Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов в ходе визита в Поднебесную подписал совместно с председателем Китая Ху Цзиньтао межгосударственное соглашение о поставках дополнительных объемов природного газа из Туркменистана в Китай. Стороны договорились об увеличении поставок голубого топлива в Поднебесную до 65 млрд кубов к 2015 году. До сих пор контракт предусматривал максимальный объем поставок туркменского газа в Китай до 40 млрд кубометров в 2012 году.
Напомним, что, после того как несколько лет назад отношения между Россией и Туркменистаном стали ухудшаться, Бердымухамедов задумался о диверсификации маршрутов. И Китай оказался в поле зрения молодого президента очень кстати по одной простой причине — это энергоемкая страна, которая в прошлом году по этому показателю обогнала даже США.
Причем Китай не просто предложил себя в качестве покупателя, но и выделил деньги на строительство газопровода Туркменистан — Узбекистан — Казахстан — Китай (ТУКК), первую очередь которого построили всего за два года — 14 декабря 2009 года «труба» была готова, и туркменский газ пошел на восток. Пропускная способность газопровода Туркменистан — Китай поначалу была небольшая, 10—13 млрд кубометров газа в год, но была запланирована его модернизация до 40 млрд куб. м.
Также в 2009 году Китай дал обещание выделить кредит (около 4 млрд долларов) на освоение крупнейшего в Туркменистане газового месторождения Южный Иолотань. Как заявлял тогда Бердымухамедов, «если только в Южном Иолотане мы будем ежегодно добывать 50 млрд кубометров, то сможем любую страну на 100 лет обеспечить топливом».
В 2010 году визит Гурбангулы Бердымухамедова в Китай был не очень удачным, он смог получить всего 11 миллионов долларов, хотя рассчитывал на большую сумму авансом за поставки газа.
Уже в этом году в апреле состоялся визит президента Узбекистана Ислама Каримова в Поднебесную, где была достигнута договоренность к 2014 году завершить строительство третьей очереди газопровода Туркменистан — Узбекистан — Казахстан — Китай, а общая пропускная способность газопровода ТУКК может составить 60—65 миллиардов кубов.
Также в апреле стало известно, что в Ашхабаде состоялась церемония подписания соглашения о предоставлении Государственным банком развития Китая очередного кредита на сумму в 4,1 миллиарда долларов госконцерну «Туркменгаз». Кредит выдается сроком на десять лет на реализацию второго этапа промышленного освоения крупнейшего в стране газового месторождения Южный Иолотань. Возврат кредита будет происходить за счет поставок туркменского природного газа в Китай.
Кстати, 11 октября 2011 года представители международной компании Gaffney, Cline & Associates (Великобритания) провели презентацию итогов второго этапа независимого аудита запасов крупнейших газовых месторождений Туркменистана: Южный Иолотань — Осман, Минара и Яшлар. По результатам аудита геологические запасы этой зоны, которая получила название «Галкныш» («Возрождение»), подтверждены в максимальном объеме — 26 трлн 200 млрд куб. м газа. При этом представителями компании Gaffney, Cline & Associates было отмечено, что «оценочные данные могут измениться в сторону их увеличения».
И все это богатство, похоже, может достаться Китаю, который, после того как «Газпром» в 2009 году снизил закупки туркменского газа вчетверо, объективно становится главным потребителем туркменского газа.
Кстати, туркменский газ экспортируется в Китай со значительными скидками в счет погашения долга. С одной стороны — этот факт значительно усложняет работу российского «Газпрома» с китайской стороной по цене на газ — у россиян он дороже, чем у туркменов. С другой стороны, переориентация Туркменистана на китайский рынок дала шанс российскому монополисту оставаться основным игроком на европейском рынке, потому как экспортные возможности Туркменистана снизились.
Но права ли была Россия, отдав перспективный китайский рынок не менее перспективному газовому поставщику — Туркменистану? Ответ на этот вопрос даст, пожалуй, только время.