В среду Серик Сарсенов впервые встретился со своим подзащитным Владиславом Челахом. В этот день, 25 июля, молодого пограничника перевезли из Республиканского научно-практического центра психиатрии, наркологии и психотерапии, где он проходил месячную экспертизу, в СИЗО Талдыкоргана. Адвокаты все это время пытались пробиться к нему, но безуспешно.
Автор: Татьяна ПАНЧЕНКО
Упорные отказы органов в допуске защитников даже породили подозрения — не собираются ли объявить Челаха «психом». Это решило бы многие щекотливые вопросы. Ведь ходатайства о предоставлении свидания с обвиняемым Серик Сарсенов подал еще неделю назад — сразу как вступил в дело. Как и ходатайства о предоставлении копий протоколов допросов Челаха и осмотра места происшествия, об ознакомлении с выводами экспертов по уже проведенным экспертизам и постановлениями о назначении новых экспертиз (была информация, что по делу их будет аж 15).
По закону следователь должен был разрешить ходатайства немедленно, но руководитель следственной группы, помощник главного военного прокурора Саят Сырлыбаев на сроки не смотрел. И в конце концов копии протоколов допросов предоставить отказался, сославшись на то, что (внимание!) в смете расходов прокуратуры не предусмотрено распечатывание документов для защитника.
- Мне теперь придется от руки переписывать, и то тогда, когда он соизволит мне их предоставить, — пожаловался адвокат.
Когда же Серик Сарсенов вместе с другим адвокатом, Тулегеном Берликожановым, попытались встретиться с подзащитным в центре психиатрии, они натолкнулись на сопротивление главного врача. Адвокаты сочли ее отказ превышением должностных полномочий и воспрепятствованием их законной деятельности и написали заявления в суд и финполицию.
Заявление в финпол пока находится на рассмотрении, хотя предусмотренные законом три дня давно истекли. А письмо матери Челаха Светланы Ващенко с заявлением на получение статуса защитника почта вернула с пометкой — такого адреса нет. «Хотя я по такому же адресу отправлял, и все доходило», — удивляется адвокат.
Впрочем, мы, журналисты, уже не удивляемся. Ведь на наш запрос в Главную военную прокуратуру с просьбой указать, когда будут доступны результаты экспертиз по делу Челаха и не могли бы мы получить их, последовала строгая отповедь про «недопустимость разглашения данных предварительного следствия», подписанная старшим помощником главного военного прокурора А. Абдильдиным.
Не будем задавать глупых вопросов, как в эту «недопустимость» укладывается демонстрация видеозаписи свидания Челаха с матерью и следственного эксперимента на заставе. Серик же Сарсенов на вопрос, каковы результаты психиатрической экспертизы, ответил так:
- Даже следователь говорит: «Я не знаю, только через три дня мне сообщат». Но логически рассуждаю: раз его перевели в СИЗО, значит, его признали вменяемым, потому что невменяемых они не имеют права держать в СИЗО, а должны направить в специализированные психиатрические больницы.
Так или иначе, первое свидание адвоката с подзащитным все-таки состоялось — в среду. И сразу же принесло сенсацию. Челах, признавшийся в убийстве 15 человек, отказался от сделанных ранее признаний. Теперь он будет «процентов на 90» придерживаться своих первоначальных показаний, данных им еще до «явки с повинной», предположил адвокат, но тут же заметил: «Но я с этими показаниями еще не знакомился, а без этого я не могу оказывать юридическую помощь Челаху».
По словам Серика Сарсенова, оба адвоката много раз спрашивали молодого человека, не подвергался ли он физическому воздействию.
- Он говорит: нет, но психологическое давление оказывали, — сказал юрист. — А психологическое давление приравнивается к пыткам. Причем всех, кто оказывал давление, Челах хорошо запомнил и может опознать.
Молодой человек также заявил адвокатам, что его признательные показания корректировали, «показывали, кто как лежал, где лежал», в общем, подгоняли детали осмотра места происшествия.
Интересно, что в разговоре о несении службы пограничник признался, что он так и не понял, для чего был создан этот пост «Арканкерген».
- Я там 18 дней пробыл, и все это время мы ходили в лес, собирали дрова и пилили их, — объяснил свое недоумение Челах, а потом рассказал, что где-то 12 мая приехали пограничники с соседней заставы, так называемый разведывательный дозор — перепутали маршрут. Они там пять дней пьянствовали, затем вместе с «нашими» поехали в сторону границы на два дня, вернулись, а потом поехали на заставу докладывать, что они семь дней находились в дозоре.
Как сказал Серик Сарсенов, его подзащитный не знает, кто убил его сослуживцев. «Он не очевидец, он убежал», — объяснил адвокат.
Источник: Газета “Голос Республики” №27 (249) от 27 июля 2012 года