Событием года назвали казахские и российские эксперты забастовку нефтяников компании «Каражанбасмунай», которая продолжается в Мангистауской области на западе республики восьмой месяц. За это время пострадали многие активисты протестного движения. Например, юрист профсоюза нефтяников Соколова была осуждена к шести годам лишения свободы по двум статьям, одна из которых «Возбуждение социальной розни». Кроме того, были убиты двое других активистов движения, а нападения на участников забастовок и их избиения уже, похоже, никого не удивляют.
По словам председателя независимого казахстанского профсоюза «Жанарту» Есенбека Уктешбаева, ситуация в Казахстане может развиваться только в худшую сторону. На сегодняшний день бастующие нефтяники оказались бесправными, беспомощными, потому что против них единым фронтом выступают работодатели, исполнительная власть, суды Казахстана. Загнанными в угол, в безвыходном положении оказались тысячи доведенных до отчаяния людей. Но они не собираются сдаваться, несмотря на давление властей.
«На сегодняшний день уволены свыше 2600 нефтяников, — рассказал Есенбек Уктешбаев. — В этом регионе очень высокая безработица, на одного работника может приходиться до 10 безработных членов семьи. Непонятно, как судьба этих 10—15 тысяч человек может не волновать руководство страны? Вместо того чтобы заняться решением этой социальной проблемы, власти еще больше ее усугубляют».
Не обошли участники
В стране постоянно пополняются ряды политических заключенных, считает Курманов, среди которых очень много известных людей: руководитель Казахстанского международного бюро по правам человека Евгений Жовтис, главред оппозиционной газеты «
На сегодняшний день государственный репрессивный аппарат ударил в первую очередь по независимым профсоюзам. Одним из ярких примеров — Наталья Соколова, юрист профсоюза нефтяников, против которой возбудили сомнительное уголовное дело по статье о разжигании социальной розни, а затем приговорили по этой статье к шести годам заключения.
Как итог подобных действий властей профсоюзная деятельность в Казахстане стала вне закона. «Независимая профсоюзная активность загоняется в подполье, — сказал Айнур Курманов. — Это был судебный вердикт не только в отношении юриста профсоюза, это вердикт всему рабочему движению страны, которое теперь не может осуществить свое право на собрания, на проведение митингов, демонстраций, забастовок. Имеют место и бандитские нападения, поджоги. По сути, это (конфликт в Мангистау — ред.) некий латиноамериканский вариант, где подавляют всеми способами законные действия представителей трудовых коллективов».
На данный момент движение протеста в Казахстане ширится. По мнению сопредседателя Социалистического движения Казахстана Айнура Курманова, отсутствие этих базовых прав и свобод неминуемо приведет к радикализации
«Та забастовка, которая сейчас длится в Мангистауской области, в ближайшие дни приобретет новые
В свою очередь российские эксперты выразили полную поддержку и содействие своим казахстанским коллегам. Как отметил директор Института прав человека Валентин Гефтер, не стоит разделять права человека и их защиту по государственному признаку: «Они обычно все
«Если за 20 лет независимости Казахстана экономическая ситуация в стране улучшилась, то
Другой российский правозащитник — исполнительный директор общероссийского движения «За права человека» Лев Пономарев — сравнил методы власти в Казахстане и России. «С одной стороны, у наших стран один путь, — отметил эксперт. — Иногда наши руководители в
Однако бесконечно строить авторитарный режим и манипулировать демократическими лозунгами авторитарные лидеры России и Казахстана не смогут, уверен Лев Пономарев. Подтверждение тому — реакция россиян на фальсификацию результатов выборов. Общество ответило на это взрывом. «Поэтому пусть наши авторитарные лидеры строят стабильные режимы, практически диктаторские, все равно ясно, что вся эта стабильность временная и скоро она взорвется. Первый взрыв у нас уже произошел. Может, и у вас белым воротничкам надоест обслуживать власть, и они объединятся в профсоюзное движение. Будем ждать этого момента».
Несколько иное мнение у российского публициста, главного редактора сайта «Форум.мск», деятеля Левого Фронта Анатолия Баранова, который считает, что по сравнению с другими странами СНГ Казахстан в классовой борьбе стал лидером. Авторитарный режим способствовал пробуждению серьезно мотивированных классовых выступлений. Профсоюзное объединение в республике является национальным, и оно имеет представительство во всех регионах, где постоянно проходят акции солидарности.
Вполне реально, что Казахстан может всколыхнуть общенациональная забастовка, которая, безусловно, будет политической, потому что трудно не увидеть связь между режимом, сложившимся в Казахстане, и ситуацией, в которой оказался рабочий класс.
«Я считаю, что 20 лет беззаветной любви народа к одному человеку — это всегда немного подозрительно, — сказал Анатолий Баранов. — В России 12 лет такой любви, а в марте следующего года готовятся продлить ее еще на столько же. Россия не только в области классовой борьбы движется в фарватере Казахстана, но и в области внутренней политики тоже, причем семимильными шагами. Наши власти берут пример с репрессивных органов в Казахстане и творчески их развивают. Это очень серьезная проблема для правозащитников».
Участники