Из выкладок статистиков выясняется, что за минувший месяц цены на бензин выросли на 5,1%, дизельное топливо — 5,5%, тогда как инфляция осталась на прежнем уровне в 0,5%. Еще одно удивительное известие — снижение темпов роста цен на продукты питания до 0,6% с 1,0% в апреле! При этом по непродовольственным товарам, напротив, произошло повышение месячной динамики с 0,2% до 0,6%, а по платным услугам — с 0% до 0,3%.
Запас карман не тянет
По продуктам питания замедление роста цен, скорее всего, объясняется сезонным фактором, так как подешевели фрукты и овощи (0,3%), сырое молоко (2%) и яйца (2,6%). Зато продолжился рост цен на хлебопродукты и крупяные изделия на 0,9%, при этом крупы подорожали на 5,3%, мука — 1,3%, макаронные изделия — 1%, булочные и мучные кондитерские изделия — 0,4%, хлеб — 0,3%. Поднялись в цене также мясо и птица (1,7%), картофель (1%), кондитерские изделия (0,6%), сыр и творог (0,5%).
В целом же с начала года продукты питания выросли в цене на 7,8%, в среднегодовом выражении (январь-май к тому же периоду прошлого года) — на 12,6%, а в годовом (к маю того же года) — на 12,4%.
Кстати, те казахстанцы, которые по выверенной жизнью традиции советских времен запасались в прошлом году крупами, дабы уберечь свои сбережения от инфляции, в накладе не остались — цены по этой товарной группе в годовом исчислении выросли в 2,1 раза! Для сравнения: масла и жиры подорожали «лишь» на 23,5%, мука — 19%, фрукты и овощи — 16,4%, сахар — 16,3%, мясопродукты — 15%, молочные продукты — 10,3%, кофе, чай и какао, макаронные изделия — по 8,7%, кондитерские изделия — 7,3%, хлеб и алкогольные напитки — по 4,6%.
Примечательно и то, что цены на свинину, обычно опережавшие по динамике другие виды мяса, на этот раз выросли за год лишь на 5,5%, тогда как в лидеры вышла баранина — 18,5%. Мясо птицы подорожало на 10,8%, конина — 10,2%, а колбасные изделия на 9,8%.
Актау — дороже не придумаешь
Наиболее дорогим городом страны по ценам на продукты питания в мае оставался Актау, набравший 5 «номинаций» — на одну меньше, чем месяцем ранее: по муке пшеничной первого сорта (113 тенге за килограмм), хлеб из нее (107 тенге), вермишель (240 тенге), подсолнечное масло (376 тенге за литр) и картофель (126 тенге). Ранее последняя «номинация» была у Жезказгана.
«Лавры» по дороговизне говядины и манной крупы у Актау отобрал Атырау — соответственно 1 286 тенге и 195 тенге. Кстати, нефтяная столица вернулась в список городов с дорогими продуктами питания весьма агрессивно, — здесь статистики зафиксировали в мае еще и максимумы цен по гречневой крупе (609 тенге) и белокочанной капусте (201 тенге).
Алматы по-прежнему сохранил за собой 4 традиционные «номинации» — по сырому молоку (143 тенге за литр), яйцам (243 тенге за десяток), сахару-песку (239 тенге) и чаю (1 865 тенге). Астана же в мае сумела «отличиться» лишь дороговизной риса (284 тенге) и яблок (368 тенге), в Петропавловске по-прежнему зафиксирован максимум цен на сливочное масло — 1 549 тенге.
Шымкенту удалось сохранить за собой звание лидера по числу наиболее дешевых «номинаций» — по сливочному маслу (1 080 тенге), яблокам (189 тенге), белокочанной капусте (55 тенге) и сырому молоку (80 тенге за литр, вместе с Павлодаром). Правда, первенство по минимуму цен на картофель теперь перешло к Таразу — 78 тенге.
В Караганде все так же держатся низкие цены на манную крупу (103 тенге) и сахар-песок (205 тенге), в Кызылорде — на рис (137 тенге), сюда же из Уральска передвинулся минимум по вермишели (140 тенге). Петропавловск вновь отличился дешевыми говядиной (712 тенге) и чаем (1 159 тенге), столь же стабильны позиции Кокшетау по гречневой крупе (242 тенге), подсолнечному маслу (250 тенге) и яйцам (151 тенге), Уральска — по пшеничной муке первого сорта (55 тенге), Жезказгана — по хлебу из нее (64 тенге).
Для ценовой ориентировки читателей приводим по традиции величину прожиточного минимума в среднем на душу населения — в мае она составила 15 938 тенге с приростом за год на 21,9%, а к апрелю — на 0,8%.
Ж/д подняла расценки
Непродовольственные товары за год поднялись в цене на 5,2%, в среднегодовом выражении — на 5,4%, а с начала текущего года — на 1,8%. Кроме ГСМ, в этой группе заметно подорожали в мае цемент — на 1,5% и сжиженный газ — 1,8%, тогда как одежда и обувь прибавили по 0,2%, медикаменты, моющие и чистящие средства — по 0,1%.
В сфере платных услуг ценовыми аппетитами в минувшем месяце отличились железнодорожники, поднявшие расценки на перевозки пассажиров на дальние расстояния на 3,8%. Дошкольные учреждения прибавили 1,9%, парикмахерские — 0,8%, услуги здравоохранения стали дороже на 0,4%, ресторанов и гостиниц — на 0,3%. В коммунальной сфере подорожал газ, транспортируемый по распределительным сетям, — на 0,7%, сбор мусора (0,4%) и содержание жилья (0,3%). С начала года прирост тарифов составил здесь 3,9%, в годовом и среднегодовом выражении — по 6,2%.
В целом же годовая инфляция оказалась на уровне в 8,3%, среднегодовая — 8,4%.
…Примечательно, что глава Нацбанка Григорий Марченко в своем интервью телепрограмме «Портрет недели» на КТК заявил о возможности снижения этого показателя как минимум вдвое — до 3—4% годовых при условии свободного движения товаров и полноценной конкуренции на всех сегментах рынка. А монетарных факторов у инфляции, по его мнению, нет, и по этой причине, как не трудно предположить, нет и спроса с Нацбанка за рост цен, хотя именно этот госорган по закону отвечает за их сдерживание! В общем, повторяется история первого правления г‑на Марченко в Нацбанке, когда он сперва давал советы правительству и акимам по борьбе с инфляцией, а затем был переведен в кабмин первым вице-премьером, но сумел там проработать лишь несколько месяцев, а затем подал в отставку. Возможно, что президент повторит этот кадровый маневр, но, правда, нужно будет сначала куда-то девать Умирзака Шукеева.
Read More:
Цены на ГСМ растут, а инфляция – нет