Подробности читайте на http://www.facebook.com/respublika.kaz
Как известно, Таможенный союз Казахстана, России и Беларуси полноценно начнет действовать с 1 июля 2011 года. Напомним, что основная идея создания Таможенного союза — отмена таможенного контроля на внутренних границах, что обеспечит беспрепятственное передвижение товаров между «евразийской тройкой».
Обосновывая плюсы Союза, премьер РК Карим Масимов говорил, что как «наш бизнес будет иметь возможность выходить на рынки Союза, так и бизнес России и Беларуси будет иметь возможность беспрепятственно выходить на наши рынки». В результате должно появиться единое таможенное пространство с численностью потребителей 165 миллионов человек. Соответственно, вырастут, по мнению разработчиков концепции, и возможности по привлечению иностранных и внутренних инвестиций в экономики стран, в разы возрастет количество совместных предприятий, появится единый таможенный транзит.
Следующий этап, который должен быть согласован между участниками Союза к январю 2012 года, — формирование единого экономического пространства (ЕЭП), которое подразумевает создание единой налоговой системы, согласование единой денежно-кредитной, финансовой, торговой и таможенной политики.
Соответственно, на выходе должны получить «маленький СССР» со свободным движением товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
Казалось бы, одни плюсы. Однако, увы. Вот, к примеру, 21 апреля на встрече капитанов российского бизнеса с премьером России Владимиром Путиным впервые публично было озвучено то, о чем эксперты и журналисты предупреждали еще на заре появления Таможенного союза.
Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин открыто заявил, что «после создания Таможенного союза российские компании стали в массовом порядке регистрироваться в Казахстане». А незадолго до этого заявления Шохина в интервью газете «Ведомости» заместитель министра финансов Сергей Шаталов признался, что, «по предварительной информации, за последние месяцы более 400 предприятий переехали из России в Казахстан».
Связано это с налоговым законодательством стран Таможенного союза. Напомним, что с января этого года в России ввели для работодателей повышенные страховые взносы во внебюджетные фонды РФ. Согласно закону тарифы взносов на государственное социальное, пенсионное и медицинское страхование возросли с 26 до 34% от фонда оплаты труда. Те российские предприятия и компании, которые работают по упрощенной системе налогообложения (так называемый малый бизнес), стали отчислять вместо прежнего единого социального налога в 14% нынешние 26%. В Казахстане социальные платежи гораздо ниже — 11%. Поэтому россияне или уходят в тень, или начинают платить зарплату в конверте, или регистрируют компанию в Казахстане.
«Мы фиксируем в Казахстане не только более дружественное отношение к бизнесу с точки зрения социальных платежей… Это в некотором смысле индикатор того, что нам нужно законодательство… делать более либеральным», — высказал пожелание Александр Шохин Владимиру Путину. В ответ Владимир Путин ничем бизнесменов не порадовал и либерального законодательства не пообещал.
В то же время Минфин РФ уклончиво заявляет, что «различные варианты снижения размеров страховых взносов рассматриваются, но вряд ли будут приняты в этом году». Помощник президента РФ Аркадий Дворкович предполагает, что выпадающие доходы бюджета от снижения страховых взносов (если такое решение будет принято) могут быть компенсированы повышением акцизов на алкоголь и табак и нефтегазовыми доходами, а глава Минфина РФ Алексей Кудрин пугает, что впереди повышение налоговой нагрузки на домовладения как для частных лиц, так и для юридических компаний…
Теперь давайте поразмыслим. Вы верите, что россияне снизят планку социальных налогов до казахстанских 11%? Это из области фантастики, учитывая, что Владимир Путин все время повторяет, что российские ставки не самые большие в мире. А что нас ждет впереди? Правильно — единое экономическое пространство, которое предусматривает «создание единой налоговой системы». Учитывая, что мы уже имеем печальный опыт, когда при создании ТС за основу (92%) были взяты российские таможенные тарифы, а отнюдь не либеральные казахстанские, то вероятно, что и с налоговой системой будет то же самое. Что в итоге? Казахстанские компании под такой налоговой нагрузкой благополучно пойдут ко дну.
Второй момент, о котором стоит задуматься, — экспансия российских компаний на казахстанский рынок случилась не только потому, что на данный момент здесь выгодное налоговое законодательство. Не будем забывать, что на стороне России крупный капитал и более мощный производитель, так что конкуренция будет обостряться. А значит, впереди специфическая борьба с конкурентами, информационные войны, слияния и поглощения, а по сути, все три страны вступают в новый этап передела рынка. Что в итоге? Обвал производства в Казахстане и Беларуси и как следствие нарастание безработицы. Возможен такой вариант развития событий? Вполне.
Пока на данный момент на стороне Казахстана есть существенный плюс, который уравнивает шансы в борьбе с россиянами, — более «тепличное» налоговое законодательство. Оно — одно из немногих преимуществ местных производителей, позволяющих выдерживать конкуренцию с более агрессивным северным соседом. Но после того как в рамках ЕЭП появится единая налоговая система, от этого преимущества, пожалуй, не останется и следа.
Follow this link:
Экспансия в преддверии Союза