После публикации в прошлую пятницу, 27 июля, на портале «Республика» моей заметки «Куда бы деть народ?» о повышенном напряжении в Жанаозене я получил в свой адрес немало упреков в том, что накаляю страсти на ровном месте (спасибо, что не разжигаю социальную рознь).
Автор: Вадим БОРЕЙКО
При этом ревнители «спокойствия в Багдаде» приводили в доказательство от противного слова начальника ДВД Мангистауской области Мейрхана Жаманбаева на пресс-конференции в Актау: она состоялась в тот же день, когда появилась публикация. Их процитировал Интерфакс.
«С завтрашнего дня (с 28 июля. — В.Б.) 400 полицейских во главе со мной поедут в Жанаозен, — рассказал г‑н Жаманбаев. — И там мы будем проводить операцию «Правопорядок».
Жаманбаев отметил, что будет проведена определенная работа с теми, кто «ходит по дворам из числа тех, у кого родственники были осуждены, и просит вместе с ними выйти на площадь».
В то же время Жаманбаев подчеркнул, что полицейских не хватает, в связи с чем улицы в Жанаозене «постоянно патрулируют 200 военнослужащих внутренних войск», при этом они меняются каждые 15—20 дней.
«Никакого усиления в Жанаозене нет. (…) Насчет оцепления на площади: то, что на площади стоял «КамАЗ», — это техника центра оперативного управления ДВД, она постоянно там работает. Полицейские стоят везде по городу, не только на площади».
Он пояснил, что с утра до 22.00 полицейские будут проводить подворовые обходы, а с вечера до утра — патрулирование улиц.
«Этот «Правопорядок» будет проводиться в течение шести дней», — добавил Жаманбаев.
Знакомый журналист, бывший опер, пояснил мне, что любая крупная полицейская операция — такая, как «Правопорядок», — неизбежно влечет за собой так называемое «усиление» (усиленный порядок несения службы). Так что полицейский начальник, говоря: «Никакого усиления в Жанаозене нет», — либо ездит прессе по ушам, либо первый месяц в органах.
Да, в конце концов, жителям без разницы, как это называется. Ведь Мейрхан Жаманбаев фактически подтвердил, что Жанаозен находится на полувоенном положении: введение внутренних войск, ночные патрули по всему городу, подворовые обходы и обработка недовольных, призывающих на митинг. Особенно, что называется, «доставила» его фраза: «Надо уже жанаозенцам привыкнуть к постоянному патрулированию улиц».
Нет, не привыкли. В выходные двое молодых людей в микрорайоне «Шугыла» закидали патрульный наряд камнями, и рядовой-контрактник получил травму головы.
А я‑то, наивный, полагал, что за семь с половиной месяцев, прошедших с кровопролития, власть поможет им привыкнуть не к патрулям, а к мирному укладу жизни. Но как тут вернешься к бытовым радостям, когда 16 простых смертных из Жанаозена и Шетпе суд приговорил к неиллюзорным срокам, а двух бывших акимов расстрелянного города, покравших из казны недетские суммы (что, как заявил генпрокурор, и явилось одной из главных причин бунта), де-факто пощадил…
Произнеся эпическую мысль, начальник ДВД выступил в роли носителя коллективного бессознательного обитателей Акорды, которые веруют в сакральную мифологему: «Признак спокойствия и стабильности — огромное количество полицейских на улицах, а не их отсутствие».
А вот на отсталом, но все еще спокойном Западе полицию нечасто увидишь. Тамошние «гаишники» в основном регулируют движение на оживленных перекрестках, а на дороге появляются лишь в случае ДТП. В кустах с радарами никто не сидит: за скоростным режимом с успехом следят видеокамеры.
В Лондоне «бобби» в высоких шлемах — скорее не силы правопорядка, а достопримечательность, такая же, как кэбы, двухэтажные автобусы — даблдекеры, Тауэр и Биг-Бен. С ними охотно фотографируются туристы (что-то я не замечал, чтобы с нашими блюстителями так же фотались). Прочая же полиция выезжает почти исключительно лишь на место преступления.
Ну ладно, Запад нам давно ни в чем не указ, кроме сферы потребления и хранения сбережений, нажитых непосильным трудом. Думаю, Мейрхан Жаманбаев поскромничал, посоветовав жанаозенцам привыкать только к патрулированию улиц. Давайте поможем ему составить список правил, к которым надо привыкнуть жителям Жанаозена (а в перспективе — и других городов Казахстана):
- 1. Больше одного не собираться.
- 2. Жильцы квартир и частных домов с четными номерами имеют право выходить на улицу в четные дни недели, с нечетными — в нечетные дни.
- 3. Добровольная установка в квартирах и офисах прослушивающих, видеозаписывающих и сканирующих компьютер устройств, а также сдача полиции паролей электронных почтовых ящиков, страничек в социальных сетях и skype является почетной обязанностью каждого гражданина.
- 4. В магазинах при совершении покупки следует предъявлять удостоверение личности и домовую книгу с пропиской.
- 5. Ложиться спать в 22.00 и в целях экономии электричества ночью не вставать, свет не зажигать.
Уважаемые читатели, присоединяйтесь к сочинению списка: он явно не полный.
На днях пересказали хохму. Один молодой алматинец в компании ровесников поведал им страшную тайну: «Есть такой запрещенный журналист — Вадим Борейко. Чтобы его читать, надо иметь специальную приставку к компьютеру».
Я валялся под столом. И вот теперь думаю: а может, рано смеялся?
Excerpt from:
Эпическая сила