Елбасы всех евразийцев

Зачем Евразийскому союзу почетный председатель Назарбаев

В мае это­го года Евразий­ский эко­но­ми­че­ский союз — одна из самых стран­ных инсти­ту­ций послед­не­го вре­ме­ни, — отме­ча­ет пяти­лет­ний юбилей. 

За месяц с неболь­шим до дня рож­де­ния 29 мая ста­ло извест­но, что для одно­го из его глав­ных дей­ству­ю­щих лиц — пер­во­го пре­зи­ден­та Казах­ста­на Нур­сул­та­на Назар­ба­е­ва — гото­вят цар­ский пода­рок: новую долж­ность внут­ри ЕАЭС. 

Зву­чит она как «почет­ный пред­се­да­тель». Про­бле­ма не толь­ко в том, что на слух это вос­при­ни­ма­ет­ся как «сва­деб­ный гене­рал», но и в том, что для долж­но­сти в прин­ци­пе не при­ду­ма­но ника­ко­го функ­ци­о­на­ла. Пока это толь­ко назва­ние — и выгля­дит оно как при­зна­ние заслуг казах­стан­ско­го лиде­ра в том, что имен­но Елба­сы (гла­ва госу­дар­ства по-казах­ски) весь этот союз придумал.

Понят­но, зачем это нуж­но само­му Назар­ба­е­ву. Он рас­ши­ря­ет гра­ни­цы сво­е­го места в исто­рии и кол­лек­ци­о­ни­ру­ет титу­лы: хочет­ся быть не толь­ко внут­ри­ка­зах­стан­ским Ата­тюр­ком, но и евразий­ским оли­це­тво­ре­ни­ем Ли Куан Ю.

Понят­но так­же, в чем замы­сел Крем­ля. В то вре­мя, когда Вла­ди­ми­ра Пути­на миро­вые лиде­ры любят, мяг­ко гово­ря, не очень, Назар­ба­ев про­дол­жа­ет дру­жить со все­ми. Пусть во внут­рен­ней поли­ти­ке он пере­жал все, что мож­но, и одна­жды довел соци­аль­ные про­те­сты до рас­стре­ла мир­ных людей. В миро­вом мас­шта­бе Назар­ба­е­ва ува­жа­ют и това­рищ Си, и френд Дональд, и даже пре­зи­дент одной из самых раз­ви­тых демо­кра­тий Фин­лян­дии. Такой чело­век может стать хоро­шей вит­ри­ной Евразий­ско­го сою­за на каких-нибудь потен­ци­аль­ных пере­го­во­рах с миро­вы­ми дер­жа­ва­ми. Пути­ну могут отка­зать в любез­но­сти, Назар­ба­е­ву не отка­жут (или его хотя бы вни­ма­тель­но выслушают).

Одна­ко совер­шен­но непо­нят­но, что новая чело­ве­че­ская над­строй­ка даст само­му Евразий­ско­му эко­но­ми­че­ско­му союзу.

Пря­мо сей­час ЕАЭС худо-бед­но рабо­та­ет внут­ри само­го себя и места­ми даже выгля­дит мно­го­обе­ща­ю­ще (неко­то­рые шаги по еще боль­ше­му смяг­че­нию тру­до­вой мигра­ции внут­ри сою­за, напри­мер, обе­ща­ют очень мно­го). Но свои воз­мож­но­сти для роста он рас­те­рял еще в момент сво­е­го созда­ния. Добав­лен­ная сто­и­мость в виде при­бав­лен­ных Кыр­гыз­ста­на и Арме­нии при­нес­ла бону­сы толь­ко Кыр­гыз­ста­ну и Арме­нии, а в ЕАЭС сей­час не рвет­ся даже Узбе­ки­стан (меж­ду про­чим, 30-мил­ли­он­ный рынок, толь­ко с совсем зача­точ­ной демо­кра­ти­ей). Да что Узбе­ки­стан: пока даже Таджи­ки­стан не осо­бо стре­мит­ся под кры­ло к Москве (спра­вед­ли­во­сти ради, эго Рах­мо­на туда и не поме­стит­ся). По фак­ту, в послед­ние годы кастинг на членcтво в ЕАЭС про­хо­ди­ли толь­ко Вьет­нам и евразий­ская жит­ни­ца Сирия.

С само­го нача­ла замыс­ла о созда­нии ЕАЭС никто осо­бо не скры­вал, что это аль­тер­на­ти­ва для Евро­со­ю­за. Но если вклю­чить авто­мо­биль­ные ана­ло­гии, Евро­со­юз — это тря­су­щий­ся и скри­пя­щий несма­зан­ны­ми дета­ля­ми, но все-таки доб­рот­ный авто­мо­биль S‑класса.

А «почет­ный пред­се­да­тель» Назар­ба­ев внут­ри ЕАЭС выгля­дит как попыт­ка поста­вить дви­га­тель от «чле­но­во­за» типа «Чай­ка» на велосипед. 

Но и у это­го вело­си­пе­да нет колес, что­бы куда-то ехать, это про­сто вело­тре­на­жер — при­ят­ный и полез­ный для чле­нов спорт­клу­ба, в кото­ром он сто­ит, но мало­ин­те­рес­ный кому-то еще в каче­стве пол­но­цен­но­го транс­порт­но­го средства.

Евразий­ский эко­но­ми­че­ский союз может какое-то вре­мя еще про­жить в виде само­сто­я­тель­ной струк­ту­ры, если ста­нет не эко­но­ми­че­ским, а поли­ти­че­ским объ­еди­не­ни­ем. Счи­та­ет­ся, что на такую пер­спек­ти­ву еще в 2014 году загля­ды­вал­ся Кремль, но тогда отло­жи­ли до луч­ших вре­мен. Эти луч­шие вре­ме­на так и не насту­пи­ли: с Лука­шен­ко Москва в оче­ред­ной ссо­ре, в Арме­нии к вла­сти при­шел рево­лю­ци­о­нер, от Кыр­гыз­ста­на мало что зави­сит, а в Казах­стане к идее поли­ти­че­ско­го объ­еди­не­ния отно­сят­ся пло­хо про­стые люди: мало кого пре­льща­ет пер­спек­ти­ва под назва­ни­ем «Совок 2.0». Но это толь­ко если во гла­ве будет сто­ять Москва. А вот если руко­во­ди­те­лем ста­нет Назар­ба­ев, то раз­го­вор мож­но вести совсем по-другому.

И пус­кай это будет все­го лишь «почет­ный пред­се­да­тель», но ему дове­ря­ют и пре­зи­ден­ты внут­ри ЕАЭС. Про­стран­ство для мани­пу­ля­ций появ­ля­ет­ся доста­точ­но широкое.

Еще один вари­ант — инте­гра­ция ЕАЭС с ШОС или БРИКС, об этом уже год гово­рят пред­ста­ви­те­ли рос­сий­ско­го биз­не­са (в част­но­сти, Рос­сий­ский союз про­мыш­лен­ни­ков и пред­при­ни­ма­те­лей). Тут Назар­ба­ев, будучи опыт­ней­шим пере­го­вор­щи­ком, как раз и может при­го­дить­ся. Пред­ла­га­ет­ся схе­ма «син­ди­ка­тов»: орга­ни­за­ции плюс дру­гие жела­ю­щие вой­ти в парт­нер­ство стра­ны (прав­да, в каче­стве парт­не­ра рас­смат­ри­ва­ет­ся, напри­мер, Гви­нея) вза­и­мо­дей­ству­ют меж­ду собой, обра­зуя допол­ни­тель­ные эко­но­ми­че­ские свя­зи. Схе­ма совсем неиде­аль­на, но дру­гой путь для жиз­ни сою­за и вовсе фатален. 

В самом ЕАЭС сей­час гор­до назы­ва­ют себя «цен­тром кон­ти­нен­таль­ной инте­гра­ции», посколь­ку дея­тель­ность сою­за будет сопря­же­на с китай­ской про­грам­мой «Один пояс — один путь». Про­бле­ма в том, что ров­но в тот момент, когда ЕАЭС заин­те­ре­со­вал­ся Пекин, союз пере­стал быть в пол­ной мере евразий­ским. Ника­кой инте­гра­ции не будет, это будет дру­же­ствен­ное, но необ­ра­ти­мое погло­ще­ние Кита­ем всей над­строй­ки (при этом това­рищ Си может миро­лю­би­во оста­вить все ста­рые назва­ния вро­де аббре­ви­а­ту­ры ЕАЭС — что­бы дру­зья из Моск­вы, Аста­ны (Нур-Сул­та­на), Мин­ска не волновались).

В сре­де биз­не­са это пони­ма­ют, в поли­ти­че­ской сре­де при­зна­вать пока не хотят. Но если ситу­а­ция пой­дет по сце­на­рию погло­ще­ния, «почет­ный пред­се­да­тель» Назар­ба­ев ниче­го сде­лать не смо­жет, каким бы ува­же­ни­ем он ни пользовался.

К сло­ву, 17 апре­ля в Казах­стане одоб­ри­ли рати­фи­ка­цию согла­ше­ния о тор­го­во-эко­но­ми­че­ском сотруд­ни­че­стве с Пеки­ном. Китаю ста­ло еще про­ще захо­дить на рын­ки стран ЕАЭС, а его эко­но­ми­ка пря­мо сей­час куда боль­ше эко­но­ми­ки все­го сою­за. Еще один пода­рок к пяти­ле­тию, так ска­зать. Тем более вдруг этот юби­лей — последний.

Автор: Вяче­слав ПОЛОВИНКО, «Новая газета»

Ори­ги­нал ста­тьи: Новая Газе­та Казахстан

Статьи по теме

Шал уже не лидер. Миллиарды на свержение власти. Царица медиа-горы и мининформации

Центральноазиатское государство представляет крупнейшую перестройку игорного бизнеса индустрия азартных игр

КАК ИЗБЕЖАЛ суда ТУРГУМБАЕВ?