Советник президента Ермухамет Ертысбаев третьего дня узнал, что главе государства устанавливают прижизненные памятники, и очень удивился. «Культа личности в нашей стране нет!» — безапелляционно заявил он российским журналистам. Однако внутри страны с ним категорически не согласны: культ Назарбаева в Казахстане давно стал реальностью.
Автор: Ирина МЕДНИКОВА
Недавно советник президента Казахстана дал интервью российскому изданию «Московский комсомолец». Журналист поинтересовался вектором развития Казахстана, а именно тем, как нашей стране удается совмещать трехпартийный парламент и установление ростового памятника Нурсултану Назарбаеву? Ответ получил в духе г‑на Ертысбаева:
- Вас, наверное, интересует, есть ли культ личности Назарбаева в Казахстане? Сразу отвечу, что никакого культа Назарбаева не существует. Казахстан — открытое общество, самое европеизированное из всех государств азиатского материка, если хотите. Культа нет, а авторитет Назарбаева в народе действительно велик. Год назад на президентских выборах Назарбаев получил свыше 95% голосов казахстанского электората. Подавляющее большинство казахстанцев на данном отрезке истории не желают другого президента.
Имеет ли право советник отвечать за всех казахстанцев, вопрос отдельный, но тема культа нас зацепила. Мы решили задать вопрос представителям гражданского общества республики: есть ли культ личности в Казахстане, с одной стороны, и искренняя любовь народа к президенту — с другой.
Планеты и минералы, институты и парки
Политолог Виктор Ковтуновский с Ермухаметом Ертысбаевым не согласен.
- Естественно, культ есть, он даже никак не маскируется. Существуют не только памятники, но и музеи, институты, университеты Назарбаева, практически в каждом областном центре существует парк первого президента. В честь него называются минералы и планеты, во всех городах висят билборды с его изображением, — перечислил эксперт. — Все это — элементы культа личности. И Ертысбаев очень сильно дискредитирует себя, пытаясь выдать белое за черное.
Прежде чем ответить на вопрос, правда ли, что все это инициировал народ, г‑н Ковтуновский задумывается: а что такое народная любовь? У политика, как и у артиста, существуют поклонники, считает он, но их количество сложно подсчитать.
- Популярность политика нужно определять после того, как он ушел из власти, — считает Виктор Ковтуновский. — Потому что нахождение его у рычагов управления, мягко говоря, сильно деформирует общественное мнение.
Город-памятник в честь себя
Небольшие архитектурные произведения — ничто по сравнению с самым дорогостоящим в Казахстане и на постсоветском пространстве памятником, который построил себе президент, считает политолог Досым Сатпаев, имея в виду столицу Казахстана.
- Формально в открытую и слишком броско это все не выпячивается, по крайней мере города и улицы не называют, — рассудил директор Группы оценки рисков. — Но если исходить из того, что саму Астану можно рассматривать как памятник, который президент создавал с расчетом на то, чтобы войти в историю, а из уст наших чиновников постоянно вылетают чересчур восторженные отзывы о первом президенте, можно сказать, что на уровне бюрократического аппарата формирование культа личности идет уже давно. Наверное, последние десять лет. Наши чиновники льстят, причем публично, иногда переходя границы разумного. Нам памятны моменты, когда и руки президенту целовали.
Политолог уверен, что культ начинался среди номенклатуры, а сегодня транслируется через информационные каналы и партийные структуры. Причем гражданам внушается мысль, что «Казахстану повезло с Назарбаевым».
Говорить же о любви народа к вождю г‑н Сатпаевне не стал, сославшись на отсутствие подобных социологических исследований, однако отметил, что социально-экономические требования — не только в Жанаозене, но и в других регионах — переводились в политическую плоскость, что говорит о невысоком доверии к власти.
- Критика в адрес президента звучит все более жестко и все более масштабно. Но люди выбирают не лучший вариант, а между худшими, — напомнил он. — И население выбирает президента из страха перед возможной дестабилизацией, перед тем, что будет, когда Назарбаев уйдет.
Культ создали от имени народа
Сопредседатель партии ОСДП «Азат» Булат Абилов также утверждает, что культ Назарбаева — это реальность, в которой Казахстан живет последние двадцать лет.
- Все, что делалось в нашей стране, делалось для увековечения правления президента, — подчеркнул он. — Все изменения в Конституцию в 1995, 1998 годах, в новом веке — чтобы увековечить президента. А последние памятники и закон о елбасы?! Это как раз венец того, что происходит!
По мнению политика, Казахстан движется в сторону Туркмении и Северной Кореи.
- О чем говорить, если власть не меняется и 22 года один человек возглавляет страну?! Отсюда памятники, университеты, пики, еще что-нибудь. Улица Фурманова ждет своего. Астана — название ни о чем — тоже ждет. Так что любовь народа — вещь проходящая, а культ личности — это факт.
Что же касается популярности президента в народе или любви к лидеру нации, г‑н Абилов отмечает, что в истории нашей страны «все нехорошие вещи делаются от имени народа, от его якобы любви».
- А кто-нибудь спросил народ, хочет он в XXI веке видеть памятники, неработающую Конституцию, бесправный парламент и правительство, нечестные выборы и несвободные СМИ? И страну, где все решает один человек? — задался он вопросами. — Очевидно, что нет.
Сталина любили, Назарбаева — нет
Заместитель руководителя координационного центра по регистрации партии «Алга» Михаил Сизов тоже не согласен с советником.
- Конечно, культ есть. Даже нечего обсуждать, — категоричен он. — Но если провести аналогии с тем же сталинским режимом, то я думаю, что сейчас прокачивание культа Нурсултана Абишевича в общественное сознание гораздо сильнее и мощнее, чем тогда.
Политик убежден, что вождя Иосифа Виссарионовича действительно почитали и искренне, тогда как в Казахстане эта ситуация создана искусственно.
- Бескорыстной любви и почитания Назарбаева нет, — заявил Михаил Сизов. — Я много езжу по регионам, много встречаюсь с людьми, и из десяти высказываний в адрес президента девять — критичные. Тем не менее государственная идеология на протяжении всех двадцати лет сознательно создавала этот культ. И можно сказать, что в последние годы эта тенденция только усиливается. А доказательством являются те же памятники, статус лидера нации, абсолютная неприкосновенность и неподсудность главы государства.
…Похоже, Ермухамет Кабидинович пропустил не только строительство памятника, но и что-то гораздо более важное…
View article:
Что это, если не культ, господин Ертысбаев?!