Реализация государственной программы по ремонту домов в долг — на грани срыва в Карагандинской области, потому что все больше ее участников отказываются платить по счетам за ремонт своих домов и Фемида все чаще оказывается на их стороне.
Автор: Алена КОЛМОГОРОВА
О государственной программе модернизации ЖКХ в Казахстане не слышал, наверное, лишь ленивый. Чиновники с середины прошлого года с трибун призывают граждан отремонтировать общедомовое хозяйство в долг. Механизм такой: с согласия жильцов в доме осуществляется ремонт, виды работ определяют сами жители, утверждают смету, а платит государство, но по окончании ремонта жители возвращают эти средства в течение семи-десяти лет. И идея была бы неплохой, но реализация ее подвела.
Жильцы не заметили окончания ремонта
В Сарани (город — спутник Караганды), к примеру, дом 67а, что по улице Джамбула, первым обратил на себя внимание властей. Еще бы — он находится в нескольких метрах от местного акимата.
Чиновники первым делом стали уговаривать жильцов дома провести капитальный ремонт. Саранцы не были против, им давно осточертели текущая крыша и затопленный подвал.
- Экс-аким Сарани Иванов нам сказки рассказывал, что мы будем в подвал в тапочках ходить, — рассказал член инициативной группы жильцов этого дома Александр Шерянкин. — А теперь новый аким говорит нам нанимать адвоката и обращаться в суд.
Проблема в том, что отремонтированный дом совсем не похож на «конфетку», которую обещали чиновники. Главной головной болью жильцов были крыша и подвал, разводка электрокабелей, потом уже по желанию отдельных жителей устанавливали в квартирах сушилки для полотенец (змеевики в ванных комнатах), меняли трубы, окна и даже… унитазы. Как последние оказались в смете работ, для большинства до сих пор загадка.
- Какое они имели право лезть в квартиры жильцов, это ведь нецелевое использование средств?! — возмущается Александр Шерянкин.
Но не в этом суть, а в том, что подрядная организация отремонтировала все так, что жильцы схватились за голову. Причем свои претензии они озвучили уже спустя две недели после начала работ. Но к их мнению, как водиться у чиновников, никто прислушиваться не стал. Теперь за дыры на лестничных маршах, торчащие кабели в подъездах, шлак вместо утеплителя на крыше, плохо прикрученные унитазы, «ходящее ходуном» от ветра остекление балконов, придется платить 10 лет.
И самое главное — подвал как был в фекалиях по колено, так в них и остался.
Подрядчики даже не стали выкачивать зловонную жижу и осушать подвал. Сантехники спускались в помещение в резиновых сапогах и, стоя буквально по колено в дерьме, меняли разводку. Естественно, что жильцы отказываются платить по счетам.
Демократией тут не пахнет
Глядя на так называемый ремонт, жильцы этого дома написали аж 42 претензии в адрес КСК «Родник». Председатель кооператива должен был передать их подрядчику. Горожане ждали прихода строителей, пока наконец в акимате не узнали, что ремонт в их доме, оказывается, давно закончен. Более того, уже подписан акт приемки работ, несмотря на то что инициативная группа жильцов об этом не знала. Кто мог принять дом с явными недоделками? Только равнодушные представители СПК «Сары-Арка», КСК, жилищных комиссий да пара жителей дома, которые, к слову, входят в состав правления КСК. Подписи единственного члена инициативной группы, указанного в акте, нет.
- Есть протокол собрания жильцов, на котором люди нас избрали в состав инициативной группы. Меня избрали, а моей подписи нет, — возмущен житель дома Александр Куц. — Я считаю это нарушением закона. На меня люди надеялись, бабушки с меня же спросят, что я им отвечу?
Примечательно и то, что об окончании работ и их принятии остальные жильцы узнали в октябре. Хотя документ датирован 30 апреля.
Игнорирование мнения жильцов больше всего возмущает саранцев. Как-никак деньги платить буду они, а кто-то за них решает, какие виды работ включать в смету, выбирает подрядчика, принимает эти работы, решает, насколько качественно они выполнены. Между тем важнейшим условием реализации программы модернизации ЖКХ является согласие, участие и утверждение собственников квартир. Эти демократичные постулаты программы были нарушены.
Теперь все, кто как-то был задействован в составлении трехстороннего договора на капитальный ремонт дома, прячутся в кустах. Председатель КСК отказался от жителей, не соизволив подготовить дом к отопительному сезону. Представителей СПК «Сары-Арка», перечислявшей подрядчику казенные деньги, на объекте жильцы даже не видели. Подрядчики до сих пор не спешат устранять недостатки, а чиновники, разрекламировавшие программу модернизации ЖКХ и обещавшие после ремонта комфортное жилье, отнекиваются: мол, если договор не подписывали, обращайтесь в суд.
По всей вероятности, жильцы так и сделают. Они уже неоднократно жаловались на своих партнеров по договору в прокуратуру, финансовую полицию, акиматы всех уровней, Агентство по делам строительства и ЖКХ с требованием наказать виновных и предупреждением об отказе возвращать долги за такую «модернизацию» дома. Ни одна из этих структур пока всерьез не занялась их вопросом. Ну а исполняющий обязанности начальника отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Сарани Койшибай Сулейменов от комментариев отказался.
К слову, ремонт обошелся владельцам квартир и помещений в 37 миллионов тенге.
Суд на стороне жителей
Тем временем в Караганде завершился суд по иску более 30 жителей дома №5 в микрорайоне Восток‑2.
Карагандинцы требовали признать протокол общего собрания и договор на возврат денежных средств по установке двух лифтов недействительными. Истцы аргументировали это тем, что дорогущие подъемники в двух подъездах дома были установлены против их воли. На предварительном опросе многие выразили желание установить в «девятиэтажке» лифт, но узнав, во сколько это им обойдется, плюс то, что каждая поездка на подъемнике в оба направления будет стоить 10 тенге, а расходы на содержание и ремонт лифта лягут на плечи его собственников, посчитали лифт дорогим удовольствием.
Однако кто-то все решил за их спинами.
- В суде выяснилось, что протокол собрания жильцов подделан, — говорит жительница дома Анна Статных. — Там подписались якобы 22 человека. Но подписался человек, который давно продал в доме квартиру и здесь не живет, второй жилец, который уже 4 года сидит в тюрьме, тоже подписался. Мы считаем, что это было сделано незаконно, потому что договор подписан без нашего участия, выбирали подрядчика без нас, смета разрабатывалась тоже без нас.
За эти «шалости» стороны договора — ответчики КГП «ГорКомХоз», КСК «Дархан» и акимат Октябрьского района Караганды в качестве третьего лица — обязаны по решению суда демонтировать лифты, установленные в подъездах.
Оператор программы — «ГорКомХоз» — оказался в самом худшем положении. Мало того что подъемник придется за собственный счет демонтировать и вывозить (средства на его покупку еще можно вернуть в бюджет программы), а расходы на монтаж подъемника и прочие сопроводительные процедуры — уже не с кого взыскивать. Это почти половина суммы установки лифта — более двух миллионов тенге. Поэтому юристы предприятия намерены обжаловать решение в вышестоящей инстанции и пока комментариев по этому поводу не дают.
«ГорКомХозу» еще предстоит ответить на официальный запрос жителей одного из самых первых домов, отремонтированных в Караганде по программе модернизации ЖКХ, — № 48 на бульваре Мира. Горожане требуют предоставить копию трехстороннего договора на ремонт дома по госпрограмме. Очевидно, у жильцов возникло немало вопросов, если они рассматривают возможность подачи коллективного иска в суд.
И названные дома — отнюдь не полный список. Жители одного из подъездов дома №4 на проспекте Республики тоже возмущены дороговизной установленного лифта и ищут способы, как заставить операторов казенных средств забрать свое дорогое имущество.
К чему приведет массовый отказ от возврата средств, затраченных на ремонт домов по госпрограмме модернизации ЖКХ? К тому, что не на что будет ремонтировать новые объекты, поскольку эти работы, по задумке авторов программы, должны проводиться за счет возвратных средств, а в конечном итоге — к банкротству самих операторов программ…
See the original post:
Модернизация ЖКХ затрещала по швам