Что это, если не культ, господин Ертысбаев?!

Совет­ник пре­зи­ден­та Ерму­ха­мет Ерты­с­ба­ев тре­тье­го дня узнал, что гла­ве госу­дар­ства уста­нав­ли­ва­ют при­жиз­нен­ные памят­ни­ки, и очень уди­вил­ся. «Куль­та лич­но­сти в нашей стране нет!» — без­апел­ля­ци­он­но заявил он рос­сий­ским жур­на­ли­стам. Одна­ко внут­ри стра­ны с ним кате­го­ри­че­ски не соглас­ны: культ Назар­ба­е­ва в Казах­стане дав­но стал реальностью.

 

Автор: Ири­на МЕДНИКОВА

 

Недав­но  совет­ник пре­зи­ден­та Казах­ста­на дал интер­вью рос­сий­ско­му изда­нию «Мос­ков­ский ком­со­мо­лец». Жур­на­лист поин­те­ре­со­вал­ся век­то­ром раз­ви­тия Казах­ста­на, а имен­но тем, как нашей стране уда­ет­ся сов­ме­щать трех­пар­тий­ный пар­ла­мент и уста­нов­ле­ние росто­во­го памят­ни­ка Нур­сул­та­ну Назар­ба­е­ву? Ответ полу­чил в духе г‑на Ертысбаева:

- Вас, навер­ное, инте­ре­су­ет, есть ли культ лич­но­сти Назар­ба­е­ва в Казах­стане? Сра­зу отве­чу, что ника­ко­го куль­та Назар­ба­е­ва не суще­ству­ет. Казах­стан — откры­тое обще­ство, самое евро­пе­и­зи­ро­ван­ное из всех госу­дарств ази­ат­ско­го мате­ри­ка, если хоти­те. Куль­та нет, а авто­ри­тет Назар­ба­е­ва в наро­де дей­стви­тель­но велик. Год назад на пре­зи­дент­ских выбо­рах Назар­ба­ев полу­чил свы­ше 95% голо­сов казах­стан­ско­го элек­то­ра­та. Подав­ля­ю­щее боль­шин­ство казах­стан­цев на дан­ном отрез­ке исто­рии не жела­ют дру­го­го президента.

Име­ет ли пра­во совет­ник отве­чать за всех казах­стан­цев, вопрос отдель­ный, но тема куль­та нас заце­пи­ла. Мы реши­ли задать вопрос пред­ста­ви­те­лям граж­дан­ско­го обще­ства рес­пуб­ли­ки: есть ли культ лич­но­сти в Казах­стане, с одной сто­ро­ны, и искрен­няя любовь наро­да к пре­зи­ден­ту — с другой.

Пла­не­ты и мине­ра­лы, инсти­ту­ты и парки

Поли­то­лог Вик­тор Ковту­нов­ский с Ерму­ха­ме­том Ерты­с­ба­е­вым не согласен.

- Есте­ствен­но, культ есть, он даже никак не мас­ки­ру­ет­ся. Суще­ству­ют не толь­ко памят­ни­ки, но и музеи, инсти­ту­ты, уни­вер­си­те­ты Назар­ба­е­ва, прак­ти­че­ски в каж­дом област­ном цен­тре суще­ству­ет парк пер­во­го пре­зи­ден­та. В честь него назы­ва­ют­ся мине­ра­лы и пла­не­ты, во всех горо­дах висят бил­бор­ды с его изоб­ра­же­ни­ем, — пере­чис­лил экс­перт. — Все это — эле­мен­ты куль­та лич­но­сти. И Ерты­с­ба­ев очень силь­но дис­кре­ди­ти­ру­ет себя, пыта­ясь выдать белое за черное.

Преж­де чем отве­тить на вопрос, прав­да ли, что все это ини­ци­и­ро­вал народ, г‑н Ковту­нов­ский заду­мы­ва­ет­ся: а что такое народ­ная любовь? У поли­ти­ка, как и у арти­ста, суще­ству­ют поклон­ни­ки, счи­та­ет он, но их коли­че­ство слож­но подсчитать.

- Попу­ляр­ность поли­ти­ка нуж­но опре­де­лять после того, как он ушел из вла­сти, — счи­та­ет Вик­тор Ковту­нов­ский. — Пото­му что нахож­де­ние его у рыча­гов управ­ле­ния, мяг­ко гово­ря, силь­но дефор­ми­ру­ет обще­ствен­ное мнение.

Город-памят­ник в честь себя

Неболь­шие архи­тек­тур­ные про­из­ве­де­ния — ничто по срав­не­нию с самым доро­го­сто­я­щим в Казах­стане и на пост­со­вет­ском про­стран­стве памят­ни­ком, кото­рый постро­ил себе пре­зи­дент, счи­та­ет поли­то­лог Досым Сат­па­ев, имея в виду сто­ли­цу Казахстана.

- Фор­маль­но в откры­тую и слиш­ком брос­ко это все не выпя­чи­ва­ет­ся, по край­ней мере горо­да и ули­цы не назы­ва­ют, — рас­су­дил дирек­тор Груп­пы оцен­ки рис­ков. — Но если исхо­дить из того, что саму Аста­ну мож­но рас­смат­ри­вать как памят­ник, кото­рый пре­зи­дент созда­вал с рас­че­том на то, что­бы вой­ти в исто­рию, а из уст наших чинов­ни­ков посто­ян­но выле­та­ют черес­чур вос­тор­жен­ные отзы­вы о пер­вом пре­зи­ден­те, мож­но ска­зать, что на уровне бюро­кра­ти­че­ско­го аппа­ра­та фор­ми­ро­ва­ние куль­та лич­но­сти идет уже дав­но. Навер­ное, послед­ние десять лет. Наши чинов­ни­ки льстят, при­чем пуб­лич­но, ино­гда пере­хо­дя гра­ни­цы разум­но­го. Нам памят­ны момен­ты, когда и руки пре­зи­ден­ту целовали.

Поли­то­лог уве­рен, что культ начи­нал­ся сре­ди номен­кла­ту­ры, а сего­дня транс­ли­ру­ет­ся через инфор­ма­ци­он­ные кана­лы и пар­тий­ные струк­ту­ры. При­чем граж­да­нам вну­ша­ет­ся мысль, что «Казах­ста­ну повез­ло с Назарбаевым».

Гово­рить же о люб­ви наро­да к вождю г‑н Сат­па­евне не стал, сослав­шись на отсут­ствие подоб­ных социо­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний, одна­ко отме­тил, что соци­аль­но-эко­но­ми­че­ские тре­бо­ва­ния — не толь­ко в Жана­о­зене, но и в дру­гих реги­о­нах — пере­во­ди­лись в поли­ти­че­скую плос­кость, что гово­рит о невы­со­ком дове­рии к власти.

- Кри­ти­ка в адрес пре­зи­ден­та зву­чит все более жест­ко и все более мас­штаб­но. Но люди выби­ра­ют не луч­ший вари­ант, а меж­ду худ­ши­ми, — напом­нил он. — И насе­ле­ние выби­ра­ет пре­зи­ден­та из стра­ха перед воз­мож­ной деста­би­ли­за­ци­ей, перед тем, что будет, когда Назар­ба­ев уйдет.

Культ созда­ли от име­ни народа

Сопред­се­да­тель пар­тии ОСДП «Азат» Булат Аби­лов так­же утвер­жда­ет, что культ Назар­ба­е­ва — это реаль­ность, в кото­рой Казах­стан живет послед­ние два­дцать лет.

- Все, что дела­лось в нашей стране, дела­лось для уве­ко­ве­че­ния прав­ле­ния пре­зи­ден­та, — под­черк­нул он. — Все изме­не­ния в Кон­сти­ту­цию в 1995, 1998 годах, в новом веке — что­бы уве­ко­ве­чить пре­зи­ден­та. А послед­ние памят­ни­ки и закон о елба­сы?! Это как раз венец того, что происходит!

По мне­нию поли­ти­ка, Казах­стан дви­жет­ся в сто­ро­ну Турк­ме­нии и Север­ной Кореи.

- О чем гово­рить, если власть не меня­ет­ся и 22 года один чело­век воз­глав­ля­ет стра­ну?! Отсю­да памят­ни­ки, уни­вер­си­те­ты, пики, еще что-нибудь. Ули­ца Фур­ма­но­ва ждет сво­е­го. Аста­на — назва­ние ни о чем — тоже ждет. Так что любовь наро­да — вещь про­хо­дя­щая, а культ лич­но­сти — это факт.

Что же каса­ет­ся попу­ляр­но­сти пре­зи­ден­та в наро­де или люб­ви к лиде­ру нации, г‑н Аби­лов отме­ча­ет, что в исто­рии нашей стра­ны «все нехо­ро­шие вещи дела­ют­ся от име­ни наро­да, от его яко­бы любви».

- А кто-нибудь спро­сил народ, хочет он в XXI веке видеть памят­ни­ки, нера­бо­та­ю­щую Кон­сти­ту­цию, бес­прав­ный пар­ла­мент и пра­ви­тель­ство, нечест­ные выбо­ры и несво­бод­ные СМИ? И стра­ну, где все реша­ет один чело­век? — задал­ся он вопро­са­ми. — Оче­вид­но, что нет.

Ста­ли­на люби­ли, Назар­ба­е­ва — нет

Заме­сти­тель руко­во­ди­те­ля коор­ди­на­ци­он­но­го цен­тра по реги­стра­ции пар­тии «Алга» Миха­ил Сизов тоже не согла­сен с советником.

- Конеч­но, культ есть. Даже нече­го обсуж­дать, — кате­го­ри­чен он. — Но если про­ве­сти ана­ло­гии с тем же ста­лин­ским режи­мом, то я думаю, что сей­час про­ка­чи­ва­ние куль­та Нур­сул­та­на Аби­ше­ви­ча в обще­ствен­ное созна­ние гораз­до силь­нее и мощ­нее, чем тогда.

Поли­тик убеж­ден, что вождя Иоси­фа Вис­са­ри­о­но­ви­ча дей­стви­тель­но почи­та­ли и искренне, тогда как в Казах­стане эта ситу­а­ция созда­на искусственно.

- Бес­ко­рыст­ной люб­ви и почи­та­ния Назар­ба­е­ва нет, — заявил Миха­ил Сизов. — Я мно­го езжу по реги­о­нам, мно­го встре­ча­юсь с людь­ми, и из деся­ти выска­зы­ва­ний в адрес пре­зи­ден­та девять — кри­тич­ные. Тем не менее госу­дар­ствен­ная идео­ло­гия на про­тя­же­нии всех два­дца­ти лет созна­тель­но созда­ва­ла этот культ. И мож­но ска­зать, что в послед­ние годы эта тен­ден­ция толь­ко уси­ли­ва­ет­ся. А дока­за­тель­ством явля­ют­ся те же памят­ни­ки, ста­тус лиде­ра нации, абсо­лют­ная непри­кос­но­вен­ность и непод­суд­ность гла­вы государства.

…Похо­же, Ерму­ха­мет Каби­ди­но­вич про­пу­стил не толь­ко стро­и­тель­ство памят­ни­ка, но и что-то гораз­до более важное…

View article:
Что это, если не культ, гос­по­дин Ертысбаев?!

Статьи по теме

НАЗАРБАЕВСКАЯ ЖЕСТКАЯ АВТОКРАТИЯ  «СЪЕЛА» ЖИЗНЬ ЦЕЛОГО ПОКОЛЕНИЯ

Лукпан Ахмедьяров — о давлении на казахстанское медиа-пространство, своём отъезде из Уральска и возможности эмиграции вообще

Ба! Знакомые все лица