17 мая сотрудники Национального агентства Великобритании по борьбе с преступностью (NCA) прибыли в некую лондонскую квартиру для проведения обыска. Вскоре стало понятно, что квартира эта необычная.
Жилое помещение площадью 650 квадратных метров находилось в одном из богатейших районов британской столицы. На трех его этажах расположились семь спален c примыкающими ванными. Там были внутренний лифт, прозрачный рояль в гостиной, а также подземный гараж для личного пользования.
Полицейские, проводившие обыск, также обратили внимание, что на дверях внутри помещения не было ручек. Двери, как и почти все остальное в квартире, управлялись электроникой.
Это была необычная квартира, и сам обыск был тоже необычным. Его объектом был не владелец помещения — хотя это и российский олигарх из санкционных списков Британии. Интерес правоохранительных органов был связан с неким лицом, которое в разведданных NCA упоминается как “domestic” — то есть член домашнего персонала.
На личный счет этого человека недавно поступило 400 тыс. фунтов (около 505 тыс. долларов). Правоохранительные органы заподозрили, что эти деньги предназначались на оплату содержания квартиры и жилищных счетов. Того факта, что деньги пришли от человека под санкциями, оказалось достаточно, чтобы получить ордер на обыск помещения на предмет доказательств.
Изначально полиция подозревала, что “domestic” — это, например, уборщик. Но дальнейшее расследование уже после обыска выявило, что речь идет о члене семьи. NCA не разглашает данные о том, какие именно люди фигурируют в расследовании.
Этой работой занимается подразделение NCA под названием “Ячейка К” (K‑Cell), где буква “К” обозначает слово “клептократия”, то есть использование власть имущими служебного положения для кражи ресурсов своей страны.
Главная задача “Ячейки К” заключается в том, чтобы усложнить жизнь олигархам под санкциями — супербогатым бизнесменам, близким к Кремлю. Би-би-си получила эксклюзивную возможность понаблюдать за работой этой команды.
В санкционных списках британского правительства сейчас более тысячи имен. Существенную их часть составляют люди, попавшие в список после российского вторжения в Украину в феврале этого года. Не у всех из этих людей есть значительные связи с Великобританией, но власти уже заморозили активы фигурантов списка, если таковые имелись.
Эти активы формально не конфискованы государством, но владельцы не могут ими воспользоваться — за исключением тех случаев, когда казначейство выдает на это специальное разрешение, как было с продажей лондонского футбольного клуба “Челси”, принадлежавшего Роману Абрамовичу. И если кто-то еще попытается провести сделки с замороженными активами или денежными средствами олигархов под санкциями, для NCA это повод начать расследование.
В случае с вышеописанной квартирой в Лондоне “Ячейка К” искала доказательства, что некому помощнику человека под санкциями были переданы деньги для того, чтобы обойти эти санкции.
Те россияне, которые перевели в Великобританию свои деньги и купили здесь недвижимость, хотели бы эту недвижимость поддерживать в ухоженном состоянии. А невозможность платить уборщикам, садовникам, водителям и другим членам персонала довольно сильно усложняет жизнь владельцам этих домов.
Платить нужно и охранникам. Без лицензии на охрану в здание могут ворваться активисты, как произошло в марте с пустовавшим лондонским особняком Олега Дерипаски стоимостью в 60 млн долларов.
“Имущество освобождено”. Как полиция пытается выгнать активистов из особняка Дерипаски
Расследуя подобные попытки обойти санкции, полиция выявляет пособников, предоставляющих такие услуги олигархам.
Ранее в мае у полицейских из NCA был еще один рейд. С ордером на обыск они подошли к черным чугунным воротам импозантного особняка в графстве Суррей. Миновав изящно подстриженные изгороди и газоны, а затем и огромный вестибюль, украшенный свежими цветами и произведениями искусства, они провели обыск человека, одетого во все черное.
Этот человек не был российским олигархом из санкционного списка — владельцем поместья, на территории которого есть бассейн, многочисленные винные погреба (отдельно для красного, отдельно для белого вина) и специальная комната для хранения мехов при оптимальной температуре воздуха. Человек, которого обыскали, был британцем — “профессиональным представителем”, в чьи обязанности входит управление бизнесом и недвижимостью от имени олигарха.
Десятки тысяч фунтов наличными были в конечном счете найдены в собственном доме подельника, равно и как 1,5 млн фунтов на его банковских счетах. Все эти деньги были заморожены, так как их связали с попавшим под санкции олигархом.
Несколько подобных случаев в недавнем прошлом были преданы гласности. Так, в марте полиция получила ордер на заморозку счетов британского бизнесмена Грэма Бонема Картера из-за подозрений, что средства на нем были связаны с Олегом Дерипаской.
Подельниками могут быть такие профессионалы, как частные банкиры, риэлторы, консьержи, бухгалтеры, юристы. Всеми ими сейчас интересуется “Ячейка К”, которая появилась после отравлений в Солсбери для расследований коррумпированной элиты, и с тех пор разрослась.
“Ячейка, расследующая клептократию, появилась не с нуля, — объясняет Стив Смарт, глава разведки при NCA. — У нас есть значительный опыт и возможности в этой области, и мы пользуемся как секретными, так и открытыми методами в работе, сводя вместе усилия частного сектора и государственных отделов и агентств”.
NCA не раскрывает, из каких источников они получают разведданные для своих расследований.
Правоохранительные органы обычно меряют успех по числу судебных дел. Но у этой команды другие параметры. Изменение поведения для них — такой же успех, как и чье-то появление в суде. Так, разведданные NCA показывают, что благодаря деятельности “Ячейки К” кто-то теперь принимает решение не инвестировать добытые путем коррупции средства в Великобритании. А подельников — например, юристов, — начали волновать репутационные последствия работы с олигархами из санкционных списков.
Специалисты NCA также находятся на связи с риэлторами и наблюдают за тем, какими способами могут перемещаться через границы средства, в том числе и через криптовалюты.
“Мы расследуем деятельность подельников, которые обеспечивают транзакции для коррумпированных элит, и выявляем менее очевидные методы, которыми пользуются для сокрытия передвижений значительных сумм, такие, например, как продажа высокоценных активов через аукционные дома”, — делится Стив Смарт.
“Они летают туда-сюда”: американский подросток отслеживает самолеты российских олигархов
В числе других мер, призванных осложнить жизнь олигархам, — ужесточение правил для прибытия в Великобританию на частных самолетах. Привезти с собой охранников тоже стало сложнее.
Но в NCA хорошо понимают, что работе “Ячейки К” противостоят мощные силы, которые будут бороться против всего, что полицейским удалось на них накопать.
“Люди, действия которых мы расследуем, обладают огромным богатством. И это одни из самых темных личностей на планете”, — говорит один полицейский.
За спиной этих людей гигантские ресурсы, потенциально включающие и ресурсы самого российского государства. Они могут связать NCA по рукам и ногам путем судебных исков, которые будут длиться годами.
“Они очень заинтересованы в том, чтобы защитить свое богатство, влияние и репутацию”, — подчеркивает Стив Смарт.
У “Ячейки К” накопилось много работы. Десятилетиями российские олигархи закреплялись на высоких позициях в Великобритании, пряча сомнительное происхождение своих денег из-за отсутствия серьезного регулирования. Да, времена изменились, и теперь стратегия “закрывать глаза” сменилась на “душить на корню”. Но нужно время и терпение, чтобы ослабить в Британии железную хватку российских денег, которая столько лет только крепчала.
Источник: www.bbc.com