За что арестовали алмаатинского активиста Ильяшева
Городской суд Алматы оставил в силе решение об аресте активиста Альнура Ильяшева из-за обращения к Нурсултану Назарбаеву и постов о партии Nur Otan. Ильяшев — не единственный, против которого возбуждено дело о распространении заведомо ложной информации в условиях чрезвычайного положения (часть 4 статьи 274 УК РК). В Бюро по правам человека опасаются, что режим ЧП становится для силовиков удобным предлогом для преследования инакомыслящих.
Поздно вечером 17 апреля полиция Алма-Аты задержала активиста Альнура Ильяшева по подозрению в распространении заведомо ложной информации в условиях чрезвычайного положения (пункт 2 части 4 статьи 274 УК РК). Ильяшева отправили в ИВС, а сотрудники СОБРа обыскали квартиру, где живет семья 42-летнего активиста.
По словам брата Ильяшева Каната, вечером в их дверь постучался человек с сумкой курьера «Яндекса». Когда дверь открыли, он крикнул: «Работаем, работаем, залетайте!»; по его сигналу внутрь ворвались несколько полицейских и уложили на пол всех взрослых. В это время дома были маленькие дети и 80-летняя бабушка активиста, у которой от увиденного началась истерика, рассказывает Канат.
Обыск продолжался не меньше четырех часов, в результате полиция изъяла семейный компьютер и все мобильные телефоны. Канат добавляет, что полицейские также приходили с обыском в дом, где живет вместе со своей матерью дочь Альнура. Девушка упала в обморок, когда увидела бойцов СОБРа в масках, утверждает брат активиста.
На следующий день после задержания, 18 апреля, Специализированный межрайонный следственный суд Алма-Аты арестовал Альнура Ильяшева на два месяца.
Посты в фейсбуке создают опасность
По версии следствия (постановление следовательницы Толганай Ержановой о квалификации дела есть в распоряжении «Медиазоны»), Ильяшев, используя посты и прямой эфир в Фейсбуке и видео на YouTube, «распространял заведомо ложную информацию», которая создает опасность нарушения общественного порядка, причиняет «существенный вред правам и законным интересам граждан, организаций, охраняемым законным интересам общества, государства, в условиях чрезвычайного положения».
20 марта Ильяшев и еще восемь активистов записали совместное видеообращение к Нурсултану Назарбаеву: они требовали «передать накопленные за годы правления имущество и активы» в фонд помощи казахстанцам и «уйти на заслуженный отдых». Обращение было опубликовано на YouTube-канале «БАСЕ». Видео, по мнению следователя, содержало «заведомо ложную информацию, дискредитирующую руководство РК и призывы сложения полномочий».
Кроме того, претензии полицейских вызвали два поста Ильяшева в фейсбуке. В первом, датированном 26 марта, он комментирует новость о том, что бизнесмены по призыву Назарбаева пожертвовали в фонд Birgemiz 41 млн долларов. «Гора родила мышь», — написал активист. Второй пост начинается со слов «Nur Otan — “Партия жуликов и воров”?!». В нем Ильяшев писал о задержании акима Кызылординской области Куанышбека Искакова — по совместительству главы областного филиала партии.
Эти два поста и обращение к Назарбаеву следствие квалифицирует как распространение заведомо ложной информации в условиях ЧП (пункт 2 части 4 статьи 274 УК РК).
Майор департамента полиции Алма-Аты Толганай Ержанова не впервые расследует уголовное дело против активиста. В 2016 году она работала над делом о хранении наркотиков у журналистки оппозиционного сайта Nakanune.kz Юлии Козловой. Защита настаивала, что доказательства были сфальсифицировали. В итоге суд оправдал журналистку, а в отношении Ержановой вынес частное постановление из-за нарушений во время следствия.
Позже в производстве Ержановой находилось дело троих сторонников запрещенного движения «Демократический выбор Казахстана» (ДВК) из Алматы. В конце 2018 года суд приговорил их к длительным срокам лишения свободы за призывы к терроризму (статья 256 УК).
Кроме того, Ержанова вела дела четырех участников митинга 1 мая 2019 года против досрочных выборов президента. Их обвиняли в участии в ДВК (часть 2 статьи 405 УК РК), в ноябре 2019 года суд назначил им по году ограничения свободы.
Телеканал «Мир 24» снял про Ержанову сюжет, в котором назвал ее «самым красивым следователем в Алма-Аты».
Следствие направило посты Ильяшева на психолого-филологическую экспертизу. Специалисты (их имена в изученных «Медиазоной» документах не упоминаются) пришли к выводу, что в текстах есть «негативная информация» о партии Nur Otan, «выраженная в утвердительной форме и в форме оценочных суждений». Посты и обращение активиста можно отнести к «разряду порочащих деловую репутацию в случае несоответствия действительности», решили эксперты.
Кроме того, они отметили, что тексты Ильяшева могут «повлиять на формирование негативного общественного мнения» о Nur Otan, а также содержат «признаки информации, создающей опасность и вероятность наступления негативных последствий в части нарушения общественного порядка в условиях чрезвычайного положения».
Гнев, раздражение, дискомфорт
В постановлении следовательница Ержанова напоминает, что 18 ноября 2019 года — почти за четыре месяца до начала эпидемии коронавируса в Казахстане и введения чрезвычайного положения — Жетысуский районный суд обязал Ильяшева опровергнуть свои слова о том, что партия Нурсултана Назарбаева Nur Otan помешала провести съезд новой партии «Наше право» в Алматы.
Учредительный съезд партии «Наше право» должен был пройти 9 марта 2019 года, но не состоялся: 8 марта владельцы банкетного зала, который арендовали заранее, отказались предоставлять место. Несмотря на это, днем 9 марта у ресторана находились «десятки полицейских и сотрудников спецподразделений», писал «Азаттык». Самого Ильяшева перед съездом задержали.
Соответчиками по иску вместе с Ильяшевым были двое других активистов: Санавар Закирова, которая собиралась учреждать «Наше право», и Марат Турымбетов. Претензии Nur Otan вызвали посты в фейсбуке и комментарии, которые активисты раздавали СМИ.
После срыва съезда Закирова и Турымбетов (его интересы в суде представлял Ильяшев) подавали иск против Nur Otan, полиции и прокуратуры. Они настаивали, что правящая партия и городские власти не дали им создать новую партию. 14 июня 2019 года Бостандыкский районный суд Алматы постановил оставить это иск без рассмотрения.
Осенью 2019 года Nur Otan подала против активистов сразу два иска о защите чести и достоинства: первый — от самой партии, второй — от четверых ее членов. В иске партийные функционеры объяснили, что из-за публикаций активистов «испытали такие нравственные страдания, как гнев, раздражение, дискомфорт».
Уже 18 ноября Жетысуский суд Алма-Аты удовлетворил иск Nur Otan полностью и частично — требования партийцев. Суд признал, что Ильяшев и его товарищи «распространяли ложные сведения» о Nur Otan, обязал опровергнуть эти слова в Фейсбуке и выплатить истцам по 1 500 000 тенге (3 860 долларов) каждому. 25 января это решение утвердил городской суд Алма-Аты.
Впрочем, после ареста Ильяшева по уголовному делу секретарь Nur Otan Арман Кырыкбаев написал в Фейсбуке, что партия «новые претензии к Ильяшеву через судебные и правоохранительные органы не заявляла», а любые намеки на это — «чистой воды конспирология».
Глава Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений Жовтис считает, что из дела Ильяшева «торчит политическая составляющая».
«Мы имеем пару десятков [бойцов] СОБРа, которые приезжают по четырем адресам, чтобы изымать документы и предметы по делу о распространении заведомо ложной информации, а не о хранении оружия и наркотиков. СОБР что должен делать? Атаковать компьютеры? А потому что дело политическое. Это запугивание общества и демонстрация — вот что бывает с теми, кто критикует власть и высказывает свое мнение», — сказал Жовтис на пресс-конференции, посвященной аресту активиста.
«Накипело»
За последний месяц в Казахстане помимо Ильяшева за критические высказывания в адрес властей задержаны еще два человека. Им также вменяется распространение заведомо ложной информации в условиях чрезвычайного положения (статья 274 УК).
18 апреля в Караганде задержали бывшего члена нацсовета общественного доверия при президенте Армана Шураева. В 2005 году он возглавлял центральное бюро гостелеканала «Хабар» и пресс-службу предвыборного штаба Назарбаева. Как рассказал адвокат Джохар Утебеков, поводом для дела против Шураева стало видеоинтервью, которое он дал сайту Exclusive.kz. Оно вышло 1 апреля под заголовком «Арман Шураев: Казахстан приватизирован одной семьей». 20 апреля полиция Алма-Аты не стала просить суд об аресте Шураева и отпустила его под подписку о невыезде.
Еще одно уголовное дело по статье 274 УК расследуется в Караганде против местного жителя Армана Хасенова. 12 апреля он записал видеообращение с критикой Назарбаева, в котором говорил о разбитых дорогах, плохой инфраструктуре и отсутствии интернета. Активист отмечал, что не призывает к митингам, а просто решил высказаться, потому что у него «накипело». На следующий день его задержали сотрудники КНБ. Руководитель аппарата прокуратуры Карагандинской области сообщил «Медиазоне», что суд заключил Хасенова под стражу.
Сайт МВД Polisia.kz регулярно отчитывается о задержаниях казахстанцев, подозреваемых по аналогичной статье за распространение в вотсапе фейков о коронавирусе — такие случаи были в Алмаатинской, Жамбылской, Акмолинской, Карагандинской, Туркестанской, Северо-Казахстанской и других областях. В Кызылординской области зарегистрировано уже как минимум десять таких случаев.
По словам Евгения Жовтиса, статья 274 УК РК, как и статья 174 УК РК (возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни) часто используются против оппозиционеров и дают возможность «подтягивать» под них любые действия. Эти статьи жестко критикует Комитет ООН по правам человека, сейчас они применяются с отягчающим обстоятельством — в условиях ЧП, отмечает юрист.
Ссылаясь на Международный пакт о гражданских и политических правах, Жовтис настаивает, что чрезвычайное положение должно использоваться только с целью отразить угрозу, из-за которой оно было введено, а посты Ильяшева никак с коронавирусом не связаны.
«Мы видим, что сейчас часть 4 статьи 274 используется против ряда гражданских активистов. Это масштабное использование нового повода, чтобы преследовать оппозицию», — заключил Жовтис.
Днем 22 апреля Алмаатинский городской суд отклонил жалобу на арест Альнура Ильяшева. По словам адвоката Нурлана Рахманова, суд отказался изменять меру пресечения, так как активист может продолжить делать свои публикации.
Оригинал статьи: Мадина КУАНОВА, «Медиазона Центральная Азия»