По словам регулирующих органов, экспертов и политиков, сбои, выявленные в ходе расследования FinCEN Files, требуют срочного вмешательства.
От Бен Холлман, Спенсер Вудман, Уилл Фитцгиббон и Кэрри Кехо
Крупнейшие банки мира переводят огромные суммы денег для наркокартелей, коррумпированных режимов, торговцев оружием и других международных преступников после того, как неоднократно обещали сделать больше, чтобы остановить поток грязных денег.
Системные сбои, выявленные Файлами FinCEN , 16-месячным расследованием, проведенным более чем 400 журналистами, привели к призывам к реформе со стороны видных политиков и государственных органов. Сообщение даже побудило Сеть по борьбе с финансовыми преступлениями, американское агентство, известное как FinCEN, которому поручено следить за соблюдением банками законов об отмывании денег, попросить идеи о том, как «повысить эффективность» его операций.
Так что же делать? Более надежная система правоприменения находится в пределах досягаемости, говорят финансовые, юридические и офшорные эксперты, опрошенные Международным консорциумом журналистов-расследователей. Вот с чего начать.
Конец ” слишком большой, чтобы попасть в тюрьму ” для банков и банкиров США
Соглашение об отсрочке судебного преследования, или DPA, стало основным инструментом в усилиях правительства США по принуждению банков принимать меры против криминальных платежей, проходящих через их счета. Финансовое учреждение, находящееся под прицелом правоохранительных органов, соглашается на что-то вроде испытательного срока: предъявляются уголовные обвинения, а взамен банк платит штраф и соглашается на реформы, контролируемые наблюдателем.
Но критики утверждают, что чрезмерное использование и недостаточное усиление DPA позволило банкам «слезть с крючка» за вопиющие нарушения законодательства об отмывании денег с небольшими долгосрочными последствиями. «Они стали скорее издержками ведения бизнеса, чем настоящим наказанием», — сказал ICIJ Джед Ракофф, старший федеральный судья Манхэттена.
Согласно анализу BuzzFeed News, за последнее десятилетие не менее 18 финансовых учреждений подписали DPA за нарушение санкций или отмывания денег . Четверо были оштрафованы во второй раз за нарушение закона — дважды правительство США ответило на повторное нарушение, просто продлив то же соглашение, которое не удалось в первый раз.
Проверка ICIJ показала, что четыре глобальных банка — JPMorgan Chase, HSBC, Standard Chartered Bank и Bank of New York Mellon — продолжали получать прибыль от могущественных и опасных игроков после уплаты штрафов в рамках DPA.
Как убедить финансовые учреждения более серьезно относиться к отмыванию денег? — Преследуйте виновных лидеров, — сказал Ракофф. «На мой взгляд, самое серьезное возражение состоит в том, что ответственные руководители вообще никогда не привлекаются к ответственности», — сказал он. «Я был адвокатом по уголовным делам в течение 15 лет, занимаясь в основном защитой« белых воротничков », и единственное, что когда-либо пугало моего клиента, — это тюрьма и мальчик, который их пугал».
Ужесточить требования к отчетности о подозрительных транзакциях
В сообщениях о подозрительной деятельности, которые банки должны подавать в регулирующие органы, часто не хватает важной информации, включая самые основные факты о том, кто на самом деле стоит за подозрительными многомиллионными денежными потоками. Это отражает вопиющее невежество со стороны сотрудников отдела нормативно– правового соответствия, которые заявили ICIJ, что они не могут должным образом выполнять свою работу без этой информации, а также затрудняют работу правоохранительных органов и банковских регуляторов, которые используют эти SAR для информирования своих собственных расследований.
Вопросы сотрудников отдела нормативно-правового соответствия коллегам из частного банковского обслуживания и других подразделений, работающих с клиентами, «часто игнорируются, не получают удовлетворительных ответов, не получают своевременных ответов», — сказал Росс Делстон, адвокат из Вашингтона, специализирующийся на системах борьбы с отмыванием денег, сказал. «Специалисты по комплаенсу испытывают сильное разочарование, когда дело доходит до запросов информации внутри их собственной организации».
Делстон говорит, что полное решение, вероятно, потребует серьезных нормативных изменений. Наиболее эффективное решение: заставить банки хранить информацию о клиентах в централизованной базе данных, к которой сотрудники отдела нормативно-правового соответствия могут получить доступ автоматически, что положит конец проблемному процессу запроса информации. Другими словами, банкиры больше не будут сторожить информацию о клиентах, от которых они получают прибыль.
Расширьте возможности сотрудников банка по соблюдению нормативных требований
Персонал банка, которому поручено отслеживать транзакции и при необходимости поднимать красные флажки, находится на передовой в глобальной борьбе с отмыванием денег. Но офицеры комплаенс-контроля сказали ICIJ, что они часто чувствовали себя бессильными заставить свои собственные учреждения закрывать счета, которые, казалось, были связаны с преступной деятельностью. Бывший офицер отдела нормативно-правового соответствия HSBC Алексис Груллон сказал, что отчеты о подозрительной деятельности, которые он заполнял дни, мало что могли остановить.
“Почему мы подаем SAR?” Груллон вспоминает, как удивился. «Счет все еще открыт. На самом деле ничего не делается ».
Подобные истории не новость для Рика МакДонелла, исполнительного директора Ассоциации сертифицированных специалистов по борьбе с отмыванием денег (ACAMS). Макдонелл говорит, что банки должны дать специалистам по комплаенсу значимый голос в своих учреждениях. В частности, по его словам, у должностных лиц должны быть четкие и беспрепятственные возможности для передачи опасений по поводу финансовых преступлений должностным лицам в банке, которые имеют право закрывать счета или предпринимать другие действия.
Макдонелл сказал, что, хотя многие банки добились больших успехов в расширении возможностей своих сотрудников, отвечающих за соблюдение требований, другие этого не сделали. По его словам, государственные регулирующие органы должны использовать свои надзорные полномочия для изучения препятствий, которые мешают реагировать на озабоченности сотрудников банковского надзора. «В глобальном масштабе предстоит еще пройти долгий путь с точки зрения эффективного надзора и соблюдения требований», — сказал МакДонелл.
Конец налоговой гавани США
В таких юрисдикциях США, как Делавэр, Вайоминг и Южная Дакота, злоупотреблять даже проще, чем в налоговых гаванях Карибского бассейна, о которых думает народ. В некоторых штатах не требуется никакой информации о владельце или менеджере компании для открытия нового бизнеса — меньше документов, чем то, что часто требуется для получения библиотечного билета.
Эксперты и регулирующие органы ответили на расследование FinCEN Files призывами в качестве первого шага положить конец легкому созданию «анонимных» компаний — организаций, владельцы которых не регистрируются публично и не сообщаются федеральным властям. «Анонимные компании оболочки … сделать это практически невозможно определить личности преступников,» сказала Линда А. Lacewell , суперинтендант штат Нью — Йорк Департамента финансовых услуг , в обзорном ответ на ФинСЕНы Файлы расследования и его разоблачавших преступная деятельность.
Законопроекты, требующие от американских компаний раскрытия информации о своем владельце или владельцах в FinCEN, находятся на рассмотрении обеих палат Конгресса и пользуются поддержкой администрации президента Дональда Трампа. Законопроект Сената усилит штрафы для рецидивистов и потребует от некоторых компаний раскрыть своих истинных владельцев, включая тех, кто владеет не менее 25% акций или владеет контрольным пакетом акций. Это не приведет к созданию публичного реестра владельцев, как надеялись некоторые защитники и эксперты.
«Серия материалов FinCEN выявила давние проблемы [с участием] умышленных нарушителей законов нашей страны», — сказал сенатор от штата Огайо Шеррод Браун , соавтор законопроекта от демократов, в интервью ICIJ. «Мы надеемся, что этот новый законопроект вступит в силу — а я думаю, что так и будет — им будет намного сложнее нарушать эти законы, и что они заплатят за это цену».
Закройте гигантскую лазейку секретности Соединенного Королевства
Великобритания является рассадником отмывания денег. Согласно одной из оценок, ежегодно через лондонский Сити отмывается более 90 миллиардов грязных денег . Центральной проблемой является рост и злоупотребление анонимными компаниями, известными как LLP и LP, зарегистрированными через Регистрационную палату Великобритании, людьми, связанными с коррупцией, преступностью и даже терроризмом.
В 2016 году правительство потребовало от большинства британских компаний раскрытия информации о лицах с контролем более 25%. Хотя правила применяются ко всем LLP и некоторым LP, закон не содержит механизмов проверки или правоприменения, и многие не предоставляют информацию о собственности.
Анализ ICIJ компаний LLP, зарегистрированных в Англии и Уэльсе, выявил превышение денежных средств на 4,5 миллиарда долларов по сравнению с цифрами, указанными в отдельных отчетах компаний LLP, поданных в Регистрационную палату, что ставит под сомнение надежность и точность данных их счетов.
За несколько дней до публикации файлов FinCEN Регистрационная палата объявила о ряде новых реформ, направленных на пресечение мошенничества и отмывания денег, в том числе предотвращение назначения директоров компаний до тех пор, пока их личности не будут проверены Регистрационной палатой.
Грэм Барроу, эксперт по борьбе с отмыванием денег, считает, что несколько изменений могут радикально изменить картину отмывания денег в Великобритании и остановить использование подставных компаний.
«Во-первых, необходимо ввести требование о том, чтобы хотя бы одно должностное лицо любой британской компании находилось здесь, в Великобритании, и принимало на себя ответственность за поданные компанией документы. Во-вторых, исключить из реестра лиц со значительным контролем [т.е. владельцев компании] любое юридическое лицо, которое не соответствует текущим требованиям ».
В Европе существует 27 различных подходов к борьбе с финансовой преступностью. Пришло время континенту работать вместе.
27 стран Европейского Союза несут основную ответственность за контроль и обеспечение соблюдения законов о борьбе с отмыванием денег. Устойчивые недостатки заставили Европейскую комиссию потребовать более строгого контроля над грязными деньгами. Некоторые страны, в том числе Кипр, Испания и Нидерланды, не торопятся вводить новые правила, включая капитальные ремонты, которые упростили бы идентификацию владельцев компаний и трастов. Другие, в том числе Латвия и Мальта , уже давно привлекают преступников и миллиарды долларов грязных денег.
Отвечая на файлы FinCEN, европейские политики призвали к единообразным правилам и усилению надзора в форме нового европейского агентства или более широких полномочий для существующего надзорного органа, Европейского банковского управления.
«Существующая система борьбы с отмыванием денег (AML) просто не работает», — сказал Ээро Хейнялуома, член Европейского парламента от Финляндии, во время обсуждения файлов FinCEN. «Это дырявый швейцарский сыр».
Исправление, 28 октября: эта история была обновлена, чтобы удалить Deutsche Bank из списка глобальных банков, которые заключили с правительством США соглашения об отсрочке судебного преследования. Deutsche Bank не заключал никаких соглашений о сделках, но заплатил властям США сотни миллионов долларов в счет расчетов за неудачи в борьбе с отмыванием денег, включая гражданское урегулирование в размере 258 миллионов долларов в 2015 году по сделкам с участием иранских, ливийских, сирийских, бирманских и Суданские финансовые учреждения и другие организации попали под санкции США
Источник: https://www.icij.org/