Ужесточить административную и уголовную ответственность за разжигание социальной розни и «провоцирование трудовой конфликтности» поручил чиновникам в своей статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» Нурсултан Назарбаев. Сделал он это со ссылкой на необходимость социального прогресса и соцпартнерства государства, трудовых коллективов и работодателей. Но какие цели скрываются за этим поручением? И к чему могут привести?
Автор: Уалихан КАЙСАРОВ
Ответить на эти вопросы и дать свою оценку очередной «эпохальной» инициативе казахстанского «лидера нации» мы попросили экс-сенатора и президента благотворительного фонда «Ауыл Балалары» Уалихана Кайсарова.
Всякое новое — хорошо забытое старое
- Уалихан Абишевич, как можете прокомментировать «Двадцать шагов к обществу всеобщего труда»?
- Статью президента, как мне кажется, уже «прополоскали» со всех сторон. Но я тем не менее не нашел ни одного более или менее фундаментального анализа этой «фундаментальной» программной статьи.
В первую очередь надо сказать о том, что статья эта не просто изложение хода мыслей президента. Она содержит в себе целый ряд поручений парламенту, правительству, министерствам и ведомствам, а также партии «Нур Отан». Но статья в прессе не может носить директивный характер. У главы исполнительной власти для этого имеется целый арсенал конституционных полномочий и приданные ему соответствующие институты власти. В этом заключается первый «прокол».
- Есть и второй?
- Во вторую очередь автор в статье позиционирует себя как президент, но в этом случае он не имеет права давать поручения политическим партиям, в частности «Нур Отану». Если же он позиционирует себя как председатель партии, то тогда он не имеет права давать поручения каким бы то ни было государственным учреждениям и тем более институтам государственной власти. Вообще, грамотнее было бы, если бы «Казправда» дала стенограмму подобного выступления на каком-нибудь совещании под его председательством.
И еще, обратите внимание, в статье все переводится на «письма, просьбы, пожелания и требования трудящихся масс». Вы, наверное, помните, что все это взято из периода 30‑х годов прошлого века. Вот уж воистину, всякое новое — это хорошо забытое старое.
Курс на репрессии
- Если судить по поручениям, данным в статье чиновникам, под соусом социального партнерства скрывается нечто совсем иное. Вам так не кажется?
- Я с вами абсолютно согласен. Действительно, под «благими намерениями» заложено нечто иное. И, если взглянуть глазами теории политической экономии, то мы наблюдаем очень и очень интересный момент.
Во-первых, в статье написано: «Поэтому именно реальный производительный труд мы и должны поставить в основу нашей политики социальной модернизации». Здесь произошла умышленная подмена понятия «реальных производственных отношений». То есть на всех производствах требуют от коллективов только реального трудолюбия, и ни слова о производственных взаимоотношениях.
Во-вторых, в статье говорится: «Сегодня труд — как решающий национальный фактор… — должен быть выдвинут на первый план». Хотя реальная картина на сегодня такова, что не труд, а механизм распределения результатов труда является решающим фактором формирования справедливого, а значит, и стабильного общества.
В‑третьих, в статье сказано: «Без преувеличения — тема достойного труда вызвала в казахстанском обществе самый широкий резонанс и поддержку». Здесь мы снова замечаем умышленную подмену не столько теоретических понятий, сколько искажение реальной действительности и попытку увести общество от осознания истинного положения вещей. Согласитесь, что тема достойного труда никогда не вызывала в казахстанском обществе самый широкий резонанс. Такими вопросами всегда были темы достойной и справедливой оплаты своего труда, а также поиск работы вообще.
Дальше — еще хуже. Внимательный читатель сразу обнаружит очень страшные вещи.
- ???
- После того как автор статьи задается вопросом: «Есть ли риски модернизационному процессу?», он тут же спешит обозначить в их числе «расширение социальных гарантий», «активности граждан, раскрытие их творческого потенциала… стремление людей активней защищать свои права и свободы, повысится степень самоорганизации общества».
Таким образом, в числе рисков указаны именно те аспекты, которые являются залогом развития любого общества по пути демократии к свободе, справедливости и процветанию всех. В противном случае все эти блага получают лишь узурпаторы и эксплуататоры.
- А с чем тогда остается население?
- Вот автор статьи пишет, как должна строиться стратегия государства. А именно: «Стратегия государства строится в направлении от социальной защиты к социальному прогрессу». Но зачем, извините, нужен социальный прогресс, если он уходит от социальной защиты?
Наоборот, социальный прогресс должен достигаться ради усиления социальной защиты граждан страны. Никто не знает, что с ним может произойти завтра. И только институты соцзащиты могут помочь человеку в тяжелые периоды его жизни.
И, как мне кажется, автор забывает, что в Конституции нашей страны четко прописано, что наша страна является среди прочего еще и социальным государством. Кроме того, он не видит тесной взаимосвязи этих двух понятий.
Исходя из всего вышесказанного, я считаю, что подавляющая часть поручений в статье президента преследует единственную цель — подавление прав и свобод трудовых коллективов, профсоюзов и протестно настроенных социальных групп.
- В статье еще говорится об «иллюзорности концепции потребительского общества» и затрагивается вопрос о пенсионном возрасте для женщин. Правильно ли мы поняли, что Акорда будет следовать курсом жесткой экономии бюджетных средств на социальные нужды?
- Так и есть. В своей статье автор указывает: «Сегодня стала очевидной иллюзорность концепции потребительского общества, которая была широко распространена с 60‑х годов прошлого столетия». Опять мы наблюдаем искажение исторической действительности в целях оправдания несостоятельности нынешнего курса страны.
В Советском Союзе, на который ссылается автор, никогда не культивировалось потребительство, с этим всегда велась яростная и непримиримая борьба не только в государстве, но и в обществе в целом. Не существовало в СССР концепции потребительского общества. Уж кому-кому, а автору-то, как и мне, это известно доподлинно. В те годы была такая концепция — «от каждого по способностям, каждому — по труду». И закреплена была она во многих программных документах партии и правительства СССР.
Я бы даже сказал больше. Концепция потребительства — «меньше работать — больше получать», «делать деньги из воздуха» — плотно укоренилась в умах наших высокопоставленных чиновников и их отпрысков. Потому что у простых граждан такой возможности просто нет. Вот где надо наводить порядок и вести непримиримую борьбу.
Ну и по вопросу о пенсионном возрасте. Однозначно между строк статьи можно прочитать про пересмотр в сторону увеличения возраста выхода на пенсии мужчин и женщин. В первом абзаце преамбулы поручения 17 как раз говорится об «увеличении числа людей пенсионного, но трудоспособного возраста».
Вот ответ на вопрос, не собирается ли Акорда следовать курсом жесткой экономии бюджетных средств на социальные расходы.
По стопам Северной Кореи
- Нет у Вас ощущения, что т.н. эффективное управление социальными процессами, к которому призывает президент, на деле будет означать административные меры по отношению к профсоюзам, НПО, партиям?
- Действительно, в статье происходит подмена многих понятий как теоретического, так и практического плана. Фундаментальный анализ ситуации в стране и полученные на его основе выводы говорят о необходимости в кратчайшие сроки проводить реальные реформы во всех сферах общественно-политической и социально-экономической жизни общества, однако наша власть, тесно вплетенная во всевозможные финансово-олигархические группировки, нашла свой особенный путь.
Ее путь — это усиление эксплуатации человека человеком, присвоение продуктов чужого труда, отдаление производителей прибавочного продукта от средств производства и дальнейшее за счет этого обогащение.
Сохранить все это в условиях тоталитарного режима не представляет особого труда. Для этого чиновникам и требуются инструменты уголовного и административного подавления социально-политической активности профсоюзов, рабочих коллективов, общественных объединений и оппозиционных партий.
- В статье говорится, что «за годы независимости в Казахстане создан крепкий фундамент социального государства» и что «объективно Казахстан вплотную приблизился к качественному уровню социального развития среднеевропейских стран». Согласны с этим?
- Хотелось бы, чтобы у нас был крепкий фундамент социального государства и мы были приближены к качественному уровню социального развития среднеевропейских стран. Но давайте посмотрим правде в глаза. Из сферы социального государства я могу отметить лишь следующие моменты.
Во-первых, это бесплатное среднее и среднее специальное образование. Но, замечу, в мире нет ни одной страны, даже самой бедной и нищей, где это отсутствует. Плюс могу назвать пару десятков тысяч ежегодных грантов на получение высшего образования.
Во-вторых, гарантированное медобслуживание согласно установленному перечню, адресная социальная помощь, пенсии и пособия. Вот и все.
О каком фундаменте социального государства можно говорить, если само по себе социальное государство-то и не строилось? Наоборот, у нас все эти годы все только на «крышах» и держалось.
- Значит, ни о каком, даже приблизительном, достижении социального уровня развития среднеевропейских стран не может быть и речи?
- Уместно будет отметить, раз уж нам напомнили о Европе. Официант в США зарабатывает столько же, сколько наши предприниматели имеют после сборов и налогов. А цены за жилье, питание и бензин там такие же, как в Казахстане. Те, кто был в Америке, подтвердят мои аргументы.
И в плане построения общества всеобщего труда мне это больше напоминает не Европу, а сталинское возвеличивание работников трудовых фронтов с обязательной ежедневной отметкой в спецкомендатурах. Многие из старожилов помнят, как за опоздание на работу на 20 минут приговаривали к 10 годам лишения свободы.
А еще мне это напоминает нынешнюю Северную Корею. Знаете ли вы, что наш ВВП всего в три раза больше ВВП этой страны? И если мы сейчас живем немного лучше их, то только за счет кредитов. И когда настанет пора их возвращать, жизнь наших детей и внуков вряд ли будет достойнее жизни молодежи в сегодняшней Северной Корее.
Подготовил Арман ДЖАКУБ
Источник: Газета “Голос Республики” №26 (248) от 20 июля 2012 года
See more here:
ГАЗЕТА — «Без социальной защиты не будет прогресса»