Министр индустрии и новых технологий Казахстана Асет Исекешев, выступая во вторник на заседании правительства республики, сообщил, что геологическая отрасль Казахстана – как разведка, так и добыча – находится в упадке.
Автор: Камиль АЯНОВ
Впрочем, как нетрудно догадаться, первым отечественных геологов раскритиковал глава государства Нурсултан Назарбаев.
- Было отмечено, что новые месторождения не открываются, используется то, что открыло когда-то старшее поколение, и в настоящее время осваивается лишь небольшая часть ресурсов. Что казахстанские недра абсолютно не исследованы, — сослался на лидера нации Исекешев.
В ответ на критику Назарбаева министерство разработало целую концепцию для решения проблем казахстанской геологической отрасли.
- Основные ее вопросы — это, конечно, перспективы минерально-сырьевой базы, «где искать?», и вопросы инфраструктуры и технологии кадров — то есть «как искать?», — изящно охарактеризовал документ Исекешев.
А что там у нас в недрах?
Надо сказать, что на бедность ресурсов Казахстану грех жаловаться. Мы имеем серьезные запасы — особенно по урану, хрому, свинцу, марганцу, меди и пр. Другое дело, что большое количество еще не означает их высокого качества.
- По качеству руд Казахстан уступает мировым производителям, — отметил Исекешев. — Большая доля запасов характеризуется низким качеством. В результате на сегодня в эксплуатацию вовлечены только 75 процентов разведанных запасов, а месторождения по 10 видам полезных ископаемых, таких как вольфрам, олово, тантал, ниобий, никель, до сих пор вообще не разрабатывались.
Грубо говоря, руды много, но находится она в положении некой «земляной груши», которую «нельзя скушать», потому как сначала надо найти и откопать. А то, что уже раскопано, давно распределено между добытчиками. На сегодня более 80% разведанных запасов переданы недропользователям (а если говорить о месторождениях таких полезных ископаемых, как углеводороды, золото, медь, полиметаллы, хром, марганец, никель, то все 90—98%). Резерв же, который есть у государства, составляют месторождения либо мелкие по запасам, либо сложные по составу руд. Между тем запасы подземных кладовых далеко не вечные.
- Мировые тенденции отражают неуклонность исчерпания наиболее рентабельных, легкодоступных запасов, и в Казахстане мы тоже наблюдаем такие тенденции, — констатировал министр. — В последнее десятилетие, в условиях интенсивной разработки месторождений, которые открыты геологами еще в советский период, а также недостаточного объема геологоразведочных работ, обозначилась и нарастает тенденция невосполнения погашенных запасов, общего уменьшения объема и ухудшения качества минерально-сырьевой базы. Наиболее напряженная ситуация в стране сложилась по меди и полиметаллам. По многим приоритетным видам полезных ископаемых объемы погашенных запасов значительно превышают их прирост от разведки.
Картинка, со слов министра, получается печальная. Приросты запасов промышленных категорий по ряду металлов (а это железо, марганец, золото, цинк) получены, главным образом, за счет переоценки и доизучения ранее известных объектов. Учтенные балансом запасы разведанных в последние годы месторождений меди и золота характеризуются низким качеством.
- Таким образом, очевидно, — резюмировал Исекешев, — что необходимо принятие безотлагательных мер для восполнения погашенных запасов в целях недопущения в будущем критического истощения минерально-сырьевой базы, которая является основой нашей экономики.
Будем кадрить кадры
В своем докладе министр ненавязчиво попенял Советскому Союзу, что им были изучены практически все перспективные территории, открыты легкодоступные приповерхностные месторождения.
- В современных условиях перспектива обнаружения новых месторождений связана с переходом на новые технологии, — заявил он. — На инновационные методы и технологии, которые позволяют получать с высокой точностью информацию о зонах минерализации в глубоко залегающих участках недр. Мировая практика показывает, что применение таких технологий приводит к открытию новых рудных объектов, в том числе в районах давно разрабатываемых месторождений. По данным международных и отечественных экспертов, в глубоких частях недр Казахстана скрыт огромный потенциал минеральных ресурсов.
Словом, вся проблема в том, что он — скрытый. И чтобы его раскрыть, необходимо развитие геологической инфраструктуры нового уровня, переподготовка кадров и повторное изучение перспективных территорий. Причем инвестору это не поручишь.
- Как правило, наиболее рисковые стадии геологоразведочных работ — это региональные, поисковые, — заявил Исекешев. — Традиционно во всех странах это является зоной ответственности государства для выработки обоснованной политики для дальнейшего недропользования. Инвестиции недропользователя в основном направляются на объекты с меньшими геологическими рисками.
А с инфраструктурой дело в Казахстане обстоит весьма печально. В стране нет даже технической возможности для проведения исследования грунтовых проб.
- В результате из страны ежегодно вывозятся десятки тысяч проб для проведения исследований в Австралию, Канаду, США, Россию и даже в Кыргызстан, — с грустью констатировал министр. — В Казахстане, к сожалению, пока нет лабораторий, имеющих сертификацию по международным стандартам. Это может привести к потере контроля над стратегической информацией о потенциале наших недр.
Новая концепция на первоначальном этапе тоже предполагает привлекать ведущие зарубежные компании, которые владеют высокими технологиями как для проведения полевых работ, так и для обработки и интерпретации полученных данных. При условии, что инвестор технологиями поделится, а также научит казахстанских геологов с ними работать. Потому что проводить исследования в Казахстане не только негде и не на чем, но и некому. В отрасли ощущается острый дефицит профессиональных кадров.
- Носители геологических знаний, в основном, люди предпенсионного — пенсионного возраста, — констатировал глава Мининдустрии. — Не были разработаны стимулы для притока новых кадров, сокращалось количество геологических специальностей в вузах, что серьезно сгубило ситуацию с кадрами. Не разработана эффективная система повышения профессионального уровня работников отрасли как за счет госбюджета, так и за счет отчислений недропользователей.
Сейчас ведомство вместе с коллегами из Министерства образования разрабатывает систему обучения для будущих геологов, гидрологов, геофизиков и прочих представителей «земных» специальностей.
…Премьер-министр Казахстана Карим Масимов выслушал доклад Асета Исекешева благосклонно. Однако посоветовал не торопиться, концепцию доработать и только потом вынести ее на голосование в правительство.
See more here:
Кого отправят на разведку недр?