«От правды не убежишь»

За баннер с такой надписью молодые активисты получили 15 суток ареста

Алма-Атин­ский меж­рай­он­ный суд по адми­ни­стра­тив­ным делам при­го­во­рил к 15 сут­кам адми­ни­стра­тив­но­го аре­ста в нару­ше­нии ч. 3 ст. 488 («Нару­ше­ние зако­но­да­тель­ства Рес­пуб­ли­ки Казах­стан о поряд­ке орга­ни­за­ции и про­ве­де­ния мир­ных собра­ний, митин­гов, шествий, пике­тов и демон­стра­ций») Кодек­са адми­ни­стра­тив­ных нару­ше­ний рес­пуб­ли­ки акти­ви­стов Асию Туле­со­ву и Бей­ба­ры­са Толы­бе­ко­ва, пове­сив­ших на марш­ру­те алма-атин­ско­го мара­фо­на бан­нер «От прав­ды не убе­жишь» с хэш­те­га­ми #adilsailayushin и #уме­ня­е­сть­вы­бор.

Бан­нер с наме­ком на выбо­ры пре­зи­ден­та Казах­ста­на, кото­рые состо­ят­ся 9 июня, был выве­шен 21 апре­ля на про­спек­те аль-Фара­би, на пути сле­до­ва­ния мас­со­во­го забе­га «Алма­ты мара­фон» (еже­год­ный мара­фон, кото­рый про­хо­дит в послед­нее вос­кре­се­нье апре­ля), сооб­ща­ет новост­ное агент­ство «Фер­га­на». В зале суда Асия Туле­со­ва высту­пи­ла с пуб­лич­ным заяв­ле­ни­ем, в кото­ром рас­ска­за­ла о при­чи­нах сво­е­го флэш­мо­ба, сво­ем отно­ше­нии к суду, воз­ду­ху, спор­ту, демо­кра­ти­че­ским ценностям.

Adamdar/CA опубликовал сокращенную версию этого выступления.

Асия Туле­со­ва: Я вышла по зову сове­сти. 9 июня у нас объ­яви­ли выбо­ры. Мне кажет­ся, это важ­ный момент в жиз­ни каж­до­го казах­стан­ца. Мы нако­нец можем про­ве­сти чест­ные, спра­вед­ли­вые выбо­ры. Но, к сожа­ле­нию, систе­ма наша устро­е­на так, что мы не поз­во­ля­ем реаль­ным кан­ди­да­там, про­стым граж­да­нам, иметь воз­мож­ность выдви­нуть свои кан­ди­да­ту­ры на выбо­рах, что, я счи­таю, очень важ­но. Имен­но этой про­бле­ме был посвя­щен наш флэш­моб. Вме­сте с Бей­ба­ры­сом мы вышли и гово­ри­ли: «Ребя­та, давай­те собе­рем­ся и про­ве­дем неза­ви­си­мые выборы».

Я счи­таю, что то, что сей­час про­ис­хо­дит, — это пре­ступ­ле­ние. Но не мое пре­ступ­ле­ние перед госу­дар­ством, а пре­ступ­ле­ние госу­дар­ства пере­до мной как граж­дан­кой РК, учи­ты­вая, что у нас есть Кон­сти­ту­ция, кото­рая дает нам сво­бо­ды — такие как сво­бо­да слова.

Судья: Цель у вас какая?

А. Т.: Цель — при­влечь вни­ма­ние людей к тому, что нам нуж­но объ­еди­нять­ся и про­во­дить чест­ные неза­ви­си­мые выбо­ры. Любые выбо­ры. И пре­зи­ден­та Рес­пуб­ли­ки Казах­стан, и судей, и, конеч­но, аки­мов. Мы хотим, что­бы наша испол­ни­тель­ная власть была под­от­чет­ной граж­да­нам, как это и долж­но быть.

Про­ку­рор: Из того, что вы сей­час рас­ска­за­ли, полу­ча­ет­ся, дан­ный бан­нер вы свя­зы­ва­е­те с поли­ти­кой, одна­ко до это­го вы ука­зы­ва­ли, что он непо­сред­ствен­но име­ет связь с марафоном.

А. Т.: Конеч­но. Мне кажет­ся, это очень ост­ро­ум­ный бан­нер. […] Он гово­рит: «От прав­ды не убе­жишь». И от прав­ды люди бегут. Даже ребя­та, кото­рые нас допра­ши­ва­ли, тоже, ока­зы­ва­ет­ся, бежа­ли мара­фон. И мне кажет­ся, вот в этом выплес­ке энер­гии мы забы­ва­ем о каких-то важ­ных, набо­лев­ших для Казах­ста­на про­бле­мах. Напри­мер, кор­руп­ция: кор­руп­ция в пра­во­охра­ни­тель­ных орга­нах или кор­руп­ция в судах, или та же кор­руп­ция, кото­рая меша­ет нам изме­нить, как-то улуч­шить состо­я­ние воз­ду­ха в Алма-Ате. Мас­са проблем.

Про­ку­рор: Вы соглас­ны, что ваш бан­нер не отно­сит­ся к спор­ту и марафону?

А. Т.: Он очень отно­сит­ся к спор­ту. Он как бы гово­рит: «Вы може­те бежать, но спорт не заме­нит вам каких-то… то есть спорт — это хоро­шо, а спорт и актив­ная граж­дан­ская пози­ция — это еще лучше».

Про­ку­рор: Хоро­шо, а что озна­ча­ет внеш­ний кон­текст это­го баннера?

А. Т.: «У меня есть выбор»? «У меня есть выбор» озна­ча­ет, что у меня есть выбор. Я хочу, что­бы люди осо­зна­ли, что у них тоже есть выбор, что нам нуж­но научить­ся стро­ить демо­кра­ти­че­ские инсти­ту­ты, кото­рые будут рабо­тать. Нам нужен хоро­ший пре­зи­дент, кото­рый будет под­от­че­тен насе­ле­нию, кото­рый будет забо­тить­ся о каче­стве жиз­ни сво­е­го наро­да в том числе.

Вот такие про­стые исти­ны. Мы за про­стые исти­ны, я уве­ре­на – вы тоже. Вы за то, что­бы ваши дети рос­ли в чистом горо­де. Вы за то, что­бы, если Усе­нов в сле­ду­ю­щий раз пере­едет ваше­го сына или вашу дочь, полу­чил по заслу­гам! Пони­ма­е­те? Мы за такие про­стые вещи. Мы про­тив кор­руп­ции, мы про­тив того, что­бы сту­ден­тов, бед­ных, застав­ля­ли идти и отда­вать свои голоса…

Про­ку­рор: Давай­те по существу.

А. Т.: Это по суще­ству. Это все в одном бан­не­ре, представляете?

Мы хотим, что­бы, если у нас будут выбо­ры… давай­те научим наших сту­ден­тов мыс­лить, а не про­сто идти и отда­вать свой голос про­сто по указ­ке. Давай­те научим наших судей судить тех, кто вино­вен, а не по указ­ке. Давай­те научим наши пра­во­охра­ни­тель­ные орга­ны не пре­сле­до­вать поли­ти­че­ских акти­ви­стов, а защи­щать народ. Про­сто защи­щать народ. Есть люди — они хотят жить, они хотят стро­ить. Имен­но это­му был посвя­щен наш флэш­моб с Бейбарысом.

И я уве­ре­на, каж­дый из вас: вы, гос­по­дин про­ку­рор, вы, гос­по­дин судья, сек­ре­та­ри — вы все хоти­те это­го для наше­го госу­дар­ства. И я в том чис­ле. И все, кто сюда при­шел, все хотят это­го же. И я пони­маю: слож­ный сей­час пери­од, но мне кажет­ся, пока мы не научим­ся выска­зы­вать свое мне­ние и гово­рить чест­но, пря­мо, откры­то о нашем жела­нии, то мы так и будем оста­вать­ся в систе­ме, кото­рая будет пожи­рать, и мы про­сто будем гнить, гнить и поте­ря­ем стра­ну. Понимаете?

Это был малень­кий бан­нер, это про­сто был крик о том, что давай­те, ребя­та, у нас есть огром­ная кра­си­вая стра­на, давай­те ее под­ни­мать, давай­те делать ее кра­си­вой, давай­те мы вме­сте будем ее стро­ить! Давай­те у нас сту­ден­ты будут дви­гать про­гресс. Давай­те они будут выхо­дить и про­те­сто­вать. Давай­те у них будет сво­бо­да. Давай­те они будут уметь сочи­нять самые кра­си­вые пес­ни. Давай­те вы не буде­те боять­ся отпус­кать ваше­го сына, что вдруг у него когда-нибудь сни­мут зер­ка­ла, и он побе­жит за вора­ми, и его про­сто… его не станет.

Вы тоже хоти­те этой стра­ны. Но пока мы не нач­нем менять наши реше­ния и не нач­нем стро­ить те инсти­ту­ты, кото­рые нам снят­ся, ниче­го не изме­нит­ся. И реше­ния каж­дый день каж­дый из нас при­ни­ма­ет сам. И я гово­рю: «Давай­те при­ни­мать реше­ния. Пра­виль­ные реше­ния. Реше­ния, кото­рые осно­ва­ны на чести». Мы же все рос­ли на каких-то вещах, кото­рые… чест­ность, сво­бо­да, доб­ро, любовь, ум. Это про­стые исти­ны. Когда вы ухо­ди­те из инсти­ту­тов, кото­рые вас лома­ют, лома­ют ваши души и ваш ум, вы при­хо­ди­те домой, и вы же совсем дру­гие люди. Вы хоти­те для сво­их детей чудес­но­го, чудес­но­го Казах­ста­на! Никто не хочет уез­жать отсюда…

Судья: Асия Тас­бу­ла­тов­на, давай­те по существу.

А. Т.: Это по суще­ству. Это может зву­чать очень наив­но, но вот этот бан­нер — об этом. И Бей­ба­рыс, когда выхо­дил, он думал имен­но об этом. И я не пони­маю, я не пони­маю… Это так стран­но, что у нас в стране маль­чи­ку… Ему 20 лет. Он пошел в армию, он не отма­зал­ся от армии, он идет в армию, и ему дали 15 суток толь­ко за то, что он ска­зал: «Давай­те у нас будут чест­ные выборы».

Давай­те у нас будут чест­ные выбо­ры. […] Мне кажет­ся, нам нуж­но прий­ти в какую-то точ­ку, нам нуж­но ска­зать: «Всё, вот с это­го момен­та я буду ста­рать­ся жить лучше».

Судья: Это бан­нер поли­ти­че­ско­го характера?

А. Т.: Этот бан­нер в том чис­ле и поли­ти­че­ско­го характера.

Судья: Это пикет. Мир­ный пикет.

А. Т.: Что такое «пикет»? Дай­те мне дефи­ни­цию пике­та. Я думаю, что это флэшмоб.

Судья: Мир­ный флэш­моб, кото­рый под­ни­ма­ет поли­ти­че­ские вопросы?

А. Т.: Конеч­но. Но смот­ри­те: когда я гово­рю, что алма­а­тин­цам нужен чистый воз­дух, — это тоже поли­ти­че­ский вопрос. Пото­му что про­бле­ма воз­ду­ха в Алма-Ате очень поли­ти­че­ская. Задей­ство­ва­ны инте­ре­сы боль­ших ком­па­ний горо­да… Такие базо­вые про­стые вещи — все они поли­ти­че­ские. Вся наша жизнь — это поли­ти­ка, понимаете?

В сво­ем заклю­чи­тель­ном сло­ве Ася Туле­со­ва обра­ти­лась к суду: «Я бы хоте­ла быть с Бей­ба­ры­сом в тюрь­ме до тех пор, пока ему не дадут свободу».

Наблю­дав­шая за ходом судеб­но­го про­цес­са Асем Жапи­ше­ва сооб­щи­ла на сво­ей стра­ни­це в «Фейс­бу­ке», что «задер­жав­ший Асю и Бей­ба­ры­са поли­цей­ский напи­сал в про­то­ко­ле, что они дер­жа­ли пла­кат с дру­гой над­пи­сью «Закон о лиде­ре нации — позор нации». Про­то­кол имен­но в таком виде ушел к судье».

Одна­ко тако­го пла­ка­та в руках Туле­со­вой и Толым­бе­ко­ва не было. 

Когда участ­ни­ки про­цес­са обра­ти­ли на это вни­ма­ние, допро­шен­ный в суде сотруд­ник поли­ции объ­яс­нил несо­от­вет­ствие «тех­ни­че­ской непо­лад­кой». «Бей­ба­ры­са застав­ля­ли писать объ­яс­ни­тель­ную под дик­тов­ку, что во всем вино­ва­та толь­ко Ася. Поли­цей­ский давил на Бей­ба­ры­са: «Ты не мужик, какой ты мужик». Бей­ба­рыс, кста­ти, зав­тра с утра дол­жен был уехать слу­жить в армию. Акти­ви­сты жалу­ют­ся, что их акци­я­ми поль­зу­ет­ся ДВК, пыта­ясь выдать за свои. Под­чер­ки­ва­ют, что к ДВК никто из тех, кто выхо­дил 22 мар­та или сего­дня, отно­ше­ния не име­ют. Акции мир­ные. Ася: «Нас спра­ши­ва­ли при задер­жа­нии посто­ян­но, явля­ем­ся ли мы чле­на­ми ДВК. Мы не отно­сим­ся к ним и их поли­ти­ку не под­дер­жи­ва­ем», – напи­са­ла на сво­ей стра­ни­це в соц­се­тях Асем Жапишева.

«С таки­ми орга­на­ми ника­ких вра­гов не надо, – воз­му­ща­ет­ся дру­гой поль­зо­ва­тель соц­се­тей, Syrym Itkulov. – После это­го о какой моло­деж­ной поли­ти­ке может идти речь? А ведь ребя­та ниче­го тако­го про­ти­во­за­кон­но­го не выкри­ки­ва­ли. Наобо­рот, высту­па­ли за чест­ные, спра­вед­ли­вые выборы.

И самое ужас­ное, как мож­но было пред­ста­ви­те­лям «орга­нов» под­ме­нить содер­жи­мое пла­ка­та с туск­ло выра­жен­ным объ­яс­не­ни­ем «тех­ни­че­ская неполадка»?

За это уже мож­но при­вле­кать к ответ­ствен­но­сти таких «пред­ста­ви­те­лей пра­во­охра­ни­тель­ных», ведь это явный сабо­таж ини­ци­а­тив пре­зи­ден­та стра­ны. Тем более, в год молодежи».

«15 суток за плакат «От правды не убежишь… У меня есть выбор».

Все в логи­ке под­ста­вы. Интер­нет, соц­се­ти глу­шить пере­ста­ли, фор­мат вза­и­мо­дей­ствия вла­сти с наро­дом меня­ет­ся. И вот тебе глу­пое и без­гра­мот­ное пове­де­ние судьи и мили­ции. Либо локаль­ные ребя­та не поня­ли, что фор­мат меня­ет­ся, либо поня­ли, но это им не нра­вит­ся так, что реши­ли под­ло­мить тен­ден­цию и спро­во­ци­ро­вать обще­ство на ров­ном месте. В любом слу­чае это про­иг­рыш и ситу­а­цию нуж­но решать», – раз­мыш­ля­ет еще один поль­зо­ва­тель соц­се­тей Айдар­хан Кусаинов.

А извест­ный обще­ствен­ный дея­тель Ару­жан Саин зада­ет­ся вопро­сом: «Это Алма-Ата так себя пока­зы­ва­ет, или из сто­ли­цы дик­ту­ют? Я когда уви­де­ла фото, поду­ма­ла, что так кре­а­тив­но, нако­нец-то реши­ли выбо­ры про­дви­гать! А ведь мог­ли бы быст­ро сооб­ра­зить, пере­стро­ить­ся и под­дер­жать этот лозунг, рас­по­ло­жить к себе народ, создать вокруг выбо­ров какой-то све­жий дух. Сколь­ко сил вло­же­но в этот мара­фон, ресур­сов, и теперь все обсуж­да­ют эти

15 суток? Тут есть пер­со­на­жи, кто раз­жи­га­ет рознь, что хотят пишут, и никто не при­вле­ка­ет даже к адми­ни­стра­тив­ным судам, даже к штра­фам. Это поли­ти­ка адми­ни­стра­ции горо­да, или свер­ху? Очень хоте­лось бы знать!».

Что известно про Асю Тулесову?

Трид­ца­ти­че­ты­рех­лет­няя Туле­со­ва – пра­внуч­ка казах­ско­го писа­те­ля Илья­са Жан­с­у­гу­ро­ва и поли­ти­че­ско­го дея­те­ля Ура­за Джан­до­со­ва (оба ста­ли жерт­ва­ми ста­лин­ских репрес­сий), внуч­ка экс-мини­стра тру­да Сан­джа­ра Джан­до­со­ва, пле­мян­ни­ца экс-пред­се­да­те­ля Нац­бан­ка и экс-вице-пре­мье­ра РК Ура­за Джан­до­со­ва и круп­но­го биз­не­сме­на Ерки­на Кали­е­ва. Зани­ма­лась эко­ло­ги­че­ски­ми и обра­зо­ва­тель­ны­ми про­ек­та­ми. Напри­мер, ее при­ло­же­ние AUA (Almaty Urban Air) мони­то­ри­ло каче­ство воз­ду­ха в горо­де. Поз­же это при­ло­же­ние запретили…

«А что извест­но про судью Ержа­на Алдаб­е­ка, поса­див­ше­го Асю и Бей­ба­ры­са ни за что? – спра­ши­ва­ет на сво­ей стра­ни­це в «ФБ» Ai Nur и сам же отве­ча­ет: С 2015 по 2018 год он при­го­во­рил к адми­ни­стра­тив­но­му аре­сту за дебош в само­ле­те Мак­са­та Усе­но­ва на 10 суток, Айжан Бай­за­ко­ву за про­ве­де­ние кон­кур­са с раз­де­ва­ни­ем дого­ла – на 3 суток, хотя про­ку­рор про­сил лишь адми­ни­стра­тив­ный штраф, Наза­ра Рол­ла­на за езду по «встреч­ке» на про­спек­те Аль-Фара­би – на 7 суток.

Фак­ты гово­рят сами за себя. Напом­ним, Мак­сат Усе­нов до это­го совер­шил наезд на 4 людей и убил чело­ве­ка. Тогда он сел все­го на 45 дней – за убий­ство! Поз­же он совер­шил еще одно ДТП без прав, выехал на встреч­ную поло­су и вре­зал­ся в авто – жен­щи­на полу­чи­ла трав­му голо­вы. А Усе­нов опять вышел сухим из воды».

под текст

На сво­ей стра­ни­це в «Фейс­бу­ке» извест­ный обще­ствен­ный дея­тель Сер­гей Дува­нов выска­зал­ся по пово­ду «тех­ни­че­ской непо­лад­ки» в про­то­ко­ле об адми­ни­стра­тив­ном пра­во­на­ру­ше­нии, состав­лен­ном сотруд­ни­ком РУВД Бостан­дык­ско­го рай­о­на Кой­лы­ба­е­вым, где было ука­за­но, что акти­ви­сты яко­бы выве­си­ли пла­кат с над­пи­сью «Закон о лиде­ре нации – позор нации», хотя на самом деле на нем было напи­са­но «От прав­ды не убе­жишь». Дува­нов напом­нил, что летом 2010 года после при­ня­тия Зако­на «О Лиде­ре нации» он и Андрей Сви­ри­дов вышли на пло­щадь Рес­пуб­ли­ки с пла­ка­та­ми, на кото­рых было напи­са­но «Закон о лиде­ре нации – позор нации».

«Поз­же нас оштра­фо­ва­ли за это, – пишет Дува­нов и пред­по­ла­га­ет: Види­мо, поли­цей­ские взя­ли за осно­ву про­то­кол, состав­лен­ный в 2010 году и, не желая замо­ра­чи­вать­ся, про­сто вста­ви­ли в него дру­гие фами­лии, забыв поме­нять ста­рый текст пла­ка­та на новый. В ито­ге и появи­лась эта «тех­ни­че­ская неполадка».

Автор: Ары­стан ЖУАСОВ

Ори­ги­нал ста­тьи: Новая Газе­та Казахстан

Статьи по теме

Найти тех кто прославляет Даригу Назарбаеву

НАЗАРБАЕВСКАЯ ЖЕСТКАЯ АВТОКРАТИЯ  «СЪЕЛА» ЖИЗНЬ ЦЕЛОГО ПОКОЛЕНИЯ

Лукпан Ахмедьяров — о давлении на казахстанское медиа-пространство, своём отъезде из Уральска и возможности эмиграции вообще