На «Жизель» Захаровой попали избранные

На днях в куль­тур­ной сто­ли­це Казах­ста­на цени­те­ли высо­ко­го искус­ства отме­ча­ли боль­шой и дол­го­ждан­ный празд­ник. На сцене теат­ра опе­ры и бале­та име­ни Абая про­шел двух­акт­ный спек­такль «Жизель», где глав­ные пар­тии испол­ни­ли народ­ная артист­ка Рос­сии, при­ма-бале­ри­на и пре­мьер Боль­шо­го теат­ра Свет­ла­на Заха­ро­ва и Рус­лан Сквор­цов. Арти­стов при­вез­ла в Алма­ты ком­па­ния ArtClassic. 

 

Автор: Татья­на ЛАРИНА

 

Орга­ни­за­то­ры гастро­лей звезд миро­во­го бале­та на пред­ва­ри­тель­ной пресс-кон­фе­рен­ции отме­ти­ли, что ком­па­ния была созда­на в этом году для про­ве­де­ния куль­тур­ных меро­при­я­тий осо­бен­но высо­ко­го уров­ня. Дебю­том стал при­езд арти­стов из Мари­ин­ско­го и Михай­лов­ско­го теат­ров, Али­ны Сомо­вой и Лео­ни­да Сара­фа­но­ва, стан­це­вав­ших вес­ной для алма­тин­цев зна­ме­ни­тое «Лебе­ди­ное озе­ро». Дол­го­ждан­ный визит Свет­ла­ны Заха­ро­вой и Рус­ла­на Сквор­цо­ва стал вто­рым «выхо­дом» осно­ва­те­лей, кото­рые сами неко­гда сто­я­ли у балет­но­го станка.

Гене­раль­ный дирек­тор ArtClassic в Казах­стане Ерлан Анда­гу­лов назвал пред­сто­я­щий спек­такль очень важ­ным собы­ти­ем для под­рас­та­ю­ще­го поко­ле­ния теат­ра­лов. На мое заме­ча­ние по пово­ду сто­и­мо­сти биле­тов, что варьи­ро­ва­лась от 7 до 23 тысяч тен­ге и, таким обра­зом, вряд ли была доступ­ной тем зри­те­лям, на кото­рых ори­ен­ти­ро­ва­лись устро­и­те­ли, быв­ший артист бале­та Анда­гу­лов спо­кой­но воз­ра­зил, что за каче­ство надо расплачиваться.

Дру­ги­ми сло­ва­ми, это озна­ча­ет, что зав­траш­нее дей­ство пре­вра­тит­ся в оче­ред­ной «сход­няк» бога­тых и зна­ме­ни­тых. Я уже одна­жды наблю­да­ла за таким на поста­нов­ке «Джаз-кафе» казах­стан­ско­го балет­мей­сте­ра Гуль­нар Ада­мо­вой. Одним из «зри­те­лей», в част­но­сти, был извест­ный алма­тин­ский ресто­ра­тор с моло­дой женой. Он при­шел, вос­поль­зо­вав­шись удоб­ным слу­ча­ем блес­нуть сво­им богат­ством и ее брил­ли­ан­та­ми. Эта пара с тем же успе­хом мог­ла про­смат­ри­вать спи­сок блюд в меню.

Рядом со мной в пер­вом акте рас­кла­ды­вал в сво­ем айфоне пасьянс «Косын­ка» какой-то напар­фюм­лен­ный тол­стяк, а во вто­ром он попро­сту задре­мал, и я неод­но­крат­но боро­лась с иску­ше­ни­ем трес­нуть его по уху про­грамм­кой. Не для ТАКИХ зри­те­лей сочи­ня­ли свои поста­нов­ки Эйф­ман, Адан и иже с ними.

- Вы пра­вы, для нас это дей­стви­тель­но очень серьез­ная про­бле­ма как для бале­та, так и для опе­ры, — отве­ти­ла на мое воз­му­ще­ние Свет­ла­на Заха­ро­ва. — Но это миро­вая тен­ден­ция, она свой­ствен­на не толь­ко ваше­му горо­ду. И, тем не менее, — под­черк­ну­ла бале­ри­на, — вся­кий раз наши поста­нов­ки в Боль­шом теат­ре соби­ра­ют аншлаг, и это при сто­и­мо­сти биле­тов порой в несколь­ко тысяч долларов.

Чуть поз­же она рас­ска­за­ла забав­ную исто­рию о том, как неча­ян­но под­слу­ша­ла раз­го­вор незна­ко­мой девуш­ки по мобиль­но­му теле­фо­ну. Та хва­ста­лась собе­сед­ни­ку, что суме­ла урвать билет на опе­ру в Боль­шой театр. «Да неваж­но, какая опе­ра, глав­ное, что в Боль­шом!!!» — захле­бы­ва­лась она вос­тор­гом. Ах, если бы пон­ты све­ти­лись, мы бы дав­но уже жили без элек­три­че­ства и даже сол­неч­ных бата­рей, уны­ло поду­ма­лось мне в эту минуту.

Сво­им поклон­ни­кам из жур­на­лист­ской сре­ды Свет­ла­на рас­ска­за­ла о том, как впер­вые тан­це­ва­ла свою Жизель в 17 лет.

- Конеч­но же, тогда я очень мно­го не пони­ма­ла, и мой репе­ти­тор Оль­га Нико­ла­ев­на Мои­се­е­ва про­сто дос­ко­наль­но рас­ска­зы­ва­ла каж­дый шаг, каж­дый взгляд, что я долж­на чув­ство­вать в тот момент. Я была очень юная и мно­гих эмо­ций не пере­жи­ла в то вре­мя. С воз­рас­том, с опы­том эта пар­тия обрас­та­ла раз­ны­ми крас­ка­ми, и каж­дый спек­такль все­гда не похож на преды­ду­щий, и каким будет сле­ду­ю­щий, нико­гда не зна­ешь. Когда выхо­дишь на сце­ну — это как буд­то впер­вые, — при­зна­лась при­ма-бале­ри­на Боль­шо­го театра.

По сло­вам Заха­ро­вой, совер­шен­но осо­бен­ный эмо­ци­о­наль­ный тон при­да­ло ее искус­ству рож­де­ние доче­ри, кото­рой сей­час чуть мень­ше двух лет. К сло­ву, гово­ря о част­ной сто­роне сво­ей жиз­ни, пер­вая сре­ди рус­ских арти­стов обла­да­тель­ни­ца титу­ла «Эту­аль» балет­ной труп­пы все­мир­но извест­но­го теат­ра «Ла Ска­ла» пол­но­стью раз­ру­ши­ла доволь­но рас­про­стра­нен­ный миф о том, что для артист­ки миро­во­го уров­ня нет жиз­ни вне сцены.

- Когда-то я была депу­та­том от «Еди­ной Рос­сии». Это было очень инте­рес­но, я мно­гое позна­ла, мой харак­тер зака­лил­ся еще боль­ше, но… Потом я поня­ла, что глав­ное для меня — это искус­ство и семья. Точ­нее, наобо­рот: семья и искус­ство, — с улыб­кой попра­ви­ла себя балерина.

О люби­мой про­фес­сии, в кото­рой уда­лось сде­лать голо­во­кру­жи­тель­ную карье­ру, народ­ная артист­ка Рос­сии рас­ска­зы­ва­ла боль­ше часа. Гово­ри­ла о том, насколь­ко важ­на в спек­так­ле роль дири­же­ра, кото­рый дол­жен дос­ко­наль­но знать каж­дый выход каж­до­го арти­ста, что­бы не замед­лить или не уско­рить темп.

- Быва­ет очень обид­но, когда все твои уси­лия идут насмар­ку из-за не согла­со­ван­ных с маэст­ро дей­ствий, — пояс­ни­ла Захарова.

Она пол­но­стью отда­ет­ся любой сво­ей роли, под­черк­ну­ла бале­ри­на, но, вме­сте с тем, есть у при­мы и нелю­би­мые спектакли.

- Посте­пен­но они ухо­дят из мое­го репер­ту­а­ра, — спо­кой­но пожа­ла изящ­ны­ми пле­ча­ми Свет­ла­на, доба­вив, что в сво­ем нынеш­нем ста­ту­се она име­ет пра­во выбо­ра и репер­ту­а­ра, и партнера.

Так­же Заха­ро­ва поде­ли­лась сво­и­ми впе­чат­ле­ни­я­ми от зри­те­лей раз­ных стран.

- Каж­дое выступ­ле­ние в «Ла Ска­ла» — это для меня боль­шое собы­тие. Ита­льян­цы — осо­бен­ный зри­тель, после спек­так­ля огром­ное коли­че­ство поклон­ни­ков ждет, что­бы полу­чить авто­граф и сфо­то­гра­фи­ро­вать­ся, — это такой целый риту­ал у них. В Евро­пе, в Аме­ри­ке в теат­ре сего­дня немнож­ко спус­ка­ют­ся до «демо­кра­тии», когда люди при­хо­дят на балет, как в кино­те­атр: в джин­сах, в паль­то на руке. Мне все­гда так хоте­лось, что­бы поход в театр был как празд­ник. Люди наря­жа­ют­ся, «выгу­ли­ва­ют» свои укра­ше­ния. Такой театр для меня важен, я люб­лю там тан­це­вать, — под­черк­ну­ла балерина.

Хоте­лось бы наде­ять­ся, что алма­тин­ская пуб­ли­ка запом­нит­ся этой потря­са­ю­щей бале­рине наравне с ита­льян­ской: в фина­ле спек­так­ля Заха­ро­вой устро­и­ли 10-минут­ную ова­цию, зал в один голос кри­чал: «Бра­во!!!» Звез­да миро­во­го бале­та, кото­рая впер­вые вопло­ти­лась в роль наив­ной кре­стьян­ской девуш­ки ров­но поло­ви­ну сво­ей жиз­ни назад, в обра­зе Жизе­ли вновь была лег­кой и воз­душ­ной, а во вто­ром дей­ствии, уже став вил­ли­сой, каза­лась почти бесплотной.

Пре­мьер Боль­шо­го теат­ра Рус­лан Сквор­цов, испол­нив­ший роль воз­люб­лен­но­го Жизе­ли Аль­бер­та, был вели­ко­ле­пен и как парт­нер Свет­ла­ны, и в соль­ных выхо­дах. Одна­ко же мне в оче­ред­ной раз было обид­но за дей­стви­тель­но вели­ких арти­стов. На их спек­такль не попа­ли мно­гие цени­те­ли это­го эли­тар­но­го искус­ства. Цена биле­та в 23 тыся­чи тен­ге для них ока­за­лась неподъемной.

Continue reading here:
На «Жизель» Заха­ро­вой попа­ли избранные

Статьи по теме

Куда Назарбаев дел миллиард $. Всадник без головы в Халыке. На карачках в Новый Казахстан

Хайсын Жумагалиева

Талгат Кулибаев и члены семьи