Правоприменительную практику госсоцзаказа обсудили на днях в Астане на публичных слушаниях. Представители НПО перечислили самые острые вопросы своей деятельности, но выслушать их было некому: приглашенные чиновники традиционно не пришли.
Автор: Лидия ШМИДТ
Позитивные изменения в первую очередь отметила глава ОФ «Амансаулык» Бахыт Туменова:
- Это отмена запрета на государственное финансирование НПО, принятие концепции развития гражданского общества до 11 года, освобождение от НДС и корпоративного подоходного налога средств, полученных НПО в рамках госсоцзаказа.
Большим плюсом стало ратификация нашим государством международных пактов о социальных, экономических и культурных правах гражданских и политических правах. В итоге это дало возможность отечественным НПО участвовать в подготовке альтернативных докладов и выступать в международных сообществах. Кроме того, в минувшем году казахстанские парламентарии все-таки приняли поправки в законодательство о государственном социальном заказе и сейчас в разработке находится еще один проект закона — о грантах.
Мы не квази не в коем разе!
- Результатом является то, что у нас сегодня много НПО, много выделяется финансовых средств, — констатировала Туменова. — Но это все количественные показатели. Денег много, НПО много, уполномоченный орган создали, закон сделали. А какие качественные показатели?
А вот с качеством работы пока что имеются серьезные проблемы. Свидетельство тому — регулярное недоосвоение средств в рамках госсоцзаказа. Очень часто при распределении лотов ведется откровенный демпинг. Кто меньшую цену предоставит, тот и получает заказ. (При таком раскладе говорить о качестве исполнения работы, ясное дело, не приходится). Нулевая ставка финансирования госсоцзаказа вообще бьет неправительственный сектор как серпом по имиджу. НПО — не бизнес, у них нет оборотных средств, чтобы иметь возможность реализовать проект самостоятельно, а деньги получить только по окончанию проекта или в лучшем случае когда он будет готов наполовину. В итоге заказ уплывает к другому исполнителю, более состоятельному.
Работе вредит коррупция, которая в сфере распределения становится неизбежной, недостаточная прозрачность процедур, отсутствие четких критериев оценки деятельности каждого НПО. И инертность государственных структур по отношению к НПО, порой плавно переходящая в полный игнор. (Нынешние слушания, на которые пришло множество народных избранников, но не соизволил прийти никто из чиновников, живой тому пример.)
Впрочем, игнорирование — не самое плохое отношение государства к неправительственному сектору. Бывает и хуже.
- Есть проблема, о которой я не могу не сказать, хотя она болезненная, — подчеркнула Туменова. — Это создание государственными структурами квази-НПО, командных НПО, которые тоже осваивают деньги. Их становится много. Они не «снизу» создаются, они создаются «сверху» по распоряжению. И получается, это второй подорган, который под рукой ходит, как шестерка.
Следует отметить, что и у самого неправительственного грехов тоже хватает: низкий уровень профессионализма, в отличие от соседней России у нас практически нет традиций волонтерства.
- Есть иждивенчество со стороны НПО, — констатировала руководитель ОФ «Амансаулык». — Хотя сегодня НПО могут оказывать услуги и могут сами зарабатывать деньги, и могут двигаться вперед.
Представители НПО уже не в первый раз собираются за «круглыми столами» на слушания, семинары и конференции. В процессе работы выработаны рекомендации для всех участников госсоцзаказа. Так, согласно им, государству-заказчику необходимо сделать процедуры распределении прозрачными и конкурентными, с участием компетентных специалистов. Этому будет способствовать вывод госоцзаказа из системы государственных закупок и законодательное закрепление специальных механизмов финансирования. Кроме того, представители НПО считают, что необходимо исключить из госсоцзаказа лоты, содержащие идеологическую и политическую пропаганду.
Уполномоченный орган должен разработать единые правила и процедуры по порядку формирования лотов, ввести единую систему распространения информации для центральных и местных госорганов о госсоцзаказе через официальные сайты и рассылки. И, что немаловажно, создать стандарты мониторинга и оценки социальных проектов, включая качественные и количественные индикаторы критериев.
- То есть сегодня нужно разработать качественные критерии с учетом тех разработок, которые есть, — отметила Туменова. — Образно говоря, не посмотреть, «сколько на-гора мы выдали угля», а уточнить, уголь-то какого качества был?
И, конечно же, компетентные органы не должны допускать недоосвоения бюджетных средств, выделенных на госсоцзаказ. Задача по контролю за финансовыми средствами, как уверены НПОшники, должна возлагаться на плечи Счетного комитета и других ему подобных ревизоров — потому что это деньги налогоплательщиков. И довольно большие деньги. Бахыт Туменова привела пример из сферы закупки лекарственных средств для больных гемофилией, которую в Казахстане с завидной регулярностью сотрясают скандалы. На 450 пациентов государство выделяет 8 миллиардов тенге ежегодно.
От теории к практике
А вот депутат Мажилиса Айгуль Соловьева слова о недоброжелательном отношении к политизированным НПО не одобрила.
- Мне кажется, — заявила она, — как обществу, нам нужно вообще точно расставить акценты, где начинается общественная политика и где она заканчивается, а где начинается чистая политика, где уже идет борьба за власть.
Народная избранница сослалась на президента Нурсултана Назарбаева, предложившего рассматривать тренд социально-политической модернизации через нахождение оптимального баланса между экономическим развитием и общественными благами. Со своей стороны парламентарии постарались узаконить госзаказ в исполнении НПО.
- Успех бесспорен, — утверждает мажилисвумен. — Достигнута точка, когда необратимость этого процесса уже явно существует. Однако представители общественности и государства задаются вопросом, какой следующий шаг мы должны сделать.
Соловьева считает, что на современном этапе гражданское общество может помочь государству обеспечить еще более эффективное государственное управление, обеспечить прозрачность и оценку общественно-значимых государственных программ и способствовать предотвращению социальных конфликтов.
В качестве примера депутат отметила, что наша страна находится в преддверии вступления в ВТО. При этом попутно у нас формируется база Евразийского союза и действует Таможенный союз.
- Общественные организации и другие структуры могут участвовать в этом процессе и точно так же давать на социальный заказ свои заявки, — уверена она.
Если депутаты на слушаниях больше рассуждали о теории, то представители НПО предпочитали говорить о практике. Так, глава общественного объединения инвалидов, имеющих высшее образование «Намыс» Кайрат Иманбаев внес ряд практических предложений, способных существенно облегчить жизнь НПО. Прежде всего, он призвал поставить реальные препятствия демпинговым ценам.
- Речь не о том, кто предложил меньше, а о тех случаях, когда идет откровенный демпинг, — специально уточнил он. — Когда цена лота 2 миллиона, а на реализацию предлагают миллион или семьсот тысяч. Видно, что идет демпинг, на самом деле ничего на эту сумму не сделаешь, но выбивается важная тема.
Еще одно важное предложение внесла глава ОФ «Фонд развития парламентаризма в Казахстане» Зауреш Батталова. Оно касалось изменений налоговой политики.
- В настоящее время в Казахстане уже существуют благотворительные фонды, однако говорить о сильных тенденциях в развитии национальной культуры благотворительности не приходится, — сказала она. — Не созданы институциональные предпосылки для развития данного процесса. Необходимы поправки в Налоговый кодекс, стимулирующие корпоративную благотворительность.
Участники слушаний разошлись в надежде, что их идеи будут услышаны в тех кабинетах, где принимаются решения.
Original post:
Госзаказ для НПО: от количества к качеству