С этого года Министерство здравоохранения Казахстана перешло на новую систему оплаты услуг медицинских учреждений. Новшество предполагает унификацию существующих в республике тарифов на лечение с международными. Иными словами, отечественные клиники за каждую проведенную операцию будут получать от государства столько же, сколько эта операция стоит за рубежом.
Автор: Серик БАЙДАУЛЕТОВ, Татьяна ПАНЧЕНКО
Сообщил об этом на брифинге в службе центральных коммуникаций при президенте Казахстана вице-министр здравоохранения Казахстана Эрик Байжунусов. Однако чиновник не уточнил при этом два основных момента: будет ли при этом гарантироваться качество услуги на уровне зарубежных аналогов и не перейдут ли наши клиники на зарубежные тарифы не только в расчетах с государством, но и с обычными клиентами.
Стимулирование эскулапов
- В этом году мы приступили к новому механизму оплаты: мы берем новый тариф, который равняется стоимости лечения в зарубежной клинике, и данный тариф будем платить нашим отечественным клиникам за ту же операцию, — поведал журналистам Байжунусов. — Данная мера принята для того, чтобы стимулировать наших отечественных эскулапов, чтобы они оказывали высокоспециализированную помощь.
По его мнению, «на сегодняшний день в отечественных клиниках создан достаточный потенциал для оказания ряда высокотехнологичных услуг». Такой достаточный, что в 2012 году 99 пациентов, подлежащих лечению за рубежом, были вместо этого прооперированы на родине.
- Так, в отечественных клиниках были проведены 50 операций по трансплантации почек, 1 — по трансплантации сердца, 22 — по трансплантации костного мозга взрослым, 8 — по трансплантации костного мозга детям, — перечислил вице-министр. — Если ранее пациентов все больше направляли в зарубежные клиники для проведения кардиохирургических операций, то на сегодня в республике сделано более полутора тысяч операций на открытом сердце, из которых 87 относятся к разряду уникальных.
Помимо этого создан рабочий орган в лице Национального медицинского центра, который проводит телемедицинские консультации с зарубежными медорганизациями. «С целью снижения очередности на лечение за рубежом», — прокомментировал факт создания этого «рабочего органа» Байжунусов.
Такой комментарий несколько покоробил — добро бы вице-министр заявил, что связь с иностранными коллегами налажена ради спасения пациентов. На худой конец — ради повышения квалификации отечественных медкадров. Нет же, у нас со времен начала индустриализации все в стране мыслят категориями импортозамещения. И понятно почему: если в 2012 году на лечение очередников за рубежом было выделено из госбюджета 678,5 миллиона тенге, то в этом году — уже около миллиарда тенге.
Бизнес или хобби?
Видимо, цифра выделяемых бюджетных средств будет расти и дальше, вот повышение тарифов и поставили впереди повышения качества медуслуг — чтобы деньги оставались в стране. Недаром же Байжунусов в ходе брифинга устроил антирекламу иноземным клиникам.
- Каждый человек, прежде чем поехать за рубеж, должен обязательно проконсультироваться у специалиста или хотя бы позвонить, обратиться в рабочий орган, который находится в Национальном научном центре, для того чтобы, во-первых, узнать реальную цену этой операции или лечения и, во-вторых, может ли та клиника, в которую хочет попасть пациент, сделать такой вид операции, — сказал вице-министр.
- Я вам откровенно скажу, что за рубежом для клиник лечение пациентов является выгодным бизнесом и нужно остерегаться, чтобы не попасть в эту «ценовую ловушку», потому что первоначально обговаривается одна цена, а потом, когда пациент попадает в центр, эта цена увеличивается в зависимости от сложности. И часто наши граждане попадают туда, и потом не хватает тех денежных средств, и затем появляются статьи в местных СМИ о том, что срочно требуется помощь, — добавил сердобольный чиновник.
Последнее высказывание Байжунусова подразумевало некую антитезу: если для зарубежных клиник лечение людей — это бизнес, то для наших тогда что? Если хобби, то нам с малейшим насморком надо ехать лечиться за рубеж, если призвание, то тогда неясно, зачем Минздрав затеял унификацию тарифов с иностранными клиниками…
А если все-таки тоже бизнес (ничего порочного в этом нет, каждый должен зарабатывать адекватно своей квалификации), то тогда неясно, почему телегу (повышение оплаты) поставили впереди кобылы (повышение качества)? Чтобы бюджетный миллиард освоить собственными силами, ни тиынки буржуям не отдав, — иного вывода здесь и не сделаешь. Что, в общем, косвенно подтвердил и вице-министр:
- Я думаю, вообще в скором времени потребности кого-то отправить за рубеж не будет, потому что мы будем делать все у себя, — спрогнозировал Байжунусов.
…Что ж, на отечественные авто наших чиновников со скрипом уже пересаживают, осталось дождаться, когда елбасы их заставит лечиться в родных поликлиниках. Тех самых, через которые, по утверждению вице-министра, ежедневно проходит до полумиллиона казахстанцев. Как бы не случилось так, что, постояв в этих очередях и получив соответствующую «качественную» услугу, наши государевы мужи само слово «импортозамещение» начнут воспринимать как ругательство…
Хирурги в Казахстане нынче совсем дешевы
Сообщение Эрика Байжунусова о пересмотре системы оплаты вызвало больше вопросов, чем ответов. Что означает «платить за операцию столько, сколько за рубежом»? За каким рубежом? Скажем, в Турции и США тариф на одну и ту же операцию отличается в разы (судя по информации из Интернета, роды в Чехии в 10 (!) раз дешевле, чем в Швейцарии). За какие именно операции будут платить как за границей? Сколько за эти операции платили раньше?
На эти и другие вопросы согласился ответить эксперт в области здравоохранения Елжан Биртанов.
- Елжан Амантаевич, кому будут платить «так, как за рубежом»? Больнице? Но у нас больница сама, за редким исключением, зарплаты персонала не устанавливает, сама за свой счет оборудование не покупает, ремонт здания не делает…
- Действующая модель финансирования больниц в Казахстане, которая называется «единая национальная система здравоохранения», построена на том, что гарантированный объем бесплатной медицинской помощи оплачивается на основе контрактов между Министерством здравоохранения, в частности Комитетом оплаты медуслуг, и больницей. Это могут быть как государственные, так и негосударственные клиники. Главное, чтобы медучреждение было готово выполнить этот гарантированный объем и имело аккредитацию. То есть платить будет Комитет оплаты медуслуг по договору клинике, которая будет оказывать помощь. Услуги, которые входят в перечень ГОБМП, для жителей будут бесплатными.
- Сколько будут платить?
- Есть тенденция выравнивания цен на международном рынке. Например, сколько стоит автомобиль в Казахстане, столько он стоит и в Европе. Я так понял, что речь идет в первую очередь о дорогостоящих услугах, связанных с трансплантацией органов, очень сложными операциями. И это объективная необходимость, поскольку здесь, в Казахстане, врачи используют те же инструменты, те же расходные материалы и медикаменты. То есть себестоимость услуг выравнивается.
- Неужели наша первая пересадка сердца обошлась дешевле?
- Разница есть, и она существенная. В основном она формируется за счет стоимости труда. Все прочие компоненты стоимости услуг одинаковые, а основная разница — дешевизна оплаты труда. Мы платим работникам больниц гораздо меньше, чем за рубежом.
И цель, как я понимаю, этой новой модели — поэтапное приведение зарплаты медработников, в первую очередь тех, кто применяет очень сложные хирургические методы лечения, к международным стандартам. В том числе для того, чтобы не было миграции рабочей силы. Понятно, что все это должно идти вместе с мерами по обеспечению качества услуг. По моему мнению, как раз это Минздрав и собирается делать.
- Ваши слова — да Богу в уши, Елжан Амантаевич!
Источник: Газета «Рипаблик» №1(01) от 25 января 2013 года