Казахстанскому среднему бизнесу становится тесно в одной экономической берлоге с государством, заявил в среду, 8 ноября, на открытии IV Экономического форума «Эксперт-100-Казахстан» президент ТОО «Астана Групп» Нурлан Смагулов. В то же время он призвал государство «не стесняться» при лоббировании интересов казахстанского бизнеса в рамках Таможенного союза и Всемирной Торговой Организации.
Автор: Серик БАЙДАУЛЕТОВ
Участвовавший в форуме премьер-министр Казахстана Серик Ахметов возможность лоббирования никак не прокомментировал, зато известию о том, что средний бизнес республики вырос из коротких штанишек и готов взяться за инфраструктурные проекты несказанно обрадовался — будто только этого и ждал.
- Государство заинтересовано в том, чтобы наш национальный бизнес активнее содействовал модернизации и развитию экономики нашей страны, — завел старую песню о главном Серик Ахметов. — Мы заинтересованы в привлечении бизнеса к инновационной деятельности.
После чего премьера понесло на обрабатывающую промышленность, доля которой, по его наблюдению, неуклонно «увеличивается в валовом региональном, валовом внутреннем продукте нашей страны».
- Появляются новые предприятия, которые выпускают продукцию с хорошей добавленной стоимостью, — голосом советского информбюро Левитана сообщил Ахметов и доабвил: — Значение партнерства государства и бизнеса особенно актуализируется в условиях волны нового мирового экономического кризиса, необходима координация действий всех госорганов и бизнес-структур.
С такой помощью по миру пойдешь
Призыву слиться с госорганами в единой координации, однако, воспротивился председатель совета учредителей Союза мукомолов Казахстана — президент ТОО «Астана Групп» Нурлан Смагулов, который, пусть и крайне мягко, дал понять, что государству вообще нечего делать в экономике.
- После кризиса мы получили уроки новых взаимоотношений с правительством и государством, — сказал Смагулов. — И именно благодаря кризису мы установили за последние годы стабильную работу с правительством, и архитектуру казахстанского бизнеса сейчас невозможно было бы представить без поддержки государства по субсидированию многих отраслей экономики, а зачастую — прямого финансирования экономики через госинституты развития. И казахстанский бизнес выжил, он обрел себя в новых каких-то реалиях, но наступил в январе 2010 года Таможенный союз, сейчас мы вступаем в ВТО, опять новые вызовы, и опять наш бизнес должен понять для себя, что мешает ему в развитии.
Тут-то и выяснилось, что больше всего предпринимателям мешает как раз желание государства влезть во все бизнес-ниши.
- Если говорить о том, что мешает, я должен сказать, что за годы кризиса мы получили беспрецедентную помощь от правительства. Тем не менее, другие тенденции нарастают в обществе, — немного путано заявил Смагулов.
Под тенденцией, как выяснилось, он имел в виду нарастание государственного присутствия в экономике страны.
- Предпринимательство в экономике себя достаточно некомфортно чувствует, мы не встраиваемся пока в большие инфраструктурные проекты нашей страны, — развел руками Смагулов. — Мы хотели бы использовать эту площадку для обращения к правительству и фонду «Самрук-Казына» с тем, что предприниматели уже выросли, мы представляем определенную силу в обществе, мы готовы разговаривать с правительством о больших проектах и готовы свои потенциалы, наши экономические способности и ресурсы использовать на благо государства.
После чего Смагулов сообщил, за что бизнес был бы донельзя благодарен государству — за лоббирование своих интересов в рамках интеграционных и международных объединений, типа ТС и ВТО.
- Государство не должно стесняться поддерживать и лоббировать национальный бизнес, — сказал Смагулов. — В рамках Таможенного союза Казахстан должен конкурировать с такой очень развитой страной, как Российская Федерация, и при вступлении в ВТО тем более наша конкурентоспособность станет одним из наиболее актуальных вопросов, встанет вопрос вообще о выживании казахстанского бизнеса. Опять же казахстанский бизнес просит не какую-то поддержку в виде денег на развитие, а просит о лоббировании своих интересов.
В какой форме это лоббирование может выражаться, Смагулов не объяснил, но сослался на опыт Японии, Кореи, Малайзии, Турции, Европы, Америки, где, как стало ясно с его слов, своих предпринимателей не стесняются поддерживать.
Однако четкого ответа о том, что наши чиновники намерены сделать в рамках рабочих групп Таможенного союза, чтобы облегчить казхахстанской продукции путь в РФ и в РБ, он так и не дождался: премьер продолжал жечь сердца участников форума общими фразами.
- Для меня очень важно, что главной темой этого форума являются вопросы устойчивого развития национального бизнеса, — заявил Серик Ахметов. — Это особенно важно и в контексте тех вызовов нынешнего времени текущего тысячелетия, той ситуации, на которую все эксперты обращают внимание сегодня в мировой экономике, и наш бизнес ориентирован и прекрасно понимает, что Казахстан интегрирован в финансово-экономическую систему мировой экономики.
Распечатаем «кубышку»?
Без премьерских комментариев осталось предложение не только Смагулова, но и ппредседателя правления АО «Народный банк Казахстана» Умут Шаяхметовой, которой не дает покоя нефтяная кубышка под названием «Нацфонд». На этот раз деньги Нацфонда было предложено пустить на снижение кредитной ставки для бизнеса.
- Мы всегда сталкиваемся с таким вопросами — почему у вас такие дорогие ставки? — возмущенно поведала она. — Как нам их удешевить и как нам обеспечить длинное и дешевое фондирование? Мы, Казахстан, имеем огромные финансовые ресурсы — это огромные резервы Национального фонда, это система пенсионная, которая владеет более 20 миллиардами долларов, это банковская система и фонд «Самрук-Казына». Однако эффективность использования всех эти средств мне кажется недостаточной, — заявила Шаяхметова.
Банкир призвала в союзники… правительство, увидев между ним и Национальным банком как главным противником распечатывания запаса нефтедолларов конфликт интересов.
- Сегодня присутствует конфликт между Национальным банком и правительством, понятно, что у Национального банка свои интересы по сдерживанию инфляции, а у правительства — задачи по повышению экономического роста и вливанию денег в экономику, — обрисовала она причины конфликта. — Необходимо найти баланс, чтобы и деньги найти на экономику, и при этом не сократить вливания. Сегодня мы имеем среднюю ставку 10—15% для наших предпринимателей, это намного дороже того, что мы имеем с ближайшими нашими странами-соседями. Мое предложение — все-таки понять и предпринять определенные шаги, как нам повысить эффективность финансирования национальной экономики, как нам использовать деньги Нацфонда, не повышая риски.
Г‑жа Шаяхметова подчеркнула, что использовать деньги Нацфонда в Казахстане будет всяко-разно выгоднее, чем держать их в заграничных акциях.
- Сегодня Казахстан, инвестируя за рубежом свыше 50 миллиардов Нацфонда, зарабатывает около миллиарда долларов в год от этого размещения, однако мы платим в разы больше по обслуживанию внешнего долга наших компаний и других заемщиков, — заявила глава Народного банка.
«Сырьевики» хотят преференций
Ну, а чтобы у среднего бизнеса не оставалось сомнений в том, что богатые тоже плачут, черту бизнес-претензий к правительству подвел главный исполнительный директор ENRC PLC Феликс Вулис. По его мнению, государство в Казахстане недостаточно гибко в своей налоговой политике.
- Немаловажным фактором при принятии инвестиционных решений является стабильность казахстанского Налогового кодекса, который не подвергается частым изменениям и содержит стимулирующие нормы для вложений в горно-металлургический комплекс, — сказал представитель Евразийской корпорации природных ресурсов. — Но нужно отметить, что Налоговый кодекс принимался до кризиса, а сейчас ситуация другая — рынки не стабильны. И действующие ставки налога на добычу полезных ископаемых делают нас неконкурентными.
- Мы бы просили большей гибкости в этом вопросе, как в размере ставок, так и в дифференцированном подходе, особенно, к убыточным месторождениям. Вопрос стоит о выживании предприятий. Это важно и для нас, и для государства, — сгустил он краски.
В ответ на это спич модератор форума — председатель управляющего совета «Ассоциация налогоплательщиков Казахстана» Жаннат Ертлесова заметила, что рядом с трибуной, с которой вещал Вулис, сидит вице-министр индустрии и новых технологий Альберт Рау, в компетенции ведомства которого внесение предложений об изменении ставок и механизмов исчислений НДПИ.
Альберт Павлович в свою очеред мудро заметил, что вопрос об инициативе тут вполне может быть отнесен и к ведомству Ертлесовой. После этой вполне дружественной перепалки участники форума перешли к награждению, вручив своеобразный гран-при своего рейтинга фонду «Самрук-Казына» как экономическому тяжеловесу республики. Поиллюстрировав тем самым еще раз Смагулову и К, кто у нас в экономической берлоге хозяин…
See the original article here:
Бизнес вырос из коротких штанишек?