Жизнь бьет ключом. Гаечным и по темечку. Пожалуй, именно так можно охарактеризовать внутриполитические события в нашей стране в последние месяцы.
Автор: Мухамеджан АДИЛОВ
Способствуют такому определению ситуации не только аресты активистов оппозиции и давление спецслужб на представителей гражданского общества и журналистов, но и странные передвижения «лидера нации».
Затянувшийся визит
Начнем, как и полагается, с елбасы. Судя по сообщениям информагентств, Нурсултан Назарбаев наконец-то вернулся в Казахстан, но когда это точно случилось, установить невозможно. Ясно одно: краткосрочный рабочий визит президента в Объединенные Арабские Эмираты продлился как минимум неделю, что наводит на очень печальные размышления.
О чем? Ну, во-первых, о причинах, которые заставили администрацию главы государства и его пресс-службу если не лгать, то, скажем так, утаивать часть правды. Во-вторых, о том, что квалификация подчиненных Аслана Мусина настолько снизилась, что, имея на руках, как говорится, все карты, они не смогли ни прикрыть Нуреке густой и непроницаемой для СМИ «дымовой» завесой, ни придумать что-то хоть мало-мальски правдоподобное. И, в‑третьих, насколько сам лидер казахстанской нации от этой нации оторван, что даже не подозревает, что о нем пишут и говорят в стране.
Например, мы в результате наших печальных размышлений задались вопросом: почему казахстанцам не сообщили, что Нурсултан Абишевич после многотрудной и сверхуспешной поездки в Германию решил взять очередной краткосрочный отпуск и провести его, греясь на песочке в ОАЭ? Это если бы и не сняло спекуляции и подозрения, то сильно их ослабило бы. Но нет, похоже, как в доме повешенного не говорят о веревке, так и в Акорде боятся темы личного здоровья Назарбаева.
Поэтому сам елбасы был вынужден в Берлине вешать лапшу на уши зарубежной публике, рассказывая о том, как случайно попал на медосмотр, после которого врачи признали его годным к службе в армии. А его администрация делает все возможное и невозможное, чтобы не вызывать даже тени подозрения, что у Нурсултана Абишевича со здоровьем что-то не так. Результат от всего этого получается прямо противоположный. Слухи всех мастей при всей их легковесности быстро разлетаются по стране и остановить их не способны ни КНБ, ни Генпрокуратура, ни даже требование паспорта или удостоверения при посещении интернет-клуба.
Ну а если учесть, что почти вся свита, сопровождавшая елбасы в Германию, отсиживалась там, когда глава государства находился с кратким рабочим визитом в Объединенных Арабских Эмиратах, а материалы, фото и видео о ходе этого визита публиковались в весьма ограниченном объеме, то разговоров в Астане вокруг последних поездок елбасы должно быть просто сверхмного.
Ну а если подтвердится информация, что Акорда отменила намечавшийся на 13 марта официальный визит Нурсултана Назарбаева в Польшу, то впору начинать задаваться вопросами: здоров ли, во-первых, сам елбасы и можно ли считать, во-вторых, здоровой нацию, если болен ее лидер?
Пиррова победа
Хотя надо признать, что за последнее время случилось нечто, что может сильно улучшить если не физическое, то политическое и моральное состояние казахстанского президента. Я имею в виду решение английского судьи Найджела Тиэра признать Мухтара Аблязова виновным в неуважении к британскому суду и посадить его на 22 месяца за решетку.
Судя по тому, какие большие и красочные развороты на эту тему дали основные провластные казахстанские газеты и сколько идет сюжетов по всем каналам телевидения, Акорда и лично елбасы одержали крупную победу. С одной стороны, это смешит, так как в итоге Мухтар Аблязов в тюрьму так и не сел, более того, где он находится, неизвестно и, значит, он может продолжать досаждать Назарбаеву, будучи еще более недосягаемым для казахстанского «правосудия».
С другой — это печалит, так как становится понятно, что Акорде мало того что придется поддерживать БТА на плаву еще как минимум год, а то и два, чтобы завершить гражданские судебные иски на территории Великобритании против Аблязова, так еще и платить за наш с вами счет детективным агентствам по всему миру, чтобы найти Мухтара Кабуловича физически.
На этом фоне промахи и ошибки провластной пропаганды выглядят уже не просто промахами и ошибками, а тем, что мы раньше называли «советской пропагандой» и грустно махали рукой, подразумевая грубость, некреативность и некачественность как замысла, так и исполнения при полном отсутствии результата. Нечто подобное происходит сейчас и в Казахстане: говорим «назарбаевская пропаганда» — и собеседник сразу понимает, что имеется в виду.
Например, главный казахстанский официоз «Казахстанская правда», проявив невиданную для себя прыть, дала материал под громким названием «Вор должен сидеть в тюрьме» на следующий день после того, как судья Найджел Тиэр вынес свой резонансный приговор. Статья получилась большой — заняла подвал первой и практически всю третью полосу. При этом «Казахстанская правда» с ходу допустила две крупные ошибки.
Во-первых, в нарушение «господствующего» в Казахстане принципа презумпции невиновности назвала человека вором, то есть преступником, без соответствующего решения суда. Но ведь Аблязов Мухтар Кабулович получил 16 февраля 2012 года 22 месяца лишения свободы не за хищения, а за неуважение к английскому суду, более того — в рамках гражданского иска к нему со сторону БТА.
Эта мелкая для Акорды ошибка станет крупной, если вдруг г‑на Аблязова где-то задержат и встанет вопрос о его выдаче в Казахстан. Тогда этот материал из «Казправды» станет в руках защищающих Мухтара Кабуловича юристов весомым доказательством того, что в Казахстане нет правосудия как такового плюс грубо нарушается принцип презумпции невиновности, а само преследование Аблязова со стороны Назарбаева имеет откровенно политический характер.
Во-вторых, в качестве иллюстрации того, как много украл Мухтар Аблязов у казахстанского БТА, газета использовала фотографию многоквартирного жилого дома в Лондоне, где находится квартира, приписываемая Аблязову, но при этом дала подпись «Апартаменты Мухтара Аблязова в Лондоне». Понятно, зачем такое передергивание: дескать, силен бродяга, раз украл денег на такое большое здание. Но сам по себе этот месседж вкупе с фото, где ясно виден многоквартирный дом, сводит на нет весь пропагандистский замах.
Еще большую глупость сделали в администрации президента, организовав прием Тони Блэра. Понятно, что даже в качестве казахстанского советника по привлечению иностранных инвестиций британский экс-премьер-министр на мировой политической арене куда более весомая фигура, нежели «самоизбирающийся» «лидер нации» далекой азиатской страны. То есть встреча была назначена и согласована давно.
Но тот факт, что произошла она вскоре после решения судьи Найджела Тиэра, основанного на вере последнего, что БТА не подконтролен ни правительству Казахстана, ни президенту Назарбаеву и, соответственно, выдвигает гражданские иски как самостоятельное юридическое лицо, сразу наложил густую тень на британского политика.
Теперь сколько бы политические советники и пиар-консультанты Блэра ни заверяли казахстанцев, что их шеф никакого отношения не имеет к 22 месяцам тюрьмы для Мухтара Аблязова, в Казахстане им не поверят. И в Англии, кстати, возможно, тоже.
Но нам интересно другое. После победы и праздника в ее честь всегда наступает похмелье и протрезвление. Так вот, когда оно наступит, как отразится на политической судьбе тех, кто сегодня по поручению Назарбаева возглавляет политическую атаку на Мухтара Аблязова?
Григорий Марченко и Николай Варенко, ставшие главными антиаблязовскими спикерами из неполитической среды, могут убеждать себя и остальных, что отсутствие Мухтара Кабуловича в английском суде 16 февраля 2012 года ускорит рассмотрение гражданских исков против него на территории Британии и обеспечит более быструю победу над «БТА Банка». Но ведь Назарбаеву необходимо иное — не активы, которые нужно еще переписывать на кого-то, зачастую дофинансировать и только потом монетизировать, а сам Мухтар Аблязов, сидящий в тюрьме и лишенный возможности возглавлять политическую атаку на лидера нации.
Именно эта главная цель не достигнута, более того, она стала еще менее достижимой, так как бывшего лидера ДВК нужно сначала найти, потом убедить местную полицию его задержать, потом снова проходить процедуру судебного рассмотрения возможности или невозможности экстрадиции, которая вполне может затянуться на пару лет, как это было в Великобритании, и закончиться в итоге предоставлением политического убежища еще в одной стране.
Мусину до Геринга далеко
Однако проблемы Назарбаева и его соправителей Аслана Мусина и Карима Масимова на этом не ограничиваются. Им нужно еще найти решение проблемы Жанаозена. В том числе не только политико-экономическое и политико-социальное, но и политико-юридическое. В том же материале «Казахстанской правды», о котором мы упомянули выше, есть пассаж о том, что, возможно, на деньги Мухтара Аблязова были организованы события в Жанаозене 16 декабря 2011 года.
То есть политический заказ на последнего как на якобы главного организатора беспорядков в Мангистау и виновника гибели и ранения десятков, если не сотен казахстанцев снова озвучен. Но выполнить его назарбаевским опричникам будет неимоверно трудно, точнее — просто невозможно. Потому что для этого нужно засекречивать судебный процесс точно так же, как это раньше было сделано в отношении Мухтара Джакишева.
Однако в силу многих субъективных и объективных обстоятельств закрыть предстоящий, по предварительным оценкам, в мае этого года судебный процесс не получится. Это значит, что все материалы предварительного следствия будут изучаться не просто со всех ракурсов, но еще и на просвет как казахстанскими, так и зарубежными юристами, экспертами, журналистами и так далее.
Плюс вряд ли КНБ удастся «забить» Владимира Козлова и Игоря Винявского, которые будут защищаться не как уголовные элементы, а как политики, причем не боящиеся ни елбасы, ни его палачей.
Все это закладывает очень большую бомбу под предстоящий судебный процесс, который вполне может превратиться в некое подобие того, который проходил в Германии в 1934 году по делу о поджоге Рейхстага. Тогда, не решив поставленной фюрером германской нации задачи признать виновными в этом преступлении лидеров Компартии Германии, судебное разбирательство одновременно не смогло скрыть, что Рейхстаг подожгли нацистские штурмовики по приказу Германа Геринга.
К тому же, формируя скамейку подсудимых, организаторы предстоящего судебного процесса решают и свои частные задачи, например по добитию личных политических врагов. Ничем иным нельзя объяснить задержание сотрудниками финансовой полиции первого заместителя акима Мангистауской области Амангельды Айткулова.
Если задержание двух бывших акимов города Жанаозена и экс-топ-менеджеров «Разведки Добычи «КазМунайГаз» имело политический смысл — причастность и виновность их в том, что случилось в регионе с апреля по 16 декабря 2011 года, не подлежит сомнению, то посадка Айткулова ничего Акорде не дает. Тогда как, к примеру, Аслану Мусину дает много, так как позволяет поближе подобраться к бывшему акиму области Крымбеку Кушербаеву и, чем черт не шутит, возможно, даже посадить его. Хотя бы по мягкой, некоррупционной статье типа неисполнения должностных обязанностей.
…В общем, как ни считай, но после победы Акорды над Аблязовым в битве в Высоком суде Лондона Мухтар Кабулович, понеся некие имиджевые потери, обрел свободу передвижения и перешел к партизанской войне, прячась в неизвестной точке мира, сохранив при этом контроль над своими активами и возможность ими управлять. Тогда как могучая кучка победителей, отпраздновав победу, будет вынуждена наращивать свои усилия и, соответственно, расход ресурсов для того, чтобы эта разовая победа не превратилась в окончательное поражение.
Да простят нас Нурсултан Абишевич и его верные соратники, но они нам сильно напоминают тех, кто проповедует: цель — ничто, движение — все. Так вот, с движением у Акорды все в порядке, жалко только, что основная часть вырабатываемого казахстанской госмашиной пара уходит в свисток и крики «Держи Аблязова!», «Сажай Козлова и Винявского!», «Заткни «Республику», «Отключи «К‑плюс».
Источник: Газета “Голос Республики” №7 (229) от 24 февраля 2012 года
Read More:
ГАЗЕТА — Весь пар Акорды ушел в свисток