнее операционной деятельности.
И всё же, самым тревожным в аудиторском отчёте является тот факт, что банк продолжает вести двойную бухгалтерию, так убедительно проиллюстрированную декабрьской презентацией про “скелеты в шкафу”. По итогам года прибыль от реструктуризации ещё позволила спрятать убытки от основной деятельности, но в этом году этого щита уже не будет, мало того от квартала к кварталу “рисовать” придётся всё больше и больше. Если исходить из того, что банк подпирают только для того, чтобы не сорвать судебные процессы в Великобритании, то художества будут продолжаться как минимум до середины 2013 года.
С учётом динамики негативных трендов прятать убытки будет всё труднее, и чем больше будут надувать пузырь липовой отчётности, тем громче будет “Бум-м‑м!” Я только не могу понять, как столь очевидные тенденции ускользают от внимания аудиторов и кредиторов?
Мне не жалко кредиторов, я не думаю, что кто-то из них всерьёз рассчитывал на возврат оставшейся половины долга, но ведь пропаганда несуществующих успехов продолжает привлекать в банк деньги неискушённых в финансовых вопросах вкладчиков. Их потери в случае отключения банка от капельницы государственной поддержки будут, может, и не самыми большими, но самыми чувствительными. А судя по отчёту за первый квартал, строительство “потёмкинских деревень” продолжается полным ходом, значит надо ждать очередных победных реляций и нетривиальных пиар-ходов от руководства БТА. Имеющий уши да услышит.
Read More:
О новой звезде БТА и «скелетах в шкафу»