Белорусская бегунья Кристина Тимановская, которую, по ее словам, спортивные чиновники Беларуси попытались насильно вывезти на родину, находится в Токио на территории посольства Польши, у которой попросила политического убежища.
1 августа Тимановская отказалась улететь из Токио, где проходят летние Олимпийские игры, и заявила о намерении попросить убежища в одной из европейских стран. Утром 2 августа Александр Опейкин из Белорусского фонда спортивной солидарности (общественная организация, созданная для поддержки белорусских спортсменов, преследуемых по политическим мотивам) уточнил в интервью телеканалу “Настоящее Время”, что Тимановская подала прошение о предоставлении политического убежища в Польше. Кроме того, визу для временного пребывания спортсменке предложила Чехия.
Тем временем посольство Беларуси в Токио попросило власти Японии предоставить ему официальную информацию о местонахождении Кристины Тимановской.
Как заявил представитель Международного олимпийского комитета Марк Адамс, эта организация потребовала от Национального олимпийского комитета Беларуси разъяснений по поводу ситуации с белорусской спортсменкой.
Кристина Тимановская, находясь в токийском аэропорту Ханеда, попросила защиты у японской полиции, заявляя, что в случае возвращения в Беларусь ей грозит опасность. По ее словам, представители белорусской делегации явились в ее комнату в олимпийской деревне, потребовали от нее в течение часа собрать вещи и сопроводили ее в аэропорт, откуда спортсменка через Стамбул должна была вылететь в Минск.
Что случилось до бегства?
24-летняя бегунья без ее ведома оказалась включена в эстафетную команду для участия в забеге 4х400 метров. Это произошло после того, как к участию в Олимпиаде не были допущены другие белорусские спортсменки – из-за недостаточного количества допинг-проб, которые нужно было предоставить на протяжении 10 месяцев перед играми.
“Между пробами должен быть минимум 21 день. У меня взяли на 20‑й день. Из-за этой ошибки пролетаем мимо Олимпиады”, – объяснила ситуацию одна из отстраненных спортсменок, Кристина Мулярчик. Прыгунья в высоту Мария Жодик, которую тоже не допустили на Олимпиаду из-за недостатка тестов, заявила, что она “в шоке” от действий белорусских спортивных чиновников, из-за ошибок которых она и другие спортсменки не смогут принять участие в своей первой Олимпиаде.
Я считаю, что вышестоящие люди должны иметь уважение к нам и иногда считаться с нашим мнением!
Кристина Тимановская не готовилась к эстафете 4х400 м, она должна была выступать в забегах на 100 и 200 метров. Узнав о действиях белорусских спортивных властей только постфактум, она написала в социальных сетях:
“Оказывается, наше очень крутое начальство решило все, как обычно, за нас. Они накосячили с девчонками, у которых не хватает тестов, чтобы прилететь на их первую в жизни Олимпиаду – и они решили сделать ход конем и запустить меня в эстафету. Класс, ребята! Молодцы! Почему же мы должны расплачиваться за ваши косяки? Если вы накосячили с девочками, с их допинг-тестами, с их пробами… Почему я должна расхлебывать эти проблемы? Даже несмотря на то, что я никогда не бегала 400 м, я была бы готова поддержать команду и девочек и выйти с ними на одну дорожку. Но я считаю, что вышестоящие люди должны иметь уважение к нам и иногда считаться с нашим мнением!”.
По словам спортсменки, после этого на нее началось давление со стороны главного тренера сборной Беларуси по легкой атлетике Юрия Моисевича и других членов делегации. На белорусском государственном телевидении появился репортаж с жесткой критикой Тимановской. Сама бегунья в воскресенье так описала происходившее с ней дальше в интервью белорусскому журналисту Дмитрию Руто:
“Вчера [31 июля] ко мне пришел главный тренер национальной команды Юрий Моисевич. Он предложил мне отказаться от участия в беге на 200 метров – сказать, что у меня травма, сняться и полететь домой. Он сказал, что меня нужно убрать с Олимпиады, что на данный момент меня хотят убрать только с Олимпиады, но если я откажусь и выйду на дистанцию в 200 метров, то меня будут убирать из сборной, лишать работы и, возможно, будут еще какие-то последствия. Мы с тренером еще долго общались и все-таки пришли к решению, что я побегу, но не буду давать никаких комментариев – мол, все пройдет спокойно, пробегу 200 метров и вернусь домой. Но сегодня [1 августа] после обеда ко мне в комнату пришел Артур Шумак, представитель нашей нацкоманды, и Моисевич, и они мне сказали, что буквально через пару часов я должна быть в аэропорту. Мне нужно быстро собирать вещи и выезжать”.
На YouTube-канале “Ник и Майк” позднее появилась аудиозапись, как утверждают авторы канала, разговора Тимановской с тренером и представителем белорусской делегации. Среди прочего из уст одного из собеседников спортсменки звучат следующие сентенции: “Я тебе передам слово в слово, как мне сказали, чтоб не было потом. Если ты хочешь дальше выступать за Республику Беларусь, то послушай то, что тебе рекомендуют. Приедь и просто не знаю куда поедь, домой, к родителям, куда угодно. И просто отпусти эту ситуацию. Иначе чем ты больше будешь дергаться… Знаешь, когда муха попадает в паутину, чем она больше крутится, тем больше запутывается. Так жизнь устроена, мы совершаем глупости, ты совершила глупость, из нее надо выходить”.
Ты совершила глупость, из нее надо выходить
Тренер Моисевич, если судить по записи, помимо пространных уговоров и призывов к смирению, предложил Тимановской: “Давай мы красиво снимемся по травме и поедешь домой? Я тебе голову даю на отсечение, что с тобой будет все нормально. Вот своими детьми клянусь, и мы загладим этот инцидент”. Официальное объяснение НОК Беларуси звучало так:
Сама Кристина Тимановская, отказавшись улететь из Токио, обратилась к Международному олимпийскому комитету с просьбой о защите:
Оказавшись под надзором японской полиции, белорусская бегунья провела ночь в отеле в аэропорту Токио, а в понедельник переехала в польское посольство. Как сообщил в интервью радио “Эхо Москвы” российский и белорусский спортивный обозреватель, один из основателей портала Sports.ru Дмитрий Навоша, муж Тимановской покинул Беларусь и уехал в Киев. Сам Навоша так оценивает ситуацию вокруг спортсменки:
По мнению находящегося в Токио спортивного обозревателя Чешского телевидения Михала Дусика, история Кристины Тимановской напоминает времена коммунистического правления, когда спортсмены из стран восточного блока, в том числе тогдашней Чехословакии или Кубы, находясь на крупных международных соревнованиях за границей, бежали на Запад.
“Насколько можно судить о методах давления на Тимановскую, которые использовали белорусские власти, то они тоже напоминают действия представителей коммунистических режимов”, – считает чешский журналист.
Лидер белорусской демократической оппозиции Светлана Тихановская призвала Международный олимпийский комитет провести разбирательство и обеспечить защиту остальным членам национальной сборной, которые поехали на Олимпиаду:
Стоит напомнить, что отношения между МОК и белорусскими властями не первый месяц остаются напряженными. Национальный олимпийский комитет Беларуси с декабря 2020 года находится под санкциями МОК из-за политического преследования спортсменов. МОК приостановил финансирование национального комитета и отстранил его руководителя Александра Лукашенко от Олимпийских игр. В начале 2021 года Национальный комитет возглавил сын Лукашенко – Виктор. Он также попал под санкции МОК.
С августа 2020 года, когда в Беларуси начались массовые акции протеста против провозглашения Александра Лукашенко победителем на президентских выборах, репрессиям среди прочих подверглись и десятки белорусских спортсменов. Арестам подвергались, в частности, лучшая баскетболистка Беларуси Елена Левченко, легкоатлет Андрей Кравченко, кикбоксер Иван Ганин и другие атлеты. Трехкратная олимпийская чемпионка по плаванию Александра Герасименя, выступившая с протестом против репрессий и поддержавшая политические требования противников Лукашенко, была вынуждена уехать в Литву и возглавила Белорусский фонд спортивной солидарности.
Оригинал статьи: Казахстан — Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода»