Автор: Макс БОКАЕВ
05.08.2011
Свой доклад «От прозрачности доходов добывающей промышленности до прозрачности в административной, правовой и судебной системах государства» директор НПО «Арлан» Макс Бокаев прочитал во время «круглого стола» «Коррупция в РК: безопасность в опасности».
Название выступления отражает готовность представителей неправительственного сектора использовать любые возможности для участия в решении проблем общества, даже если в этих процессах государство будет доминировать. Одной из таких возможностей стала «Инициатива прозрачности добывающих отраслей» — ИПДО.
Вкратце напомню суть ИПДО. Государство и добывающие компании добровольно берут на себя обязательство заявлять о финансовых средствах, которые были соответственно выплачены или получены.
Государством, добывающими компаниями и НПО создается совет (НСЗС), который модерирует процесс имплементации принципов ИПДО, а также заверяет отчет независимого аудитора, проводящего сверку заявлений о выплаченных/полученных средствах.
Стоит отметить, представителей от гражданского общества в НСЗС делегируют сами общественники. Данный факт делает формат совета ИПДО уникальным, так как до этого в общественные советы представители НПО фактически назначались приказами государственных чиновников.
На сегодняшний день опубликованы три отчета — с
Как видим, все предельно просто, и можно было бы вслед за
По поводу ИПДО остается добавить, что в этом году правила ИПДО изменились, международный секретариат предложил усовершенствовать методику работы и ужесточить некоторые требования для участвующих стран. Официальная позиция правительства РК еще не выражена, но, судя по последним действиям представителей МИНТ РК (данному ведомству переданы полномочия от Миннефтегаза представлять государство в НСЗС), нововведения международного секретариата им не по душе. Поступают сведения, что МИНТ РК намерен радикально пересмотреть формат работы по ИПДО, ссылаясь на то, что меморандум не зарегистрировали в МЮ РК.
Если это произойдет, то можно будет говорить об откате назад, тем более судя по скандалам, о которых сообщают СМИ: реальное состояние дел в добывающих отраслях Казахстана — горнорудной, нефтегазовой — отнюдь не блистательны.
Пока влияние этих скандалов на общество не так заметно; более того, общество
Между тем, умышленно или неумышленно, причиненный ущерб от действий менеджмента добывающих компаний, в том числе входящих в ФНБ «
За 2010 год государству было возмещено «всего лишь» 3,7 миллиарда тенге ущерба от коррупционных преступлений. Эта цифра в сотни раз меньше сумм так называемой межфирменной задолженности, доля которой в совокупном внешнем долге РК составляет 52 миллиарда долларов.
Подтверждением серьезности положения могут служить слова председателя Счетного комитета Оксикбаева: «В 2005 году мы дали принципиальную оценку, что не только гарантированный государством долг, но и в целом валовой долг превысил все критические отметки. И это таит в себе определенные угрозы нашей экономике… Наше правительство взяло за правило отслеживать динамику государственного долга, но ослабило внимание к валовому внешнему долгу. И когда мы начали говорить, что допустимые нормы превышаются, правительство заявило, что это межфирменные долги. Львиная доля приходилась на заимствования тех структур, которые в большей степени зависимы от государства. Это нацкомпании, банки второго уровня, государственные институты развития, которые, пользуясь высокими суверенными рейтингами, брали дешевые кредиты. И поскольку в этих структурах есть и государственная доля, то, естественно, повышаются риски перекладывания их долгов на бюджет страны, на активы государства. А ведь когда правительство идет на внешние заимствования, оно втягивает в долговую яму будущие поколения».
Еще один негативный пример, связанный с межфирменной задолженностью, — это приобретение АО «Разведка Добыча “КазМунайГаз”» облигаций национальной компании «КазМунайГаз» на сумму 1,5 миллиарда долларов. То есть материнская компания НК КМГ делает долги на сумму 1,5 миллиарда долларов (более двухсот миллиардов тенге!), а «дочка» АО «РД КМГ» выкупает долги «матери». Агентство Fitch сообщило, что это было сделано «в целях поддержки ликвидности материнской структуры». Насколько мне известно, это было сделано для поддержки на плаву проблемного актива НК КМГ — компании «Ромпетрол».
Что бы там ни было, можно утверждать, что огромные деньги направлены на компенсацию ошибок руководства ФНБ, НК КМГ. Зная это, я не могу говорить о необоснованности требований бастующих работников РД КМГ.
В свете этих фактов так называемая борьба с коррупцией начинает выглядеть как способ отвлечения внимания общества от действительно актуальных проблем.
Данные факты также позволяют говорить о том, что ИПДО в нынешнем виде не отвечает потребностям общества.
Тем не менее подчеркну: ИПДО сыграла определенную роль в развитии гражданского общества, ярко продемонстрировав иллюзорность надежд на возможность построения современного государства без сильных, стабильных демократических институтов.
Таким образом, подход «сначала прозрачность добывающей промышленности, затем прозрачность государства» не оправдал надежд, показал свою несостоятельность.
Между тем события последних месяцев позволяют говорить о реальности развития политической ситуации в РК по сценариям, близким к худшим.
На мой взгляд, трагические события в Актобе, забастовки в Мангистау, как и трагедия в Кызылагаше, имеют свою логику и являются закономерным следствием сбоя в государственном управлении.
Как тут не вспомнить образное сравнение российского социолога Георгия Сатарова коррупции как верхушки айсберга под названием неэффективное управление? Учитывая неразрывную связь отсутствия прозрачности с коррупцией, я бы перефразировал Сатарова следующим образом: «Непрозрачность — это верхушка айсберга коррупции и неэффективного управления».
После столкновения с подобным «айсбергом» многие страны оказывались в катастрофическом положении, и Казахстан исключением не станет.
Вот несколько исторических фактов.
Седьмой президент США Эндрю Джексон, по всей видимости, руководствуясь
Созданные Джексоном порядки не могли не породить системную коррупцию. Более того, по мнению историка М. Саммерса, именно коррупция, разъедавшая институты власти как на региональном, так и на высшем общенациональном уровне, стала причиной разрушения Союза Штатов в 1860—1861 годах и в конечном итоге гражданской войны. (См. Татьяна Алентьева, «Проблема коррупции в США в
Вот как изображен Эндрю Джексон на банкноте в 20 долларов:
А вот так изобразил изобретателя «Спойлс систем» «отец» американской карикатуры Томас Наст. Статуя Э. Джексона, сидящего на свинье, которая питается мошенничеством, взяточничеством, барышами и прибылями.
Еще один пример, Франция последней трети XIX века. Третья республика во Франции «прославилась» скандалом, вызванным действиями депутата парламента Д. Вильсона и «по совместительству» зятя президента Жюля Греви, уличенного в продаже орденов почетного легиона. Есть сведения, что и сам Греви наживался на поставках в армию. Так или иначе, Греви оставил свой пост до окончания положенного срока.
Грандиозной аферой «Панама» (когда десятки тысяч людей вложились в строительство Панамского канала и потеряли свои деньги), «Делом Дрейфуса».
Всем этим безобразиям немало поспособствовала царившая во Франции коррупция. В конечном итоге все это привело к национальному позору 1940 года.
Как мы видим, Казахстан не является
Дать обоснованные и однозначные ответы никто не может — слишком уж много отрицательных факторов влияет на ситуацию. Вспоминаются слова правоведа Владимира Пастухова, сказанные про Россию, но полностью уместные и для Казахстана: «В руинах не только право, но и правовая теория».
И все же как другие страны смогли вырваться из болота коррупции? Ответ для меня очевиден: не надо изобретать заново колесо, все уже
Лишь при их наличии коррупцию можно удерживать на безопасном уровне.
* * *
Название «круглого стола» созвучно моему пессимизму, который основан на том, что любое движение в сторону правового государства, свободных выборов — демократии вообще — неминуемо повлечет за собой необходимость демонополизации власти и создания конкурентной политической среды. Вот поэтому все те, кто сидит во власти, не пойдут на истинно демократические преобразования. Они боятся реформ, потому что в современном мире они неконкурентоспособны.
Источник: www.respublika-kaz.info,
получено с помощью rss-farm.ru
More here:
Кто боится реформ – тот не способен к конкуренции