Сколько потеряет экономика Казахстана, если 9 июня положат интернет?
ЗАМЕДЛЕНИЕ ИНТЕРНЕТА РАВНОСИЛЬНО ЕГО БЛОКИРОВКЕ
Ответ на этот вопрос можно узнать в несколько кликов, зайдя на международный сервис COST: https://netblocks.org/cost/
COST (The Cost of Shutdown Tool, или стоимость инструментов отключения интернета) — совместный проект The Internet Society и NetBlocks Group, о котором я не раз уже писал. Он замеряет экономические потери разных стран от полной блокировки интернета и частичной – выборочного отключения социальных сетей и мессенджеров.
«Итого» для Казахстана выглядит следующим образом: в случае сетевого блэкаута в течение суток отечественная экономика недосчитается 64 млрд тенге, или 169 млн 560 тыс. долларов.
Отсутствие доступа в каждую из соцсетей: Facebook, Instagram, YouTube — или в мессенджер WhatsApp обойдётся по $2,55 млн.
Конвертировать общую сумму – почти $170 млн — в непостроенные школы и больницы, неповышенные зарплаты и пособия и т. д. вы можете сами.
Причём допускаю, что как таковой блокировки может и не быть – просто интернет замедлят до такой скорости, при которой страницы будут открываться по нескольку минут. А потом по традиции свалят на «косяки» мобильных операторов.
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЛОКАДА
Власти ввели столько ограничений на освещение в СМИ и соцсетях предвыборной кампании до дня голосования включительно, что их можно назвать «информационной блокадой». Назову некоторые:
-С 4 июня в интернете нельзя публиковать результаты опросов общественного мнения, прогнозы результатов выборов, иные исследования, связанные с выборами, проводить голосования в поддержку кандидатов.
-Журналисты могут освещать выборы только при наличии редакционного задания. Поэтому блогер или пользователь соцсетей не может без официального редакционного задания от зарегистрированного СМИ наблюдать за ходом голосования, снимать на фото и видео процесс…
-«Основная опасность для пользователей соцсетей заключается в запутанных нормах действующего законодательства, используя которые в одном случае мы можем уверенно обосновать, что пользователь соцсети не является СМИ, а в другом, что любой аккаунт – это СМИ. Для СМИ установлено довольно много ограничений в предвыборный период. Если учесть сегодняшнюю обстановку в области свободы выражения мнения в Казахстане, есть риск быть привлечённым как минимум к административной ответственности», – объяснила юрист международного фонда «Адил соз» Тамара Симахина.
Это я процитировал разъяснения, опубликованные на портале informburo.kz. ЦИК, Министерство информации и общественного развития, Генпрокуратура никаких толкований не дали.
ВЫБОРЫ БЕЗ ЭКЗИТ-ПОЛЛОВ
Ключевым во всех запретах для меня является невозможность проведения экзит-поллов. Хотя само слово не упоминается, но его можно подвести под определение «результаты опросов общественного мнения» или «прогнозы результатов выборов».
В цивилизованном мире, куда мы типа стремимся на кривой козе, экзит-поллы – НЕПРЕМЕННЫЙ атрибут честных, открытых и справедливых выборов.
Если они проведены методологически правильно, то их результаты обычно совпадают с итогами выборов. Да, бывает, что не совпадают, но лишь в тех случаях, когда исход голосования решают 1–2 процента в ту или другую сторону.
А что касается опросов вообще, то лично я видел всего один, сто пудов спущенный сверху, где будущему победителю отвели свыше 72%.
СЛЕПЫЕ ЗОНЫ
В нынешней избирательной кампании немало «слепых зон».
Кроме отсутствия опросов и экзит-поллов, это, во-первых, этап сбора подписей в поддержку кандидатов. В частности – его скорость: более 100 тысяч автографов каждый претендент на престол набрал за какие-то несколько дней. А сама тема в соцсетях вообще не прозвучала. Может, просто потому, что эти подписи толком и не собирались, а их просто «нарисовали»?
На этом фоне даже скандальный сбор 100 тысяч подписей Лигой волонтёров в поддержку строительства курорта «Кокжайлау» выглядит более реальным, потому что там действительно кто-то за что-то из-под палки подписывал.
Ещё одна «слепая зона» — экзамен на знание государственного языка. Давно уже пора этот тест транслировать в прямом эфире – чтобы избиратели сами составили мнение о владении кандидатами казахским языком.
К вопросу о том, что некоторые законы – о выборах,о политических партиях и другие – давно уже встали над Конституцией, возвращаться не буду, поскольку уже писал об этом.
ЧЕСТНЫМ БОЯТЬСЯ НЕЧЕГО
Всё сказанное выливается в нехитрый вывод.
Давно живу на свете и повидал немало электоральных кампаний. По традиции в этот период нервозность в верхних эшелонах власти повышается.
В этот раз она просто зашкаливала, что оборачивалось не просто неадекватной, а в высшей степени абсурдной реакцией на проявления гражданской активности. Истории про задержания за баннеры (здесь была даже отсидка 15 суток), чистый лист ватмана и воображаемый плакат вы прекрасно помните.
Я так скажу: если у людей честные намерения, им бояться и скрывать нечего. Тем они и сильны.
А пресекать выражение мнений, блокировать информацию, перестраховываться, пугаться собственной тени – удел тех, кто хочет добиться своей цели любым способом, в том числе неблаговидными методами.
Честные и сильные так себя не ведут.
***
Уважая закон, публикую этот пост за полчаса до наступления «дня тишины». (Выложил бы его и раньше, да помешала блокировка фейсбука согласно «режиму дня».) Хотя, собственно, я здесь ни за кого или против кого-то не агитирую.
Автор: Вадим Борейко