Оперативно отреагировали мангистауские полицейские на информацию об убийстве Александра Боженко – свидетеля по делу «37 нефтяников». Молодой парень погиб случайно от рук хулиганов, установили и сообщили следователи. Они заверяют, что связи между смертью Боженко и его показаниями о пытках в отношении свидетелей по громкому делу нет.
Автор: Шарипа ИСКАКОВА
Только вчера правозащитник, общественный деятель Галым Агелеуов рассказал на пресс-конференции в Алматы о смерти бывшего воспитанника детдома, жанаозенца Александра Боженко. А уже сегодня силовики выдали официальную информацию.
Комментарии начальника УВД Жанаозена Амангельды Досаханова опубликовало агентство КазТАГ. «Двое задержанных уверяют, что избили Александра из хулиганских побуждений. Сначала возникла перепалка, потом она переросла в драку. Оба подозреваемых задержаны, ведется следствие», — сообщил Досаханов агентству.
По словам главного полицейского города Жанаозен, никакой политической подоплеки в этом происшествии нет. Фактор мести за дачу свидетельских показаний также отсутствует.
«Парня около пяти часов утра в пятом микрорайоне города обнаружил наряд полиции, была вызвана скорая помощь, на которой Боженко был отправлен в больницу. Врачи диагностировали закрытую черепно-мозговую травму и ушиб головного мозга». — сказал он.
При этом полицейский пояснил, что установить личности нападавших помогли показания свидетеля происшествия.
«Когда установили личность пострадавшего, то поиски перенесли из пятого микрорайона по месту жительства пострадавшего в другой район города. Вскоре был обнаружен таксист, который рассказал, что около четырех часов ночи, он подвозил двух парней, которые запихали в машину третьего, и отвезли его, уже избитого, в пятый микрорайон. Нашлись и другие свидетели», — пояснил Амангельды Досаханов.
Пресс-секретарь ДВД по Мангистауской области Гульзада Толеугалиева рассказала о мотиве преступления.
«В ходе следствия установлено, что Боженко, находясь в нетрезвом состоянии, заходил в магазин за покупкой. В это время в магазине находились 2‑е покупателей, которым не хватило расплатиться с продавщицей 50 тенге, заметив это, Боженко достал из кармана 50 тенге и бросил на прилавок, произнеся: «доплачу за вас», на что те, двое, отреагировали агрессивно, и между ними завязалась словесная ссора, которая переросла в драку», — сообщила она.
В общем, полиция категорична — никакой связи с жанаозенской трагедией тут нет.
Напомним, что 23-летний Александр Боженко давал показания против Жаната Муринбаева, одного из подсудимых по делу «37 нефтяников». Свидетелем он выступил через «скайп», анонимно, под псевдонимом «Алпысбаев Кайрат». Это произошло 24 апреля, а уже 26 апреля Александр выступил на суде под своим именем.
Макс Бокаев, который был наблюдателем на этом процессе, разместил на своей странице в «Фейсбук» полную стенограмму его показаний. Мы передаём только его отрывок.
«.…Боженко: 15 декабря прошлого года, утром, по распоряжению своего мастера я поехал помогать ставить юрту на Алан. Сначала поехали в Кызылсай за юртой, там нас встретила бабушка, загрузились, поехали на Алан. На площади стояла только юрта от ГОВД, другие почему не ставили, но после распоряжении полиции начали воздвигать. В 9 вечера ушел домой.
Утром 16-го позвонил начальник, сказал, чтобы я пошел на Алан помогать около юрты. Был там, помогал, внезапно поднялся шум, бабушка — хозяйка юрты, сказала, что надо собираться, помогал ей, после ушел домой. Рассказал все своим приемным родителям.
18-го вышел на улицу, задержали омоновцы, побили. Повезли на Алан, там поставили на колени, опять били, я их спрашивал «за что бьете?».
Потом загнали пинками в Газель, меня и других людей. Привезли в гараж ГОВД, отобрали обувь, стоял на холодном полу 4 часа босиком. Я им говорил «я детдомовец». Не слушали меня, били. Я читал молитвы. Там же мне кисть сломали — у меня есть рентген-снимок — был в шоковом состоянии. До сих пор голова болит.
Потом меня отпустили, поехал в Актау к брату, он тоже был в шоке, мы вместе написали заявление в полицию. Потом меня опять поймали, привезли в прокуратуру, сказали «покажи на Жаната» (Муринбаева), меня заставили на него показать. В прокуратуре я у них спрашивал «почему мне сломали руку? Почему я четыре часа стоял босиком?», мне было обидно. В прокуратуре меня видел полицейский Ерлан, он меня видел и на Алане, когда юрту собирать помогал. Я его просил заступиться, но он не помог.
Боженко говорил сбивчиво, часто переходил с казахского на русский, иногда плакал. Уважаемый суд, я мусульманин, я оговорил Жаната, буду до конца бороться за его освобождение. Я поругался даже с приемными родителями».
Более подробно о том, что происходило в те декабрьские дни в полиции Жанаозена, Александр Боженко рассказал в интервью телеканалу «К плюс» (смотрите видео в конце материала).
…Тогда адвокаты Алибиев, Таскынбаев и Бисекешев просили суд обеспечить безопасность этого свидетеля, но судья так и оставил этот вопрос открытым. По итогам его показаний дел о пытках возбуждено не было. Показания других свидетелей обвинения не поставили под сомнение. Так же как теперь никто в силовых структурах не ставит под сомнение версию о бытовом убийстве ключевого свидетеля громкого процесса…
P.S. Как нам стало известно, похороны Александра состоятся завтра. Мы планируем связаться с братом погибшего, следите за нашими публикациями.