Президент Алмазбек Атамбаев подписал закон о денонсации с 11 июля 2014 года соглашений между правительством Кыргызстана и правительством США о сотрудничестве в области транзитных перевозок в международном аэропорту Манас. Теперь до этой даты американцы обязаны вывести весь воинский контингент и технику из Центра транзитных перевозок.
Автор: Сергей РАСОВ
Неужели завершился роман с лихо закрученным сюжетом, где причудливым образом переплелись геополитика, частные корыстные интересы, шантаж, громкие заявления и кулуарные переговоры?
Трудно поверить, но долгих пять лет ситуация вокруг американской авиабазы “Ганси” (впоследствиипереименованной в “Манас”), которая использовалась войсками НАТО для осуществления операции “Несокрушимая свобода” в Афганистане, напоминала восточный базар.
Торг, по сути, идет с начала 2009 года. Российская газета “Время новостей” опубликовала статью “Бакиев везет в Москву дорогой подарок. Президент Кыргызстана попросит США вывести военную базу из Бишкека”. Тогда издание предположило, что Курманбек Бакиев собирается подписать указ о прекращении деятельности авиабазы накануне своего визита в Москву.
“Очевидно, что это решение Бишкека, если оно будет принято, станет весьма благоприятным фоном для достижения главной цели визита президента Бакиева в Москву: подписания соглашений о предоставлении Кыргызстану финансовой помощи со стороны России в $2 миллиарда”, — писало издание.
Соответственно, официальные кыргызские власти все эти предположения опровергли, а свой визит в Москву Курманбек Бакиев перенес на начало февраля.
И вот на пресс-конференции по итогам переговоров тогда еще президентов Медведева и Бакиева последовало громкое заявление о том, что “правительство Кыргызстана приняло решение о завершении срока действия военной базы антитеррористической коалиции”. А Дмитрий Медведев добавил, что согласно подписанным документам Россия предоставит Кыргызстану кредиты на общую сумму два миллиарда долларов.
Затем в конце февраля 2009 года в парламент Кыргызстана поступает на рассмотрение законопроект “О денонсации ответной ноты Министерства иностранных дел КР на ноту Посольства Соединенных Штатов Америки от 4 декабря 2001 года, образующих вместе Соглашение между правительством КР и правительством США”, касающийся авиабазы “Манас”. Также проекты ратификаций соглашений между правительством КР и правительством РФ о предоставлении республике государственного кредита, строительстве Камбаратинской ГЭС‑1 и о погашении части государственного долга в имущественной форме и списании оставшейся задолженности Кыргызстана перед Россией.
Бишкек авторитетно заявил, что через полгода “войска США покинут военную базу “Манас””, но представители Пентагона, Госдепартамента и Белого дома не спешили, они вели переговоры с Кыргызстаном, целью которых было “исправить ситуацию”.
В свою очередь экс-постпред России при НАТО Дмитрий Рогозин уверенно говорил, что “для России военная база “Манас” — весьма удобная площадка для размещения сил оперативного реагирования ОДКБ”.
То есть ситуация была довольно нервная. И тем не менее в феврале 2009 года парламент Кыргызстана принял решение и денонсировал соглашение по размещению американской авиабазы “Манас” в Бишкеке. Также денонсации подверглись ноты 11 государств мира, которые поддерживали антитеррористическую операцию “Несокрушимая свобода” в Афганистане: Австралии, Дании, Италии, Испании, Кореи, Нидерландов, Норвегии, Новой Зеландии, Польши, Турции, Франции.
Дело оставалось за малым — уведомить посольство США в Кыргызстане и начать отсчитывать 180 дней, в течение которых американские военнослужащие должны были свернуть свою деятельность на территории Манаса.
Но власти Кыргызстана оказались не так просты, как это могло показаться. Военная авиабаза “Манас” ловким движением бумаг стала Центром транзитных перевозок (ЦТП), через который осуществляется транзит невоенных грузов в Афганистан, и стоимость аренды его для США увеличилась до 60 миллионов долларов в год.
“Красивый кидок России”, — так многие наблюдатели назвали эти действия кыргызских властей.
Россияне, конечно, обиделись, кредиты не выделили. А Владимир Путин заметил как-то: “Двадцать лет назад Фрунзе был переименован в Бишкек, но суть от этого не изменилась”.
Но вряд ли Курманбек Бакиев тогда подозревал, чем ему в итоге аукнется эта история. Когда в лихие апрельские дни 2010 года он метался в поисках убежища, ему даже не позвонили из Кремля.
После апрельской революции 2010 года временное правительство КР вопрос о выводе авиабазы “заморозило”. А экс-президент России Дмитрий Медведев в интервью газете Wall Street Journal ясно намекнул, что американская база “Манас” “не должна существовать вечно, она должна, на мой взгляд, решить конкретные задачи и завершить свою работу”. И напомнил о “заигравшемся режиме”, об обманутых партнерах, тем самым показывая, что Россия не собирается оказывать материальную помощь республике и выдавать кредиты за “красивые глазки”.
Во время последней президентской выборной кампании Алмазбек Атамбаев как кандидат на этот пост заявил, что американской базе не место на кыргызской земле, а после избрания главой государства еще раз подтвердил свою решимость решить эту проблему.
Однако переговоры с россиянами были долгие и трудные. Порой эмоциональные высказывания российских и кыргызских официальных лиц по всему кругу нерешенных проблем выходили за пределы дипломатического протокола, но в итоге россияне согласились подписать документы (отобъединенной военной базы и военного сотрудничества до строительства гидроэлектростанций и погашения ранее выданных кредитов) в редакции, на которой настаивал Бишкек.
И вот уже в мае этого года на рассмотрение депутатов Жогорку Кенеша (парламент страны) поступил законопроект, который предусматривает закрытие американской авиабазы “Манас” с июля 2014 года. И был одобрен 20 июня парламентариями без особых дебатов…
Однако можно ли считать завершенным этот увлекательный роман после того, как президент Атамбаев поставил свою подпись под законом о денонсации всех соглашений США? Не поверите, но мнения расходятся. Одни наблюдатели уверены, что можно ставить точку — Москва добилась своей цели, изгнав американцев из Центральной Азии. А другие эксперты советуют не торопиться и внимательно понаблюдать за развитием внутриполитической обстановки в Кыргызстане, ведь до июля 2014 года времени еще немало.
Иными словами, учитывая буйный нрав кыргызского народа, до этого времени вполне может случиться новая революция или отставка парламента или президента и, как следствие этого, пересмотр данного закона под лозунгом, например, “Не позволим превратить страну в российскую губернию”.
Или вполне возможен другой, менее радикальный вариант: Кыргызстан вместе с турецкими партнерами создает авиационный хаб в аэропорту Манас, переименовывает все вновь и сдает часть в аренду США под “гражданские цели”.
Как говорят нынче многие наблюдатели, учитывая кыргызскую непредсказуемость, никто нынче не рискнет однозначно утверждать, что американские военные действительно уйдут из этой страны в 2014 году.