Минные поля Центральной Азии

Через приз­му част­ной соб­ствен­но­сти пред­ло­жил взгля­нуть на про­цес­сы в Цен­траль­ной Азии извест­ный казах­стан­ский пра­во­за­щит­ник Евге­ний Жовтис, высту­пая с докла­дом на еже­год­ной кон­фе­рен­ции Обще­ства цен­траль­но­ази­ат­ских иссле­до­ва­ний (CESS) в Колум­бий­ском университете. 

По  его мне­нию, пер­во­при­чи­на отсут­ствия поли­ти­че­ско­го плю­ра­лиз­ма и систе­мы, осно­ван­ной на прин­ци­пах вер­хо­вен­ства пра­ва, кро­ет­ся в дикой при­ва­ти­за­ции 90‑х годов про­шло­го века. Она зало­жи­ла на всем пост­со­вет­ском про­стран­стве «мин­ные поля», кото­рые пери­о­ди­че­ски «взры­ва­ют­ся» в резуль­та­те внут­ри­э­лит­ных конфликтов.

«Поми­мо при­ро­ды самих режи­мов в стра­нах реги­о­на, эта уяз­ви­мость не поз­во­ля­ет ни допу­стить како­го-либо реаль­но­го поли­ти­че­ско­го плю­ра­лиз­ма и поли­ти­че­ской кон­ку­рен­ции, ни создать систе­му пра­во­вых инсти­ту­тов на прин­ци­пах вер­хо­вен­ства пра­ва. Любое дви­же­ние в эту сто­ро­ну рис­ко­ван­но для пра­вя­щих элит. Но без реше­ния этой про­бле­мы ника­кое устой­чи­вое раз­ви­тие и поли­ти­че­ская модер­ни­за­ция невоз­мож­ны», — заявил пра­во­за­щит­ник на кон­фе­рен­ции в Нью-Йорке.

Ниже мы пред­ла­га­ем нашим чита­те­лям пол­ный текст докла­да Евге­ния Жовтиса.

«КОНТЕКСТ И ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СИТУАЦИИ С ПРАВАМИ ЧЕЛОВЕКА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: ЭВОЛЮЦИЯ ИЛИ ДЕГРАДАЦИЯ, И ЧТО ДАЛЬШЕ?»

Евге­ний Жовтис, пред­се­да­тель Сове­та Казах­стан­ско­го меж­ду­на­род­но­го бюро по пра­вам чело­ве­ка и соблю­де­нию законности

Выступ­ле­ние на Еже­год­ной кон­фе­рен­ции Обще­ства цен­траль­но­ази­ат­ских иссле­до­ва­ний (CESS)

г.Нью-Йорк, Колум­бий­ский уни­вер­си­тет, Инсти­тут Гарримана,

24 октяб­ря 2014 г.

Ува­жа­е­мые участ­ни­ки конференции!

Перед тем, как попы­тать­ся оце­нить ситу­а­цию с пра­ва­ми чело­ве­ка в реги­оне Цен­траль­ной Азии в её дина­ми­ке со вре­ме­ни рас­па­да Совет­ско­го Сою­за и обра­зо­ва­ния неза­ви­си­мых госу­дарств, пола­гаю необ­хо­ди­мым выдви­нуть несколь­ко тези­сов или исход­ных посы­лок, на кото­рых осно­вы­ва­ют­ся мои рас­суж­де­ния. Более того, пола­гаю, что эти тези­сы не менее, если не более, важ­ны, чем сама оценка.

По пер­вой спе­ци­аль­но­сти я — гор­ный инже­нер-эко­но­мист, кан­ди­дат наук. По вто­рой — юрист с лицен­зи­ей на пра­во заня­тия адво­кат­ской дея­тель­но­стью. Моя нынеш­няя про­фес­си­о­наль­ная дея­тель­ность — пра­во­за­щит­ник. Я родил­ся в сере­дине про­шло­го века, в семье быв­ше­го актив­но­го боль­ше­ви­ка. Мой дед уста­нав­ли­вал Совет­скую власть в Воро­неж­ской губер­нии Рос­сий­ской импе­рии, потом был заме­сти­те­лем мини­стра здра­во­охра­не­ния СССР, в 1938 году он был репрес­си­ро­ван и умер в ста­лин­ском лаге­ре в 1942 году. Я вырос в семье дис­си­ден­та. Мой отец, про­фес­сор фило­ло­гии, при­вле­кал­ся к уго­лов­ной ответ­ствен­но­сти за рас­про­стра­не­ние анти­со­вет­ской лите­ра­ту­ры. Я про­жил боль­шую часть сво­ей жиз­ни в Совет­ском Сою­зе и нико­гда не был чле­ном Ком­му­ни­сти­че­ской партии.

Всё это в сово­куп­но­сти поз­во­ля­ет мне оце­ни­вать ситу­а­цию с раз­ных сто­рон и в опре­де­лён­ной исто­ри­че­ской перспективе.

Ситу­а­ция с пра­ва­ми чело­ве­ка в Цен­траль­ной Азии силь­но зави­сит от внут­ри­по­ли­ти­че­ско­го и внеш­не­по­ли­ти­че­ско­го кон­тек­стов и от состо­я­ния обще­ства в его дина­ми­че­ском развитии.

Поэто­му нач­ну я с несколь­ких важ­ных, как мне кажет­ся, исход­ных тези­сов. И один из них весь­ма необы­чен для оцен­ки ситу­а­ции с пра­ва­ми чело­ве­ка. Это эво­лю­ция инсти­ту­та част­ной соб­ствен­но­сти в регионе.

Вооб­ще част­ная соб­ствен­ность в исто­рии чело­ве­че­ства раз­ви­ва­ет­ся, упро­щён­но гово­ря, в трёх сфе­рах. Как эко­но­ми­че­ский инсти­тут, как ядро рыноч­ной эко­но­ми­ки. Как пра­во­вой инсти­тут, вокруг кото­ро­го стро­ит­ся граж­дан­ское и ком­мер­че­ское пра­во, да и пра­во в целом. И как куль­тур­ный инсти­тут, вокруг кото­ро­го раз­ви­ва­ют­ся мно­гие чело­ве­че­ские отно­ше­ния. Более того, этот инсти­тут опре­де­ля­ет в той или иной сте­пе­ни и орга­ни­за­цию поли­ти­че­ской власти.

Так вот этот инсти­тут раз­ви­вал­ся, эво­лю­ци­о­ни­ро­вал в мире в тече­ние веков, пре­вра­тив­шись в совре­мен­ный инсти­тут част­ной соб­ствен­но­сти. Совет­ский Союз более чем на 70 лет выпал из это­го про­цес­са. Более того, это­го инсти­ту­та в Совет­ском Сою­зе не было вооб­ще, если не счи­тать так назы­ва­е­мую огра­ни­чен­ную лич­ную соб­ствен­ность. Была так назы­ва­е­мая обще­на­род­ная или госу­дар­ствен­ная соб­ствен­ность на все сред­ства про­из­вод­ства и госу­дар­ствен­ная пла­но­вая экономика.

То есть, по мое­му мне­нию, то, вокруг чего в насто­я­щее вре­мя стро­ит­ся рыноч­ная эко­но­ми­ка в стра­нах пост­со­вет­ско­го про­стран­ства, вокруг чего раз­ви­ва­ет­ся граж­дан­ское и ком­мер­че­ское пра­во и стро­ят­ся чело­ве­че­ские отно­ше­ния, что вли­я­ет на орга­ни­за­цию поли­ти­че­ской вла­сти не совсем тот инсти­тут част­ной соб­ствен­но­сти, с кото­рым мы име­ем дело в раз­ви­тых стра­нах. Имен­но поэто­му во мно­гих смыс­лах отно­ше­ния вокруг него в нашем реги­оне име­ют часто такой нео­фе­о­даль­ный харак­тер. Это пока­за­тель опре­де­лен­но­го исто­ри­че­ско­го разрыва.

А эта эко­но­ми­че­ская и пра­во­вая осно­ва весь­ма важ­на для реа­ли­за­ции совре­мен­ной кон­цеп­ции прав чело­ве­ка. Эво­лю­ция инсти­ту­та част­ной соб­ствен­но­сти спо­соб­ство­ва­ла раз­ви­тию кон­цеп­ции инди­ви­ду­аль­ных прав и свобод.

Вто­рой тезис. В боль­шин­стве стран реги­о­на не про­изо­шло сме­ны элит. У вла­сти оста­лись те же ком­му­ни­сти­че­ские бюро­кра­ти­че­ские эли­ты, кото­рые и осу­ще­стви­ли тран­зит от госу­дар­ствен­ной пла­но­вой эко­но­ми­ки и обще­на­род­ной соб­ствен­но­сти к рыноч­ной эко­но­ми­ке и част­ной соб­ствен­но­сти. Этот пере­ход осно­вы­вал­ся на раз­го­су­дар­ствле­нии и при­ва­ти­за­ции, осу­ществ­лён­ных в 90‑х годах про­шло­го века.

При этом имен­но эти эли­ты яви­лись глав­ны­ми бене­фи­ци­а­ра­ми это­го про­цес­са. И посколь­ку сам про­цесс при­ва­ти­за­ции был непро­зрач­ным, либо полу­за­кон­ным, либо совсем неза­кон­ным, его бене­фи­ци­а­ры ока­за­лись весь­ма уяз­ви­мы с точ­ки зре­ния источ­ни­ков их обо­га­ще­ния. Они ста­ли мил­ли­о­не­ра­ми, муль­ти­мил­ли­о­не­ра­ми, мил­ли­ар­де­ра­ми, ста­ли кон­тро­ли­ро­вать большую часть наци­о­наль­ных эко­но­мик, но при этом их состо­я­ния харак­те­ри­зу­ют­ся неза­кон­но­стью и нелигитимностью.

Неза­кон­но­стью в смыс­ле источ­ни­ков этих состо­я­ний, что посто­ян­но пред­по­ла­га­ет воз­мож­ность пере­де­ла соб­ствен­но­сти при любой смене вла­сти или обостре­нии внут­ри­э­лит­ных про­ти­во­ре­чий и кон­флик­тов. И нели­ги­тим­но­стью с точ­ки зре­ния обще­ствен­но­го вос­при­я­тия этой част­ной соб­ствен­но­сти. Она, в обще­ствен­ном мне­нии, пусть и не так часто озву­чи­ва­е­мом, укра­де­на у наро­да со все­ми выте­ка­ю­щи­ми отсю­да последствиями.

При­ва­ти­за­ция 90‑х годов зало­жи­ла на всём пост­со­вет­ском про­стран­стве целые «мин­ные поля», кото­рые пери­о­ди­че­ски «взры­ва­ют­ся» в резуль­та­те внут­ри­э­лит­ных кон­флик­тов. Поми­мо при­ро­ды самих режи­мов в стра­нах реги­о­на, эта уяз­ви­мость не поз­во­ля­ет ни допу­стить како­го-либо реаль­но­го поли­ти­че­ско­го плю­ра­лиз­ма и поли­ти­че­ской кон­ку­рен­ции, ни создать систе­му пра­во­вых инсти­ту­тов на прин­ци­пах вер­хо­вен­ства пра­ва. Любое дви­же­ние в эту сто­ро­ну рис­ко­ван­но для пра­вя­щих элит. Но без реше­ния этой про­бле­мы ника­кое устой­чи­вое раз­ви­тие и поли­ти­че­ская модер­ни­за­ция невозможны.

И в этой свя­зи я согла­сен с одним из тези­сов Миха­и­ла Ходор­ков­ско­го, изло­жен­ных им в нача­ле это­го меся­ца в выступ­ле­нии в Freedom House. Он это назвал «воз­вра­ще­ни­ем к спра­вед­ли­во­сти» или «вос­ста­нов­ле­ни­ем соци­аль­ной справедливости».

Тре­тий тезис каса­ет­ся состо­я­ния обще­ства. К сожа­ле­нию, как это осо­бен­но ярко про­яви­ла рос­сий­ская агрес­сия в Укра­ине, пост­со­вет­ские обще­ства харак­те­ри­зу­ют­ся целым «буке­том» при­зна­ков или свойств, кото­рые мало спо­соб­ству­ют реа­ли­за­ции совре­мен­ной кон­цеп­ции прав и сво­бод чело­ве­ка, осо­бен­но на цен­ност­ном уровне.

Ряд этих свойств име­ют исто­ри­че­ские при­чи­ны: одни сфор­ми­ро­ва­лись в далё­ком про­шлом, дру­гие — в совет­ский пери­од, тре­тьи свя­за­ны с разо­ча­ро­ва­ни­ем и труд­но­стя­ми, преж­де все­го эко­но­ми­че­ско­го харак­те­ра, после рас­па­да Совет­ско­го Союза.

Весь совет­ский пери­од обще­ство суще­ство­ва­ло в атмо­сфе­ре поли­ти­че­ско­го и соци­аль­но­го ижди­вен­че­ства, сакра­ли­за­ции госу­дар­ства и «един­ствен­но вер­но­го» марк­сист­ско-ленин­ско­го учения.

Обще­ство и его чле­ны нико­гда не были субъ­ек­том поли­ти­ки, в том чис­ле обще­ствен­ной поли­ти­ки, а толь­ко — объ­ек­том. Объ­ек­том, кото­рый управ­лял­ся госу­дар­ством, кон­тро­ли­ро­вал­ся госу­дар­ством, мани­пу­ли­ро­вал­ся госу­дар­ством, или точ­нее — нахо­дя­щей­ся у вла­сти ком­му­ни­сти­че­ской парт­но­мен­кла­ту­рой. Это обще­ство мож­но назвать «госу­дар­ствен­ным». В нём были дет­ские и жен­ские орга­ни­за­ции, ассо­ци­а­ции вете­ра­нов или обще­ства кни­го­лю­бов и фила­те­ли­стов, в нём были проф­со­ю­зы, и все­го толь­ко одна Ком­му­ни­сти­че­ская пар­тия. Но при нали­чии боль­шо­го коли­че­ства обще­ствен­ных ассо­ци­а­ций до нача­ла 90‑х годов это обще­ство невоз­мож­но было назвать гражданским.

Да и сей­час, чест­но гово­ря, оно про­дол­жа­ет быть в боль­шин­стве стран реги­о­на «госу­дар­ствен­ным». Поми­мо раз­лич­ных пра­во­охра­ни­тель­ных орга­нов, через раз­но­го рода ГОНГО, через создан­ные свер­ху сою­зы, аль­ян­сы и т.д. вла­сти про­дол­жа­ют кон­тро­ли­ро­вать любые орга­ни­зо­ван­ные обще­ствен­ные инициативы.

В неко­то­рых из этих госу­дарств (в Казах­стане, Таджи­ки­стане, Узбе­ки­стане) раз­ре­ше­ны, назо­ву это так, инсти­ту­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные фор­мы дис­си­дент­ства: пра­во­за­щит­ные орга­ни­за­ции, немно­го­чис­лен­ные неза­ви­си­мые СМИ или граж­дан­ски актив­ные соци­аль­ные орга­ни­за­ции. В осталь­ном же мы име­ем дело всё с той же фор­мой вза­и­мо­от­но­ше­ний вла­сти и обще­ства, кото­рая сло­жи­лась в совет­ское вре­мя. Это отно­ше­ния вла­сти и под­чи­не­ния, и огра­ни­чен­но­го выбора.

В совет­ский пери­од люди были вооб­ще лише­ны пра­ва поли­ти­че­ско­го выбо­ра, сво­бо­ды выбо­ра, и, соот­вет­ствен­но, не сфор­ми­ро­ва­лись обще­ствен­ные навы­ки делать выбор и брать на себя ответ­ствен­ность за свой выбор.

Инди­ви­ду­аль­ные пра­ва и сво­бо­ды не пред­став­ля­ли тогда и не пред­став­ля­ют сей­час само­сто­я­тель­ной цен­но­сти. Сво­бо­да сло­ва, ассо­ци­а­ции, объ­еди­не­ния, мир­ных собра­ний, выра­же­ния, сове­сти и рели­гии пред­став­ля­ют­ся весь­ма абстракт­ны­ми. Лежа­щее в осно­ве кон­цеп­ции прав чело­ве­ка ува­же­ние чело­ве­че­ско­го досто­ин­ства тоже не явля­ет­ся сти­му­лом. Подав­ля­ю­щее боль­шин­ство чле­нов наше­го обще­ства не гото­вы и не хотят чем-либо жерт­во­вать для защи­ты сво­е­го чело­ве­че­ско­го досто­ин­ства и борь­бы за свои пра­ва и сво­бо­ды. Они не видят в этом прак­ти­че­ской поль­зы и не рас­смат­ри­ва­ют это как цен­ност­ную ориентацию.

Один хоро­ший при­мер. Когда в нашем реги­оне обсуж­да­ют поло­же­ние заклю­чен­ных, то по суще­ству не рас­смат­ри­ва­ют лише­ние сво­бо­ды как глав­ное нака­за­ние. Сра­зу начи­на­ют рас­суж­дать об усло­ви­ях заклю­че­ния, о бара­ках на 40—60 чело­век, о пло­хом пита­нии, меди­цин­ском обслу­жи­ва­нии, о пло­хом обра­ще­нии тюрем­ной адми­ни­стра­ции и пер­со­на­ла. При этом доми­ни­ру­ю­щая в обще­стве реак­ция — не воз­му­ще­ние, а пони­ма­ние: но они же совер­ши­ли пре­ступ­ле­ния, и тюрь­ма — не сана­то­рий. И выра­жа­ет­ся удив­ле­ние и нега­тив­ная реак­ция на хоро­шие усло­вия в тюрь­мах, напри­мер, Вели­ко­бри­та­нии, Нор­ве­гии или Голландии.

Попыт­ка объ­яс­нить, что глав­ное нака­за­ние — это лише­ние сво­бо­ды как тако­вое, что чело­век, совер­шив­ший пре­ступ­ле­ние, на годы лиша­ет­ся пра­ва дей­ство­вать по соб­ствен­но­му разу­ме­нию, лиша­ет­ся сво­бо­ды посту­пать так как он счи­та­ет нуж­ным, делать то, что он хочет, не вызы­ва­ет осо­бо­го пони­ма­ния, пото­му что сво­бо­да не явля­ет­ся само­сто­я­тель­ной ценностью.

Добав­лю еще к это­му то, что в тече­ние тех же более 70 лет в обще­стве, несмот­ря на идеи интер­на­ци­о­на­лиз­ма, равен­ства и брат­ства, куль­ти­ви­ро­ва­лись ксе­но­фо­бия и агрес­сия по отно­ше­нию к чужо­му, запад­но­му, капи­та­ли­сти­че­ско­му и импе­ри­а­ли­сти­че­ско­му. Совет­ский Союз борол­ся за мир во всём мире путём под­держ­ки всех воз­мож­ных рево­лю­ци­он­ных движений.

Что при­ме­ча­тель­но, что уже в 2005 году, после так назы­ва­е­мых «оран­же­вой» и «тюль­па­но­вой» рево­лю­ций, перед пре­зи­дент­ски­ми выбо­ра­ми в Казах­стане по цен­траль­но­му теле­ви­де­нию был пока­зан фильм о вре­де рево­лю­ций. О том, какие стра­да­ния и раз­ру­ше­ния при­но­сят рево­лю­ции. При­чём фильм начи­нал­ся с Вели­кой фран­цуз­ской революции.

То есть, пре­ем­ни­ки тех ком­му­ни­сти­че­ских вла­стей, кото­рые большую часть два­дца­то­го века утвер­жда­ли, что рево­лю­ция — это един­ствен­ный спо­соб борь­бы за пра­ва угне­тён­но­го наро­да про­тив угне­та­те­лей, экс­плу­а­та­то­ров и капи­та­ли­стов, после того как они в резуль­та­те эко­но­ми­че­ско­го тран­зи­та пре­вра­ти­лись в этих самых капи­та­ли­стов, немед­лен­но заго­во­ри­ли о вре­де рево­лю­ций. Отсю­да такое агрес­сив­ное непри­я­тие «бар­хат­ных» рево­лю­ций, «араб­ских вёсен», «май­да­нов» и т.д.

Совет­ская про­па­ган­да, от кото­рой неда­ле­ко ушла, а в чём-то зна­чи­тель­но опе­ре­ди­ла, совре­мен­ная рос­сий­ская про­па­ган­да, осно­ва­ны на кон­спи­ро­ло­ги­че­ских тео­ри­ях, в кото­рых наро­ду, как тако­во­му, обще­ству, отдель­ным инди­ви­ду­у­мам отве­де­на толь­ко роль инстру­мен­та для дости­же­ния поли­ти­че­ских целей. Любая неза­ви­си­мая пози­ция, любое несо­гла­сие, по мне­нию про­па­ган­ди­стов, свя­за­ны с заго­во­ром, с «наци­о­нал-пре­да­те­ля­ми», «пяты­ми колон­на­ми», дея­тель­но­стью «вра­гов», кото­рые финан­си­ру­ют этих несогласных.

Попыт­ки контр­ар­гу­мен­ти­ро­вать, что сме­на обще­ствен­но-поли­ти­че­ских фор­ма­ций в XVII-XX‑х веках не осу­ществ­ля­лась НПО на день­ги Запа­да, а рабо­вла­дель­че­ский строй раз­ру­шил­ся без уча­стия Госде­пар­та­мен­та США и ЦРУ, оста­ют­ся безуспешными.

Иска­жен­ная кар­ти­на мира, в кото­рой отдель­но­му чело­ве­ку, груп­пе граж­дан, обще­ствен­ным орга­ни­за­ци­ям с неза­ви­си­мым мне­ни­ем, с аль­тер­на­тив­ны­ми иде­я­ми и кон­цеп­ци­я­ми в отно­ше­нии орга­ни­за­ции обще­ствен­но-поли­ти­че­ской жиз­ни, нет места, «рисо­ва­лась» в тече­ние деся­ти­ле­тий и про­дол­жа­ет в той или иной сте­пе­ни «рисо­вать­ся» и сей­час. И это не очень зави­сит от сме­ны поко­ле­ний граж­дан, жив­ших в Совет­ском Сою­зе и живу­щих сей­час в «неза­ви­си­мых» государствах.

Нако­нец, дра­ма­тич­ная лом­ка эко­но­ми­че­ских и соци­аль­ных усто­ев в 90‑х годах при сохра­не­нии по суще­ству того же обще­ствен­но-поли­ти­че­ско­го устрой­ства, при­ве­ла к дис­кре­ди­та­ции самих поня­тий «сво­бо­ды», «демо­кра­тии», «вер­хо­вен­ства права».

Несмот­ря на то, что на боль­шей части пост­со­вет­ско­го про­стран­ства у вла­сти оста­лись те же совет­ские пар­тий­но-бюро­кра­ти­че­ские эли­ты, кото­рые пере­ста­ли назы­вать себя совет­ски­ми и ком­му­ни­сти­че­ски­ми, а ста­ли по суще­ству оли­гар­хи­че­ско-кла­но­вы­ми, в обще­стве глу­бо­ко уко­ре­ни­лось пред­став­ле­ние, что демо­кра­ты, кото­рые прак­ти­че­ски нигде к вла­сти не при­хо­ди­ли, раз­ва­ли­ли вели­кое госу­дар­ство — Совет­ский Союз.

Что сво­бо­да — это хаос и анар­хия. Что демо­кра­тия — это сво­бо­да для вла­сти гра­бить свой народ. Что вер­хо­вен­ства пра­ва не быва­ет, и что власть все­гда пра­ва. И если, осно­вы­ва­ясь на таком вос­при­я­тии, «пере­ве­сти стрел­ки» на внеш­ний мир, на вра­гов в лице Запа­да и его «локо­мо­ти­ва» — США, то наро­ду неко­гда заду­мы­вать­ся о соб­ствен­ных вла­сти­те­лях, о дру­гих при­чин­но-след­ствен­ных связях.

Отдель­ные при­ме­ры стран При­бал­ти­ки, обще­ствен­ных импуль­сов в Гру­зии, Кыр­гыз­стане, Укра­ине и Мол­до­ве, свя­зан­ных с раз­ны­ми объ­ек­тив­ны­ми и субъ­ек­тив­ны­ми обсто­я­тель­ства­ми, конеч­но, вну­ша­ют неко­то­рый опти­мизм, но, тем не менее, не меня­ют общей кар­ти­ны, осо­бен­но в реги­оне Цен­траль­ной Азии.

Всё, о чём я ска­зал выше, и есть тот самый внут­ри­по­ли­ти­че­ский кон­текст, кото­рый в той или иной сте­пе­ни и опре­де­ля­ет пер­спек­ти­вы реа­ли­за­ции фун­да­мен­таль­ных прав и сво­бод чело­ве­ка в регионе.

Мой послед­ний тезис свя­зан с внеш­ни­ми факторами.

Несколь­ко лет назад на одной из кон­фе­рен­ций мне дове­лось исполь­зо­вать такую мета­фо­ру: глав­ны­ми вра­га­ми кон­цеп­ции прав чело­ве­ка и демо­кра­ти­че­ско­го раз­ви­тия в совре­мен­ном мире явля­ют­ся нефть, газ, гео­по­ли­ти­че­ские сооб­ра­же­ния и вой­на с тер­ро­риз­мом. При­чем послед­нее мож­но рас­смат­ри­вать более широ­ко, как вой­ну с экс­тре­миз­мом, ради­ка­лиз­мом и обес­пе­че­ние некой доста­точ­но воль­но интер­пре­ти­ру­е­мой вла­стя­ми мно­гих госу­дарств стабильности.

Пер­вое деся­ти­ле­тие XXI века про­де­мон­стри­ро­ва­ло, что эти вра­ги побеж­да­ют на всех фрон­тах. Они побеж­да­ют во внут­рен­ней поли­ти­ке, пото­му что режи­мы в боль­шин­стве стран, обла­да­ю­щих нефтью и газом, дик­та­тор­ские или в луч­шем слу­чае авто­ри­тар­ные, обыч­но силь­но кор­рум­пи­ро­ван­ные, исполь­зу­ют свои ресур­сы для обо­га­ще­ния эли­ты, удер­жа­ния вла­сти и мак­си­маль­но­го кон­тро­ля над обществом.

Нефть и газ исполь­зу­ют­ся во внеш­ней поли­ти­ке как силь­ный аргу­мент в меж­ду­на­род­ных отно­ше­ни­ях, когда речь идет о необ­хо­ди­мо­сти хоть в какой-то мере сле­до­вать меж­ду­на­род­ным обя­за­тель­ствам в обла­сти обес­пе­че­ния прав чело­ве­ка и вер­хо­вен­ства закона.

Фак­тор гео­по­ли­ти­че­ских сооб­ра­же­ний поз­во­ля­ет авто­ри­тар­ным вла­стям стран, име­ю­щих важ­ное гео­по­ли­ти­че­ское рас­по­ло­же­ние, исполь­зо­вать его как очень важ­ный козырь во вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях с демо­кра­ти­че­ски­ми госу­дар­ства­ми в кон­тек­сте посто­ян­но веду­щей­ся борь­бы за вли­я­ние в реги­о­наль­ном и гло­баль­ном масштабе.

Вой­на с тер­ро­риз­мом, экс­тре­миз­мом и ради­ка­лиз­мом, борь­ба за обес­пе­че­ние стаби­льности в боль­шин­стве стран, даже не име­ю­щих таких ост­рых про­блем, при­ве­ла к подав­ле­нию ина­ко­мыс­лия, свер­ты­ва­нию граж­дан­ских прав и свобод.

Пола­гаю, что мож­но гово­рить не про­сто об ухуд­ше­нии ситу­а­ции с пра­ва­ми чело­ве­ка во мно­гих стра­нах мира, а о кри­зи­се самой кон­цеп­ции прав человека.

Попро­бую обос­но­вать этот важ­ный вывод.

Как извест­но, кон­цеп­ция прав и сво­бод чело­ве­ка осно­ва­на на при­зна­нии их выс­шей цен­но­стью, на ува­же­нии чело­ве­че­ско­го достоинства.

Исполь­зуя доста­точ­но упро­щен­ную схе­му, мож­но ска­зать, что реа­ли­за­ция кон­цеп­ции прав чело­ве­ка про­ис­хо­дит в трех измерениях:

- через зако­но­да­тель­ство (меж­ду­на­род­ное и национальное);

- через инсти­ту­ци­о­наль­ное раз­ви­тие (на меж­ду­на­род­ном и наци­о­наль­ном уровне);

- через прак­ти­че­ское воплощение.

Если мы посмот­рим в дина­ми­ке на состо­я­ние этих «изме­ре­ний», то, боюсь, при­дем к крайне неуте­ши­тель­ным выводам.

Меж­ду­на­род­ное пра­во в обла­сти прав чело­ве­ка ста­ло пра­вом вто­ро­го сор­та. Меж­ду­на­род­ные обя­за­тель­ства в обла­сти прав чело­ве­ка ста­ло нор­мой не выпол­нять без вся­ких пра­во­вых, поли­ти­че­ских или мораль­ных последствий.

Мно­жит­ся чис­ло погиб­ших жур­на­ли­стов, пра­во­за­щит­ни­ков и пред­ста­ви­те­лей поли­ти­че­ской оппо­зи­ции, рас­тет чис­ло поли­ти­че­ских заклю­чен­ных, закры­тых газет, разо­гнан­ных митин­гов и демон­стра­ций, пре­сле­ду­е­мых рели­ги­оз­ных общин и про­сто ина­ко­мыс­ля­щих граждан.

Я столь подроб­но на этом оста­нав­ли­ва­юсь, пото­му что это и есть тот самый внеш­не­по­ли­ти­че­ский кон­текст, кото­рый, поми­мо небла­го­при­ят­но­го внут­ри­по­ли­ти­че­ско­го ока­зы­ва­ет боль­шое вли­я­ние на ситу­а­цию с пра­ва­ми чело­ве­ка в регионе.

Большая часть быв­ше­го Совет­ско­го Сою­за пре­вра­ти­лась в один из миро­вых анкла­вов, где основ­ные меж­ду­на­род­ные прин­ци­пы прав чело­ве­ка под­ми­на­ют­ся, пре­врат­но тол­ку­ют­ся, иска­жа­ют­ся или вооб­ще не при­зна­ют­ся. В нача­ле 21-го века из ста­рых «сун­ду­ков исто­рии» сно­ва вытас­ки­ва­ют­ся про­пи­тан­ные наф­та­ли­ном ссыл­ки на несо­от­вет­ствие кон­цеп­ции демо­кра­ти­че­ско­го раз­ви­тия и прав чело­ве­ка неким наци­о­наль­ным осо­бен­но­стям и куль­тур­ным тра­ди­ци­ям. Как буд­то есть наро­ды, кото­рым прав­да, сво­бо­да и спра­вед­ли­вость противопоказаны.

При этом все раз­го­во­ры на дан­ную тему на меж­ду­на­род­ном уровне про­ис­хо­дят в усло­ви­ях все­объ­ем­лю­щей политкорректности.

Мно­гие стра­ны с типич­но дик­та­тор­ски­ми или жест­ко авто­ри­тар­ны­ми режи­ма­ми, под­пи­сав­шие и рати­фи­ци­ро­вав­шие Меж­ду­на­род­ные пак­ты о граж­дан­ских и поли­ти­че­ских пра­вах, об эко­но­ми­че­ских, соци­аль­ных и куль­тур­ных пра­вах; кон­вен­ции про­тив пыток и о пра­вах бежен­цев; запре­ща­ю­щие дис­кри­ми­на­цию по любым осно­ва­ни­ям и обес­пе­чи­ва­ю­щие пра­ва ребен­ка, и мно­го дру­гих, не соблю­да­ют боль­шин­ство поло­же­ний этих юри­ди­че­ски обя­зы­ва­ю­щих доку­мен­тов. И что? И ничего!

Эти стра­ны отчи­ты­ва­ют­ся перед Сове­том ООН по пра­вам чело­ве­ка, полу­ча­ют реко­мен­да­ции коми­те­тов ООН, спе­ци­аль­ных тема­ти­че­ских меха­низ­мов (спец­до­клад­чи­ков ООН) и про­дол­жа­ют нару­шать свои обя­за­тель­ства. При этом еще и пери­о­ди­че­ски ука­зы­ва­ют дру­гим госу­дар­ствам и меж­ду­на­род­ным орга­ни­за­ци­ям, что, затра­ги­вая вопрос о пра­вах чело­ве­ка, они вме­ши­ва­ют­ся во внут­рен­ние дела суве­рен­но­го государства.

Скла­ды­ва­ет­ся впе­чат­ле­ние, что раз­ви­тые демо­кра­ти­че­ские госу­дар­ства и меж­ду­на­род­ные орга­ни­за­ции игра­ют с дик­та­тор­ски­ми и авто­ри­тар­ны­ми режи­ма­ми в свое­об­раз­ную игру в прят­ки. Вы дела­е­те вид, что согла­ша­е­тесь с нами в вопро­сах обес­пе­че­ния прав чело­ве­ка, демо­кра­тии и вер­хо­вен­ства зако­на, а мы дела­ем вид, что не видим, как вы нару­ша­е­те свои обязательства.

Выра­бо­тал­ся даже свое­об­раз­ный полит­кор­рект­ный дипло­ма­ти­че­ский язык доку­мен­тов меж­ду­на­род­ных орга­ни­за­ций и выступ­ле­ний офи­ци­аль­ных пред­ста­ви­те­лей, напри­мер, ООН, ОБСЕ, Евро­пей­ско­го Сою­за и др. по вопро­сам соблю­де­ния прав чело­ве­ка. Сна­ча­ла гово­рит­ся о бла­го­дар­но­сти за сотруд­ни­че­ство, потом — о пози­тив­ных при­зна­ках устой­чи­во­го раз­ви­тия, а потом — об отдель­ных недо­стат­ках, кото­рые никак не вос­при­ни­ма­ют­ся как нару­ша­ю­щие общее поло­жи­тель­ное впечатление.

При этом нуж­но отме­тить, что меж­ду­на­род­ные дого­во­ры по пра­вам чело­ве­ка, име­ю­щие юри­ди­че­скую силу, явля­ют­ся соглас­но кон­сти­ту­ци­ям мно­гих госу­дарств частью наци­о­наль­но­го зако­но­да­тель­ства (внут­рен­не­го пра­ва), но их всё рав­но не выполняют.

Одно из самых репрес­сив­ных госу­дарств в мире — Турк­ме­ни­стан рати­фи­ци­ро­вал все основ­ные меж­ду­на­род­ные доку­мен­ты по пра­вам чело­ве­ка и явля­ет­ся чле­ном ОБСЕ, таким обра­зом, при­зна­вая свои поли­ти­че­ские обя­за­тель­ства по чело­ве­че­ско­му изме­ре­нию, закреп­лен­ные в целом ряде доку­мен­тов ОБСЕ

Нуж­но искать реше­ние этой про­бле­мы! Либо меж­ду­на­род­ные дого­во­ры по пра­вам чело­ве­ка явля­ют­ся юри­ди­че­ски обя­зы­ва­ю­щи­ми в прак­ти­че­ском смыс­ле, и их невы­пол­не­ние име­ет какие-либо прак­ти­че­ские пра­во­вые послед­ствия, либо надо при­знать, что меж­ду­на­род­но­го обя­зы­ва­ю­ще­го пра­ва в обла­сти прав чело­ве­ка попро­сту не суще­ству­ет. Если не дей­ству­ют юри­ди­че­ски обя­зы­ва­ю­щие меж­ду­на­род­ные нор­мы, то и не име­ет смыс­ла даже гово­рить о поли­ти­че­ских или мораль­ных обя­за­тель­ствах госу­дарств в обла­сти прав человека.

В усло­ви­ях ниги­ли­сти­че­ско­го отно­ше­ния мно­гих госу­дарств с дик­та­тор­ски­ми или авто­ри­тар­ны­ми режи­ма­ми к меж­ду­на­род­ным обя­за­тель­ствам в обла­сти прав чело­ве­ка нет осо­бо­го смыс­ла гово­рить о несо­от­вет­ствии наци­о­наль­ных зако­но­да­тельств меж­ду­на­род­ным стандартам.

Мно­го и часто на меж­ду­на­род­ном уровне гово­рит­ся об отдель­ных репрес­сив­ных поло­же­ни­ях тех или иных зако­нов в тех или иных государствах.

Осо­бен­но это каса­ет­ся зако­но­да­тель­ства в обла­сти сво­бо­ды сло­ва и выра­же­ния мне­ния, сво­бо­ды сове­сти и рели­гии, сво­бо­ды объ­еди­не­ния, сво­бо­ды мир­но­го собра­ния, пере­дви­же­ния, защи­ты част­ной жиз­ни и мно­го­го дру­го­го, в част­но­сти, тех раз­де­лов зако­но­да­тель­ства, кото­рые под­верг­лись осо­бой ата­ке в ходе борь­бы с тер­ро­риз­мом, экс­тре­миз­мом, ради­ка­лиз­мом, «борь­бы за стабильность».

Одна­ко всё это — част­но­сти, гово­рить нуж­но о кон­цеп­ту­аль­ной пороч­но­сти законодатель­ства цело­го ряда стран мира, начи­ная с их кон­сти­ту­ций. Осо­бен­но это нагляд­но вид­но на при­ме­ре зако­но­да­тель­ства ряда пост­со­вет­ских госу­дарств быв­ше­го СССР, в част­но­сти в Цен­траль­ной Азии.

Во-пер­вых, сами кон­сти­ту­ции этих госу­дарств, пожа­луй, кро­ме Кыр­гыз­ста­на, явля­ют­ся доку­мен­та­ми поли­ти­че­ской целе­со­об­раз­но­сти. В них в кон­сти­ту­ци­он­ных нор­мах закреп­ле­на создан­ная поли­ти­че­ская кон­струк­ция, кото­рая осно­ва­на на пони­ма­нии нахо­дя­щей­ся у вла­сти эли­ты о том, как ей обес­пе­чить свою без­опас­ность и пол­ный кон­троль над обще­ством. Эти доку­мен­ты созда­ва­лись под кон­крет­ную лич­ность и/или под кон­крет­ные задачи.

Имен­но поэто­му раз­де­ле­ние вла­стей в них явно декла­ра­тив­ное, а основ­ных эле­мен­тов систе­мы сдер­жек и про­ти­во­ве­сов про­сто нет, пото­му что её невоз­мож­но создать, когда над всей поли­ти­че­ской кон­струк­ци­ей из трёх вет­вей вла­сти нахо­дит­ся еще одна — пре­зи­дент­ская ветвь с почти неогра­ни­чен­ны­ми пол­но­мо­чи­я­ми и сверх­кон­цен­тра­ци­ей власти.

Во-вто­рых, в зако­но­да­тель­стве этих госу­дарств явно про­смат­ри­ва­ет­ся при­о­ри­тет инте­ре­сов госу­дар­ства над пра­ва­ми и сво­бо­да­ми чело­ве­ка. Прин­цип «граж­да­ни­ну раз­ре­ше­но всё, что не запре­ще­но зако­ном, вла­стям запре­ще­но всё, что пря­мо не раз­ре­ше­но зако­ном» реа­ли­зо­ван в зако­но­да­тель­стве и на прак­ти­ке как раз наобо­рот. Чело­век, граж­да­нин каж­дый раз дол­жен дока­зы­вать, что у него есть пра­во и нахо­дить в законе под­твер­жде­ние запре­та пред­ста­ви­те­лю вла­сти дей­ство­вать нару­ша­ю­щим пра­ва образом.

Я пере­чис­лю ряд харак­тер­ных черт тако­го зако­но­да­тель­ства и пра­во­при­ме­ни­тель­ной прак­ти­ки, каса­ю­щих­ся основ­ных прав и сво­бод чело­ве­ка в стра­нах реги­о­на. Немно­го в этом отно­ше­нии отли­ча­ет­ся Кыр­гыз­стан, где после двух рево­лю­ций всё же про­изо­шли неко­то­рые пози­тив­ные изме­не­ния, но и там в послед­ние меся­цы нача­лось серьёз­ное наступ­ле­ние на граж­дан­ское общество.

Отме­чу для нача­ла, что, конеч­но, это зако­но­да­тель­ство и пра­во­при­ме­ни­тель­ная прак­ти­ка, несколь­ко отли­ча­ют­ся от совет­ских образ­цов, хотя бы пото­му, что при­знан поли­ти­че­ский плю­ра­лизм, сво­бо­да сло­ва и т.д. Прав­да, это не меша­ет вла­стям Турк­ме­ни­ста­на и Узбе­ки­ста­на под­дер­жи­вать дик­та­тор­ский или жест­ко авто­ри­тар­ный режимы.

Итак, кро­ме Кыр­гыз­ста­на, вез­де запре­ще­на дея­тель­ность неза­ре­ги­стри­ро­ван­ных обще­ствен­ных объ­еди­не­ний. Уста­нав­ли­ва­ют­ся чис­лен­ные пара­мет­ры сво­бо­ды объ­еди­не­ния. В Казах­стане, напри­мер, это мини­мум 10 чело­век для созда­ния обще­ствен­но­го объ­еди­не­ния, 50 — для созда­ния мест­но­го рели­ги­оз­но­го объ­еди­не­ния, 500 — для созда­ния реги­о­наль­но­го рели­ги­оз­но­го объ­еди­не­ния, 5000 — для созда­ния обще­рес­пуб­ли­кан­ско­го рели­ги­оз­но­го объ­еди­не­ния, 40000 — для созда­ния поли­ти­че­ской пар­тии при не менее 600 чело­ве­ках в каж­дом из реги­о­нов стра­ны. Это всё для 17-ти мил­ли­он­ной страны.

При этом обще­ствен­ные объ­еди­не­ния могут дей­ство­вать сво­бод­но толь­ко на тер­ри­то­рии реги­о­на, в кото­ром они заре­ги­стри­ро­ва­ны, и толь­ко в соот­вет­ствии с тем вида­ми дея­тель­но­сти, кото­рые они уста­но­ви­ли в сво­ём уставе.

Дея­тель­ность без реги­стра­ции или та, кото­рая не ука­за­на в уста­ве, хотя и не явля­ет­ся запре­щён­ной и направ­ле­на на обще­ствен­ные инте­ре­сы, вле­чёт за собой адми­ни­стра­тив­ную или даже уго­лов­ную ответственность.

В новом казах­стан­ском, напри­мер, Уго­лов­ном кодек­се, при­ня­том в июле это­го года, даже появил­ся новый явно про­из­воль­но интер­пре­ти­ру­е­мый субъ­ект пра­ва — «лидер обще­ствен­но­го объ­еди­не­ния», почти как орга­ни­за­тор орга­ни­зо­ван­ной пре­ступ­ной группировки.

Это не офи­ци­аль­ное лицо, пре­зи­дент, пред­се­да­тель, дирек­тор, а некая фигу­ра, кото­рую вла­сти реши­ли сами опре­де­лить как, види­мо, нефор­маль­но­го лиде­ра обще­ствен­ной орга­ни­за­ции. И вот этот лидер может быть при­вле­чён к ответ­ствен­но­сти за дея­тель­ность обще­ствен­ной орга­ни­за­ции, лиде­ром кото­рой его при­зна­ли власти.

В целом ряде стран реги­о­на полу­че­ние легаль­но­го ста­ту­са обще­ствен­ны­ми орга­ни­за­ци­я­ми затруд­не­но, если вооб­ще возможно.

Обще­ствен­но актив­ные граж­дан­ские орга­ни­за­ции, осо­бен­но пра­во­за­щит­ные, нахо­дят­ся под посто­ян­ным кон­тро­лем спец­служб, орга­нов поли­ции и отде­лов внут­рен­ней поли­ти­ки испол­ни­тель­ных орга­нов власти.

Актив­но пред­при­ни­ма­ют­ся уси­лия по дис­кре­ди­та­ции обще­ствен­ных орга­ни­за­ций, если уж не сами­ми вла­стя­ми, как в Рос­сии с при­ня­ти­ем зако­на об «ино­стран­ных аген­тах», то близ­ки­ми к вла­стям сред­ства­ми мас­со­вой инфор­ма­ции и путём кам­па­ний в соци­аль­ных сетях с обви­не­ни­я­ми граж­дан­ских акти­ви­стов в наци­о­нал-пре­да­тель­стве, созда­нии «пятых колонн» и т.д.

Пред­при­ни­ма­ют­ся всё большие уси­лия поста­вить под поли­ти­че­ский кон­троль непра­ви­тель­ствен­ные орга­ни­за­ции, полу­ча­ю­щие финан­со­вую под­держ­ку из-за рубе­жа. В неко­то­рых стра­нах она прак­ти­че­ски запре­ще­на, в дру­гих тре­бу­ет спе­ци­аль­но­го согла­со­ва­ния с госу­дар­ствен­ны­ми орга­на­ми. То есть такой кон­троль свя­зан не с закон­но­стью дея­тель­но­сти в смыс­ле упла­ты нало­гов, а с поли­ти­че­ским кон­тро­лем, с, если так мож­но ска­зать, «лицен­зи­ро­ва­ни­ем» опре­де­лён­ной обще­ствен­ной деятельности.

Авто­ри­тар­ные режи­мы стран реги­о­на выде­ля­ют всё боль­шие сред­ства для созда­ния про­ти­во­ве­са неза­ви­си­мым обще­ствен­ным орга­ни­за­ци­ям в виде раз­лич­ных ГОНГО.

Пер­спек­ти­вы раз­ви­тия граж­дан­ских обществ в такой ситу­а­ции мож­но оце­нить весь­ма пессимистично.

За послед­ние годы серьёз­но ухуд­ши­лась ситу­а­ция со сво­бо­дой мир­ных собра­ний. И свя­за­но это, глав­ным обра­зом, с тем, что для авто­ри­тар­ных режи­мов митин­ги и демон­стра­ции рас­смат­ри­ва­ют­ся через приз­му собы­тий в Гру­зии, в Укра­ине, в Кыр­гыз­стане в ходе двух «тюль­па­но­вых» рево­лю­ций, а так­же рево­лю­ци­я­ми в ряде араб­ских стран.

Вла­сти рас­смат­ри­ва­ют мас­со­вые акции про­те­ста как потен­ци­аль­ную или реаль­ную угро­зу для их прав­ле­ния и пыта­ют­ся мак­си­маль­но сни­зить уро­вень такой опасности.

Это при­во­дит к тому, что и так неде­мо­кра­ти­че­ское зако­но­да­тель­ство ста­но­вит­ся ещё более репрес­сив­ным, санк­ции всё более жёст­ки­ми, дей­ствия поли­ции и орга­нов без­опас­но­сти всё более агрес­сив­ны­ми даже по отно­ше­нию участ­ни­кам абсо­лют­но мир­ных собраний.

Несмот­ря на то, что Руко­во­дя­щие прин­ци­пы ОБСЕ и Вене­ци­ан­ской комис­сии Сове­та Евро­пы по сво­бо­де собра­ний, тре­тья редак­ция кото­рых, сей­час нахо­дит­ся на ста­дии под­го­тов­ки, чёт­ко уста­нав­ли­ва­ют пре­иму­ще­ствен­но уве­до­ми­тель­ный харак­тер мир­ных собра­ний, созда­ние бла­го­при­ят­ных усло­вий для доне­се­ния мес­седжа до целе­вой ауди­то­рии (преж­де все­го, госу­дар­ствен­ных орга­нов), пре­зумп­цию в поль­зу мир­ных собра­ний, воз­мож­ность про­ве­де­ния спон­тан­ных собра­ний, зако­но­да­тель­ство и пра­во­при­ме­ни­тель­ная прак­ти­ка стран Цен­траль­ной Азии, опять же, кро­ме, пожа­луй, Кыр­гыз­ста­на, идёт по пря­мо про­ти­во­по­лож­но­му пути.

В них уста­но­вил­ся не толь­ко исклю­чи­тель­но раз­ре­ши­тель­ный поря­док орга­ни­за­ции мир­ных собра­ний, но и огра­ни­че­ны места для их про­ве­де­ния. Так, напри­мер, в Казах­стане для про­ве­де­ния мир­ных собра­ний в круп­ных горо­дах и цен­трах реги­о­нов выде­ле­ны по одно­му-два места в отда­лён­ных от цен­тра рай­о­нах. Это дела­ет невоз­мож­ным про­ве­де­ние митин­гов воз­ле госу­дар­ствен­ных зда­ний, а так­же про­ве­де­ние демон­стра­ций и шествий, кото­рые пред­по­ла­га­ют дви­же­ние от одно­го места к другому.

Коли­че­ство раз­ре­шён­ных собра­ний в стра­нах Цен­траль­ной Азии колеб­лет­ся прак­ти­че­ски от нуля в Турк­ме­ни­стане и Узбе­ки­стане, до не более 5 из ста, напри­мер, в Казахстане.

Под мир­ны­ми собра­ни­я­ми вла­сти пони­ма­ют все виды акций, кото­рые они рас­смат­ри­ва­ют как про­тестные, в том чис­ле флэш-мобы, воз­ло­же­ние цве­тов, кол­лек­тив­ную пода­чу петиций.

Дохо­дит до анек­до­ти­че­ских слу­ча­ев, когда, напри­мер, в Алма­ты в Казах­стане пожи­лая жен­щи­на, объ­явив­шая о про­ве­де­нии и про­вёд­шая голо­дов­ку у себя дом, была объ­яв­ле­на нару­шив­шей закон, посколь­ку не полу­чи­ла раз­ре­ше­ния на неё мест­ных властей.

Вла­сти широ­ко исполь­зу­ют дав­ле­ние на орга­ни­за­то­ров и участ­ни­ков мир­ных собра­ний ещё до их про­ве­де­ния. Про­ку­ра­ту­ра и поли­ция вру­ча­ют предо­сте­ре­же­ния, пре­ду­пре­ждая о воз­мож­ном нару­ше­нии зако­на ещё до про­ве­де­ния собра­ния. В ряде слу­ча­ев орга­ни­за­то­ров и участ­ни­ков мир­ных собра­ний, на кото­рые вла­сти не дали раз­ре­ше­ния, задер­жи­ва­ют дома ещё задол­го до вре­ме­ни пред­по­ла­га­е­мо­го митин­га или пикета.

Даже на раз­ре­шён­ных собра­ни­ях вла­сти актив­но при­ме­ня­ют «кетт­линг» — оцеп­ле­ние, исполь­зуя рам­ки метал­ло­ис­ка­те­лей, метал­ли­че­ские заграж­де­ния, оцеп­ле­ния отря­да­ми поли­ции и спе­ци­аль­ных войск. То есть орга­ни­за­то­ры и участ­ни­ки мир­ных собра­ний, даже раз­ре­шён­ных, под­вер­га­ют­ся стиг­ма­ти­за­ции, обще­ству демон­стри­ру­ет­ся их опасность.

Поли­ция прак­ти­че­ски все­гда дей­ству­ет не как госу­дар­ствен­ный орган, помо­га­ю­щий граж­да­нам реа­ли­зо­вать своё пра­во на мир­ные собра­ния, а как репрес­сив­ный инстру­мент, глав­ная цель кото­ро­го — кон­троль за собрав­ши­ми­ся, жёст­кие дей­ствия, задер­жа­ния и достав­ка участ­ни­ков абсо­лют­но мир­ных собра­ний в отде­лы поли­ции, если у них не было разрешения.

Недав­но в Астане, сто­ли­це Казах­ста­на, было задер­жа­но и поме­ще­но в поли­цей­ские авто­бу­сы несколь­ко десят­ков несо­вер­шен­но­лет­них детей, в том чис­ле от 5 до 15 лет, кото­рые при­шли с роди­те­ля­ми про­те­сто­вать про­тив неза­кон­ных выселений.

В целом ряде слу­ча­ев вла­сти исполь­зу­ют про­во­ка­то­ров для нару­ше­ния обще­ствен­но­го поряд­ка, поли­ция про­во­ци­ру­ет участ­ни­ков про­тестных акций, созда­вая, таким обра­зом, осно­ва­ния для буду­ще­го при­вле­че­ния орга­ни­за­то­ров и участ­ни­ков акций к ответственности.

Соглас­но ново­му уго­лов­но­му зако­но­да­тель­ству, напри­мер, в Казах­стане к ответ­ствен­но­сти будут при­вле­кать не толь­ко за тра­ди­ци­он­ные фор­мы мир­ных собра­ний, но и за любые «неза­кон­ные пуб­лич­ные акции», и не толь­ко их орга­ни­за­то­ров и участ­ни­ков, но и всех, кто им помогал.

Нуж­но пря­мо при­знать, что пра­во на сво­бо­ду мир­ных собра­ний не про­сто не гаран­ти­ру­ет­ся и не обес­пе­чи­ва­ет­ся, а про­сто не существует.

Зако­но­да­тель­ство в обла­сти сво­бо­ды сове­сти и рели­гии в реги­оне устой­чи­во ухуд­ша­ет­ся.             Про­бле­мы начи­на­ют­ся с про­ти­во­ре­ча­щей меж­ду­на­род­ным стан­дар­там обя­за­тель­ной реги­стра­ции рели­ги­оз­ных объ­еди­не­ний. То есть любая груп­па граж­дан, объ­еди­нив­ша­я­ся для сов­мест­ной реа­ли­за­ции пра­ва на сво­бо­ду сове­сти и веро­ис­по­ве­да­ния, при­зна­ет­ся неза­кон­ной и под­ле­жа­щей адми­ни­стра­тив­ной или даже уго­лов­ной ответ­ствен­но­сти, если она не име­ет регистрации.

Вла­сти рас­смат­ри­ва­ют реги­стра­цию не как тех­ни­че­скую про­це­ду­ру полу­че­ния ста­ту­са юри­ди­че­ско­го лица для откры­тия сче­та в бан­ке, полу­че­ния и исполь­зо­ва­ния денеж­ных средств, полу­че­ние нало­го­вых льгот при осу­ществ­ле­нии неком­мер­че­ской дея­тель­но­сти, а как систе­му лицен­зи­ро­ва­ния, раз­ре­ше­ния на вероисповедание.

Дея­тель­ность рели­ги­оз­но­го объ­еди­не­ния, кото­рое заре­ги­стри­ро­ва­но как мест­ное в одном реги­оне, счи­та­ет­ся неза­кон­ной в дру­гом реги­оне. Про­по­вед­ни­ки этой рели­ги­оз­ной общи­ны в слу­чае, если они при­ез­жа­ют в дру­гой реги­он, при­вле­ка­ют­ся вла­стя­ми к адми­ни­стра­тив­ной ответ­ствен­но­сти за неза­кон­ное миссионерство.

Более того, вла­сти даже при­вле­ка­ют к ответ­ствен­но­сти веру­ю­щих, кото­рые сов­мест­но отправ­ля­ют свое веро­ис­по­ве­да­ние в том же реги­оне, но не по тому кон­крет­но­му адре­су, где заре­ги­стри­ро­ва­на община.

В соот­вет­ствии с при­ня­тым в Казах­стане в 2011 году зако­ном о рели­ги­оз­ной дея­тель­но­сти и рели­ги­оз­ных объ­еди­не­ни­ях цен­зу­ре под­вер­га­ет­ся рели­ги­оз­ная лите­ра­ту­ра. Ника­кая иная лите­ра­ту­ра, науч­ная, фило­соф­ская, раз­вле­ка­тель­ная и т.д. не под­вер­га­ет­ся цен­зу­ре, кро­ме рели­ги­оз­ной. Поль­зо­вать­ся такой лите­ра­ту­рой, вве­зен­ной из-за рубе­жа, мож­но толь­ко после рели­гио­вед­че­ской экспертизы.

По всей стране штра­фу­ют про­по­вед­ни­ков, веру­ю­щих за то, что они рас­про­стра­ня­ют рели­ги­оз­ную лите­ра­ту­ру не в том месте, изы­ма­ют биб­лии и Кора­ны, штра­фу­ют за отправ­ле­ние рели­ги­оз­но­го куль­та даже в част­ных домах, пре­сле­ду­ют за неза­кон­ное миссионерство.

Во всех стра­нах реги­о­на пре­сле­до­ва­ни­ям в той или иной фор­ме под­вер­га­ют­ся мало­чис­лен­ные нетра­ди­ци­он­ные рели­ги­оз­ные общины.

Прак­ти­че­ски во всех стра­нах реги­о­на, кро­ме, пожа­луй, Кыр­гыз­ста­на, нет неза­ви­си­мо­го (не част­но­го, а неза­ви­си­мо­го) радио и теле­ви­де­ния. Крайне огра­ни­че­на неза­ви­си­мая прес­са. Жур­на­ли­сты при­вле­ка­ют­ся к ответ­ствен­но­сти, в том чис­ле и уго­лов­ной, за кле­ве­ту. Честь и досто­ин­ство Пре­зи­ден­та, чле­нов его семьи, депу­та­тов Пар­ла­мен­та, судей защи­ще­на спе­ци­аль­ны­ми ста­тья­ми зако­на. Интер­нет при­знан сред­ством мас­со­вой инфор­ма­ции, а ряд оппо­зи­ци­он­ных или неугод­ных вла­стям сай­тов, вклю­чая «live journal», заблокированы.

В стра­нах реги­о­на сохра­ни­лась с совет­ских вре­мен «про­пис­ка», кото­рая теперь назы­ва­ет­ся «реги­стра­ци­ей», но от кото­рой так­же зави­сит весь ком­плекс соци­аль­но-эко­но­ми­че­ских прав человека.

Я думаю, что при­ве­дён­ных при­ме­ров доста­точ­но, что­бы иметь пред­став­ле­ние о том, что это: эво­лю­ция или дегра­да­ция зако­но­да­тель­ства, каса­ю­ще­го­ся фун­да­мен­таль­ных прав человека.

 

С моей точ­ки зре­ния, нет ника­ко­го смыс­ла в попыт­ках улуч­шать это кон­цеп­ту­аль­но пороч­ное зако­но­да­тель­ство, чем, к сожа­ле­нию, зани­ма­ют­ся мно­гие меж­ду­на­род­ные орга­ни­за­ции в стра­нах Цен­траль­ной Азии. Либо госу­дар­ства реги­о­на приз­нают, что целью зако­но­да­тель­ства явля­ет­ся обес­пе­че­ние и защи­та прав и сво­бод чело­ве­ка, и, исхо­дя из это­го, созда­ют и рефор­ми­ру­ют свое внут­рен­нее пра­во, либо все будут про­дол­жать зани­мать­ся созда­ни­ем «потем­кин­ских дере­вень» и покрас­кой фасадов.

Такая же ситу­а­ция скла­ды­ва­ет­ся и с инсти­ту­ци­о­наль­ным развитием.

Всем надо пере­стать делать вид, что одно­пар­тий­ные пар­ла­мен­ты или пар­ла­мен­ты без оппо­зи­ции, спец­служ­бы, осу­ществ­ля­ю­щие тоталь­ный кон­троль над граж­да­на­ми, пра­во­охра­ни­тель­ные орга­ны, защи­ща­ю­щие инте­ре­сы пра­вя­щей эли­ты — это нормально.

В таких авто­ри­тар­ных поли­ти­че­ских систе­мах при кон­цеп­ту­аль­но пороч­ном с точ­ки зре­ния защи­ты прав и сво­бод чело­ве­ка зако­но­да­тель­стве труд­но рас­счи­ты­вать на неза­ви­си­мый суд, систе­му сдер­жек и про­ти­во­ве­сов, и вер­хо­вен­ство зако­на. Ну и, конеч­но, труд­но рас­счи­ты­вать на бла­го­при­ят­ную для прав чело­ве­ка пра­во­при­ме­ни­тель­ную практику.

Во всех стра­нах реги­о­на есть поли­ти­че­ские заклю­чен­ные. В Евро­пе, США нахо­дят­ся сот­ни, если не тыся­чи поли­ти­че­ских бежен­цев из региона.

Чест­но ска­зать, я не вижу ника­ких пер­спек­тив, кро­ме изме­не­ния внут­ри- и внеш­не­по­ли­ти­че­ско­го кон­тек­стов. Без поли­ти­че­ских изме­не­ний и реформ.

Собы­тия в Укра­ине еще боль­ше доба­ви­ли осно­ва­ний для пес­си­миз­ма. Они демон­стри­ру­ют, что столк­но­ве­ние тра­ди­ци­о­на­лиз­ма с модер­ни­за­ци­ей, столк­но­ве­ние раз­лич­ных цен­ност­ных ори­ен­та­ций, несмот­ря на пре­крас­но сфор­му­ли­ро­ван­ные и при­ня­тые миро­вым сооб­ще­ством после Вто­рой миро­вой вой­ны основ­ные доку­мен­ты по пра­вам чело­ве­ка, не закончилось.

Весь цен­траль­но­ази­ат­ский реги­он гео­гра­фи­че­ски «зажат» меж­ду Рос­си­ей, Кита­ем и неста­биль­ным ислам­ским югом. Ряд его стран явля­ют­ся чле­на­ми реги­о­наль­ных орга­ни­за­ций, вро­де Шан­хай­ской Орга­ни­за­ции Сотруд­ни­че­ства или Евразий­ско­го эко­но­ми­че­ско­го сою­за, где нет ни одно­го демо­кра­ти­че­ско­го государства.

Надо при­знать, что через два­дцать лет после рас­па­да Совет­ско­го Сою­за про­ис­хо­дит, а где-то и про­изо­шла его «реин­кар­на­ция», орга­ни­за­ци­он­но и/или мен­таль­но. И Рос­сия демон­стри­ру­ет это самым нагляд­ным обра­зом. Этот факт тре­бу­ет адек­ват­ной оцен­ки, адек­ват­ной стра­те­гии и тактики.

А пра­ва чело­ве­ка ста­ли свое­об­раз­ным «залож­ни­ком» этих внут­ри­по­ли­ти­че­ско­го и внеш­не­по­ли­ти­че­ско­го кон­тек­стов, и без изме­не­ния этих кон­тек­стов ни о какой эво­лю­ции прав и сво­бод чело­ве­ка в реги­оне Цен­траль­ной Азии, как мне кажет­ся, гово­рить не приходится.

Спа­си­бо за внимание.

Статьи по теме

Побежденных судят

Правые в Европе усиливают позиции перед выборами. Как этому противостоять?

Как Россия заблудилась в своих ориентирах. Интервью с экс-премьером Казахстана