Посмотрим на все это глазами простого избирателя, далекого от тонкостей большой политики. Для него оппозицией будет и «Ак жол» критикующий некую абстрактную власть, и «Руханият», также говорящий о недостатках правительства, не менее оппозиционным будут выглядеть «Адилет» с «Аулом», которые также вынуждены будут говорить о проблемах и недостатках казахстанской действительности. В своем традиционно
Представляете, какая каша будет в головах казахстанцев от такого обилия оппозиций, которые все по факту участия в выборах будут оппонировать «Нур Отану». Даже продвинутым завсегдатаям
И в этой ситуации при самом удачном раскладе для объединенной оппозиции все недовольные властью будут добросовестно поделены между указанными партиями. Тогда как все согласные с политикой Назарбаева дружно отдадут свои голоса за «Нур Отан». Понятно, что такое распыление протестного электората дает «Ак орде» возможность исключить ту самую интригу, которую вознамерилось устроить радикальное крыло оппозиции.
Запланированный тупик
Теперь уже ясно, что оппозиция к этим выборам подошла как никогда не подготовленной и к тому же еще и ослабленной. Три из четырех партий не допущены до выборов. Интересно, что оппозиции все же оставили одну единственную лазейку в парламент в виде ОСДП, которая, откровенно говоря, очень похожа на ловушку.
Тупик, в котором оказалась казахстанская оппозиция, создан, с одной стороны, целенаправленными действиями властей, вытеснивших ее на периферию политической жизни, с другой — изначально стратегически неверной позицией оппозиции, предполагающей, что с этой властью можно сотрудничать, договариваться, находить компромиссы.
Это закономерный результат усилий власти и оппозиции. Прошедшие 10 лет убедительно показали, что направление оппозиционной деятельности было неверным. Вместо серьезной и кропотливой работы по формированию социальной базы, наращиванию оппозиционных мускулов, оппозиция занималась в лучшем случае имитированием борьбы за власть, что выражалось в бесконечном реформировании и смене названий своих партий, в проведении съездов, круглых столов, конференций, митингов, представляющих собой тусовки единомышленников.
В худшем случае занималась разборками между собой, пыталась договориться с представителями властей об условиях вхождения во власть, сознательно уводила Назарбаева
Власти в полной мере использовали эту «конструктивность» оппозиции в своих интересах, шаг за шагом сокращая поле для их маневра. В результате сегодня сложилась ситуация при которой все оппозиционные партии вынуждены участвовать в выборах под вывеской одной партии — ОСДП.
Ертысбаев добился своего
Последний пример такой подсказки — его недавний совет Шаханову войти в «Руханият». Не прошло и недели, как Шаханов возглавил партийный список «Руханията». Так что можно смело сказать, что у власти на уме, то у Ертысбаева на языке.
Однако его советы объединиться в единую партию в оппозиционном лагере упорно игнорировались. На этих выборах власти решили взять инициативу в свои руки: одних оппозиционеров так и не зарегистрировали, других не перерегистрировали, третьих вообще закрыли, оставив только одну оппозиционную партию. То есть целенаправленно были созданы условия, при которых оппозиция для участия в выборах вынуждена была пойти на объединение.
Есть подозрение, что это сценарий «Ак орды», и оппозиция, согласившись играть по этим правилам, рискует серьезно себя дискредитировать в общественном мнении. Трудно сказать, как и что будет на самом деле, но то, что объединенным силам оппозиции приготовлено «сокрушительное поражение», в этом сомневаться не приходится. Есть ощущение, что их специально заставили участвовать в выборах в объединенном формате, чтобы рельефнее продемонстрировать их разгром на выборах. Так сказать, устроить показательную демонстрацию их невостребованности у населения.
Не участие в выборах оппозиции, которую, по сути, не допустили до выборов — это скандал, какие же выборы без оппозиции. Выборы без оппозиции это,
Надежды оппозиционеров прорваться в парламент — это из сферы все тех же химер, которыми они себя тешили в течении 10 лет. Мол, а вдруг! Увы, где вопрос касается власти, а точнее страхов ее потерять, никаких «вдруг» не бывает. Особенно сегодня после арабских революций.
Все жестко схвачено и запрограммировано — парламент должен быть АБСОЛЮТНО управляемым. Кто этого не понимает, тот ничего не понимает в нынешней ситуации. Даже если за оппозицию вдруг проголосует 30% (что очень сомнительно), на выходе все равно будет тот результат, который нужен власти. И плевать им на международных наблюдателей, чихать на озабоченность ОБСЕ, Евросоюза и Госдепа. У них своя озабоченность — не потерять власть и ради этого, если потребуется, они пойдут не только на фальсификацию итогов голосования. Неужели есть
Не бывает вдруг, если ты не друг
Почему я так пессимистично настроен в отношении «последнего боя», который вознамерилась дать объединенная оппозиция? Потому что я реально оцениваю силы и возможности тех, кто объединился и рассчитывает
Да, в стране миллионы недовольных, но это абсолютно не значит, что они готовы голосовать за оппозицию и уж тем более объединяться вокруг нее. Это недовольство само по себе и направить его в антиназарбаевское русло оппозиции в течение двух месяцев абсолютно не реально. Более того, эти недовольные массы как черт ладана сторонятся оппозиции. Парадокс ситуации в том, что если вдруг завтра
Кому звонили колокола?
Важно понять, почему так случилось. Такая ситуация возникла не вдруг, она подготавливалась годами. С одной стороны, властями, которые целенаправленно шаг за шагом создавали препятствия для деятельности оппозиции, все больше ограничивая сферу ее деятельности, а с другой — оппозицией, ничего реально не предпринимающей, чтобы противостоять процессу ее вытеснения с политического поля.
Предвижу возражения: мол, неправда, оппозиция била во все колокола, показывая всю антидемократическую сущность принимаемых законов, не правовые действия власти, нарушения прав и свобод граждан. Да, это было. Но колокола, в которые била оппозиция, звучали громко, как правило, только в Европе, Америке. Кому показывали антидемократическую сущность режима? Западу? А оно им надо?
А слышали ли звон оппозиционных колоколов граждане Казахстана? Большинство — вряд ли. Простые люди все больше «Хабар» и «Первый» смотрят. Так что народ про упорную работу нашей оппозиции в течение 10 лет в большинстве своем и не знает. А ведь она действительно работала, не покладая рук. Проводились многочисленные круглые столы, конференции, семинары, на которых режим Назарбаева клеймили как антинародный, авторитарный, преступный. Регулярно ездили в Варшаву и Вену, где, что называется на пальцах, разъясняли европейцам и американцам, что такое на самом деле «транзитная демократия» Назарбаева. Обучали активистов оппозиционных партий, в период выборов проводили агитационную работу (листовки, газеты, устная агитация). Казалось бы, что еще?
Внешне это выглядело так, что на каждый конкретный антидемократический а значит и антиоппозиционный шаг со стороны властей оппозиция отвечала общественным порицанием и апелляцией к международному сообществу. То есть на каждый виток закручиваемой гайки оппозиция высказывала свое громкое принципиальное «фи». Продуцирование этих «фи», как ответ на зажим со стороны властей, собственно говоря, и было основной работой оппозиции.
После того как Запад, как бы в издевку над оппозиционными «фи», наградил Назарбаева председательством в ОБСЕ, стало понятно, что все эти критические заявления вкупе с конференциями и круглыми столами не более чем формальность ритуального характера. Видимо, власти это поняли гораздо раньше, что позволило им в последние годы вообще никак не реагировать на критику и оппозиции, и Запада, создавая систему безоппозиционной демократии.
И эта работа на этих выборах, судя по всему, будет закончена. Нам презентуют совершенно другую оппозицию — «оппозиция нового типа».
Продолжение следует
Visit site:
Оппозиционный тупик. Часть 1.