Наурыз, ознаменовавшийся долгожданным приходом весны на степные просторы, принес перемены и в банковский сектор. Правда, на этот раз основным ньюсмейкером оказался не частный сектор, а государство.
Автор: Тулеген АСКАРОВ
Речь о том, что первопроходчиками на рынке исламского финансирования, видимо, станут компании государственного сектора. Но обо всем по порядку.
Не в ногу с Москвой
С минувшего понедельника, то есть со 2 апреля, правление Нацбанка установило его официальную ставку рефинансирования на уровне 6,5% годовых, что является исторически минимальной планкой.
В принципе, большим сюрпризом такое решение центрального банка не стало, так как в феврале, когда этот показатель был снижен с 7,5 до 7,0% годовых, его глава Григорий Марченко пообещал продолжить движение вниз в ближайшем будущем до уровня 6—6,2%, то есть до нижней границы официального прогноза. Основанием для такого тренда у ставки рефинансирования служит снижающаяся инфляция, уровень которой к началу весны в среднегодовом выражении оказался на отметке 5,3%, а в годовом — и вовсе 4,7%.
Конечно, до уровня инфляции в развитых странах, где она не превышает 2—3%, либо, как это происходило в Японии, сменяется дефляцией, нам еще далеко, тем более что, как заявил г‑н Марченко, в нынешних условиях Казахстана центральному банку просто невозможно таргетировать рост потребительских цен.
Напомним и о том, что в условиях единого экономического пространства монетарным властям Казахстана приходится синхронизировать свои действия в первую очередь с Банком России, так как именно эта страна, а не Беларусь, задает тон в нашей внешней торговле и колебания курса ее рубля определяют во многом ответные действия Нацбанка.
Как следует из программных документов Банка России, в этом году там ставят задачу снизить инфляцию в годовом выражении до 5—6%, в следующем — до 4,5—5,5%, тогда как базовая инфляция составит соответственно 4,5—5,5% и 4—5%.
Понятно, что если центральный банк России начнет понижать ставку рефинансирования вслед за уменьшающейся инфляцией, то деньги в соседней стране будут дешеветь более быстрыми темпами, чем у нас, со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями для кредитной активности казахстанских банков.
Кроме того, Кремль вряд ли упустит возможность попенять Акорде за большой разрыв в столь важных макроэкономических показателях в свою пользу, да и казахстанской стороне, привыкшей к лидерству в рыночных реформах на просторах СНГ, такая ситуация явно пришлась бы не по нутру.
Но пока что как раз таки наш Нацбанк идет впереди в деле снижения официальной ставки рефинансирования, притом что годовая инфляция в России складывается ниже, чем в Казахстане! Так, по итогам прошлого года этот показатель составил у соседей 6,1%, у нас — 7,4%, за январь текущего года — соответственно 4,2 и 5,9%, за февраль — 3,7 и 4,7%.
Ставка же рефинансирования Банка России держится на уровне 8% годовых с 26 декабря прошлого года, а ниже она была лишь в июне-феврале, когда ее установили на отметке 7,75%. В последний раз совет директоров Банка России рассматривал этот вопрос 13 марта и принял решение вновь оставить ставку на уровне 8% «на основе инфляционных рисков и перспектив экономического роста с учетом сохранения неопределенности развития внешнеэкономической ситуации», как указывается в сообщении его департамента внешних и общественных связей.
Следующее заседание совета намечено на первую декаду апреля, но шансы на снижение ставки рефинансирования пока невелики, так как в середине года ожидается повышение большинства регулируемых цен и тарифов, перенесенное по причине президентских выборов.
В итоге получается, что наш Нацбанк сейчас сокращает разрыв между уровнем инфляции и своей ставкой рефинансирования, тогда как у Банка России разница двух показателей растет. В чем причина такого разнонаправленного движения центральных банков двух стран в условиях ЕЭП, сказать сложно. Но можно предположить, что в России монетарные власти более осторожно относятся к достигнутым успехам в борьбе с инфляцией, которая в годовом выражении была выше 9‑процентного уровня всю первую половину прошлого года.
С другой стороны, аналитики Нацбанка напоминают в своих комментариях, приведенных на его сайте, что с помощью ставки рефинансирования оказывается влияние не только на инфляцию, причем косвенное, но и на предложение денег через регулирование размера денежной базы. Чем ниже ставка, тем привлекательнее займы рефинансирования Нацбанка для поддержания краткосрочной ликвидности банков второго уровня.
Правда, в центральном банке указывают, что не ожидают значительного роста спроса на такие ресурсы, поскольку, скажем, тот же терпящий бедствие «БТА Банка» поддерживается ликвидностью за счет операций репо с Нацбанком. Тем не менее можно предположить, что в Нацбанке все же готовятся ко дню «икс», когда правительство и ФНБ «Самрук-Казына» прекратят поддержку «БТА Банка», переложив всю ответственность за его судьбу на г‑на Марченко.
Долго сказка сказывается
Другую важную новость сообщил государственный Банк развития Казахстана, совет директоров которого решил выпустить и разместить среднесрочные исламские облигации сукук «аль-Мурабаха» в соответствии с законодательством Малайзии. Общий объем облигационной программы запланирован на сумму до $500 млн, а первый выпуск предполагается разместить на $200—300 млн сроком не менее чем на 5 лет.
Пока БРК вместе с консультантами обратился к регулятору для определения порядка и организации выпуска и размещения бондов. Как указывается в пресс-релизе банка, по ним для кредиторов интерес представляет не процентное вознаграждение на основной долг, а разница между ценой покупки кредиторами и ценой продажи заемщику биржевых товаров.
Примечательно, что БРК объявил о намерении выпустить сукук еще два года тому назад, как, впрочем, и Минфин. Тогда государство хотело установить бенчмарк для банков второго уровня на рынках внешних заимствований, а исламские инструменты вполне подходили для этих целей, поскольку дела с ликвидностью у богатых ближневосточных инвесторов обстояли лучше по сравнению с ситуацией в развитых странах Запада.
К тому же Акорда не раз заявляла о намерении развивать Казахстан в качестве регионального центра исламского финансирования. Увы, с тех пор ни правительство, ни БРК так и не вышли на рынок исламских заимствований, тогда как «Народный банк Казахстана» и «Казкоммерцбанк» сами создали искомый бенчмарк, заняв вполне приличные суммы на Западе за счет выпуска еврооблигаций.
Главная проблема с исламскими облигациями выяснилась тогда же, когда Минфин и БРК объявили о своих планах размещения сукук. Как заявил в конце 2010 года министр финансов Болат Жамишев, тогдашняя нормативная база не позволяла выпускать такие инструменты отечественным эмитентам, кроме того, у пенсионных фондов не было права держать такие бумаги в своих портфелях.
Тем не менее тогдашнее руководство ныне упраздненного Агентства по регулированию деятельности РФЦА в лице Аркена Арыстанова амбициозно заявляло о выпуске сукук еще и нацхолдингом «КазАгро», «Продкорпорацией» и «Казпочтой», которую он сейчас возглавляет. В конце прошлого года о намерении привлечь исламское финансирование заявляла и нацкомпания «Казахстан темiр жолы».
Сегодня, как заявил в ходе недавней онлайн-конференции г‑н Марченко, правовая оценка для исламского рынка капитала уже создана, включая выпуск как государственных исламских ценных бумаг, так и аналогичных инструментов юридическими лицами — резидентами Казахстана. Правда, Минфин уже не горит желанием выходить на этот рынок, предложив идти туда частному сектору, поскольку правительство намерено значительно сократить дефицит бюджета в ближайшие годы. Так что «частнику» остается лишь ждать, когда «окно» сюда прорубит БРК.
ЕБРР инвестирует в зерно
В потоке сугубо текущих новостей банковского сектора особых сюрпризов не было. «Альянс Банк» в отличие от допустившего дефолт «БТА Банка» продолжил исполнение свои обязательства перед кредиторами, выплатив им очередное купонное вознаграждение на общую сумму $38,6 млн по 5 выпускам своих облигаций. Кроме того, кредиторы получили еще $4,7 млн по облигациям, оплачиваемым за счет взысканных сумм.
Другой национализированный участник рынка — «Темiрбанк» — перечислил инвесторам 327 млн тенге. А ключевой акционер этих банков — ФНБ «Самрук-Казына» — отличился масштабной выплатой сразу 10 купонных вознаграждений 810 млн тенге каждое по своим бондам, выпущенным в рамках первой облигационной программы в самый разгар кризиса — в марте 2009 года на общую сумму 405 млрд тенге.
Банк развития Казахстана выплатил кредиторам купон в $3 млн по своим международным облигациям, размещенным весной 2006 года на $150 млн.
Европейский банк реконструкции и развития сообщил о приобретении пакета акций на сумму $45 млн в АО «Холдинг «КазЭкспортАстык», занимающем в нашей стране третье место по производству зерна и первое — по масличным культурам. Как отмечается в пресс-релизе ЕБРР по этому поводу, на такой шаг международный финансовый институт пошел в условиях, когда «европейские цены на пшеницу достигли пика за последние 9 месяцев».
Жизнь идет своим чередом
Глава государства своим указом внес изменения в положение о совете по финансовой стабильности и развитию финансового рынка, персональный состав которого также утверждается им. Председателем совета, как известно, является по должности главный банкир страны, то есть на данный момент Григорий Марченко. В состав совета входят также представитель от президента Казахстана, вице-премьер, первые руководители Агентства по защите конкуренции, Минфина, один из заместителей председателя Нацбанка и глава Ассоциации финансистов Казахстана.
Персонально президент утвердил в состав совета Габидуллу Абдрахимова, возглавившего АЗК вместо Мажита Есенбаева, Кайрата Келимбетова, вице-премьера, а Бахыт Султанов числится здесь теперь не в прежнем качестве помощника главы государства, а заместителем руководителя его администрации.
В составе совета по управлению ФНБ «Самрук-Казына» после председателя Нацбанка теперь появилась позиция для вице-премьера. Однако при этом г‑н Марченко не входит в состав госкомиссии по вопросам модернизации экономики Казахстана, возглавляет которую премьер-министр Карим Масимов, а замещает его здесь первый вице-премьер Серик Ахметов. Членами комиссии являются также вице-премьер Кайрат Келимбетов, министры финансов — Болат Жамишев, индустрии и новых технологий — Асет Исекешев, г‑н Султанов, председатель ФНБ «Самрук-Казына» Умирзак Шукеев и член совета директоров госхолдинга Александр Мирчев.
В самом разгаре сейчас кампания по проведению годовых общих собраний акционеров банков. Владельцы «Нурбанка» встретятся на ГОСА 26 апреля для утверждения его финансовой отчетности за прошлый год, рассмотрения вопроса о порядке распределения чистого дохода, выплаты дивидендов по простым акциям и определения размера дивиденда на одну «бумагу». Кроме того, им предстоит определить аудиторскую организацию, рассмотреть информацию о размере и составе вознаграждения членов совета директоров и правления банка по итогам прошлого года, утвердить новую редакцию положения о совете, внести изменения в методику определения стоимости акций «Нурбанка» при их выкупе банком.
В этот же день встретятся на ГОСА и владельцы «Эксимбанка Казахстан», которым предстоит рассмотреть стандартные для таких мероприятий вопросы повестки дня, а также внести изменения в устав банка и положение о совете директоров.
ГОСА дочернего «Сбербанка России» пройдет 25 апреля, и повестка этого мероприятия также содержит обычные для таких собраний вопросы, в дополнение к которым его акционерам предстоит изменить количественный состав совета директоров и избрать новых его членов.
Акционеры «Банка ЦентрКредит» встретятся на ГОСА 27 апреля, где помимо рутинных для таких мероприятий вопросов — утверждения консолидированной финансовой отчетности за прошлый год и порядка распределения чистого дохода — еще и изберут его совет директоров.
…Из новостей международного плана укажем на визит в нашу страну главного экономиста и старшего вице-президента Всемирного банка по вопросам экономического развития Джастина Ифу Линя, констатировавшего продолжение реализации ключевых структурных реформ в Казахстане, и на получение «Народным банком Казахстана» от международного издания Global Finance звания лучшего в нашей стране в текущем году. Из Австрии же международные информагентства передали новость о значительном падении чистой прибыли в прошлом году у Bank Austria, приходящегося «дочкой» итальянской группе UniCredit и формальной материнской структурой «АТФБанку». Основные потери австрийский банк понес наряду с Казахстаном еще и в Украине, а также за счет списания долговых обязательств Греции.
Источник: Газета “Голос Республики” №13 (235) от 6 апреля 2012 года
View the original here:
«Лед» тронулся, господа банкиры!