Новости и заметки о пограничнике Владиславе Челахе, молодом парне, который как-то выжил в чудовищной бойне на заставе «Арканкерген», вызвали шок. Еще ничего не ясно, но выдвинуты уже такие версии о трагических событиях, что впору задуматься и об адекватности их авторов.
Автор: Сергей РАСОВ
Например, российский еженедельник «АиФ» выдал такую «сенсацию»: «По данным источника в силовых структурах Казахстана, выживший военнослужащий является гражданином России». Как вы себе это представляете, господа хорошие?! Он в армию пошел в Казахстане, а правом на эту почетную обязанность обладают исключительно граждане республики!
Другие российские СМИ нисколько не сомневаются в том, что выживший пограничник сошел с ума, и делают тонкие намеки, что он, мол, «единственный русский из всех, кто служил на пограничном посту».
Понимаю, что волка ноги кормят, а сенсация — двигатель рейтингов и тиражей, но это не тот случай, когда можно легко бросаться словами. На кону не только судьба молодого парня, но и, скажем прямо, межнациональное спокойствие в республике. Тем более, что он был неединственным, если верить полному списку погибших на заставе «Арканкерген» пограничников.
Есть еще один момент в новостях о трагедии, который меня ставит в тупик. Как сообщили силовики, подозрение о том, что массовое убийство стало следствием неуставных отношений, основано на том, что Владислав был в тот злополучный день дежурным и его обнаружили с оружием командира.
Допустим. Но как человек, прошедший срочную службу «от звонка до звонка» и испытавший на собственной шкуре все неуставные «прелести» военной службы, совершенно точно знаю: что бы ни происходило в казарме, части и т.д., никогда не было такого, чтобы спали все, кроме дежурного. Несколько человек обязательно бодрствовали — караульный, дежурная смена и дневальный. Все они вооружены. Поэтому я не могу понять: как можно было одному уничтожить целый мобильный пост погранцов, которых считают военной элитой? Ну не Рэмбо же он, в конце концов.
Теперь другой вопрос: якобы неадекватное состояние Владислава Челаха. По словам главы МВД Казахстана Калмуханбета Касымова, «сейчас идет следствие и проверяется психическое состояние пограничника».
Вам это ничего не напоминает? Совершенно верно, апрель прошлого года, скандал, связанный с безумием казахстанского дипломата Валерия Толмачева. История была мутная. Дипломат Валерий Толмачев по загранпаспорту гражданина Казахстана купил билет на рейс № 329 по маршруту Париж — Рим. А во время полета предпринял попытку захвата самолета итальянской авиакомпании Alitalia, на борту которого 131 человек, требуя развернуть самолет на Ливию. Однако пассажиры и стюарды оказались не робкого десятка. Горе-террориста скрутили и благополучно сдали в Риме на руки полиции и спецслужбам.
С тех пор прошел год, но причины, которые побудили вполне благопристойного дипломата пойти на это шокирующее преступление, до сих пор неизвестны. Его непосредственный начальник — постоянный представитель Казахстана при ЮНЕСКО, известный поэт и общественный деятель Олжас Сулейменов — выдвинул версию, что при медицинском обследовании «какой-то нелепый врач ему сказал, что у него рак. Он, видимо, испугался, и что-то с ним произошло».
А его бывший коллега Владимир Сергеев заявил, что Толмачев «был непьющим человеком», и выдвинул версию, что все дело «в личных неурядицах». По его словам, «если он слетел с катушек, то Ливия — это то, что лежит на поверхности для человека, который участвует в политической жизни».
В конце концов итальянский суд, видимо, учитывая психическую болезнь Толмачева, освободил его от уголовной ответственности, он прошел лечение в психиатрической клинике в Неаполе.
Теперь Валерий Толмачев вернулся в Казахстан и, по словам Олжаса Сулейменова, «он абсолютно здоров, немного отдохнет и приступит к работе». Возможно, даже вернется в МИД РК…
Согласитесь, возникает вполне резонный вопрос: каким образом на службе в пограничных войсках или дипломатическом ведомстве оказываются люди с неадекватным поведением, подверженные психическим срывам и т.д. и т.п.? Ведь по умолчанию в погранслужбу Комитета национальной безопасности Казахстана или в дипломатическое ведомство республики должны отбираться лучшие из лучших, так как они или представляют страну за рубежом, или первыми встречают иностранных граждан. Другими словами, от их поведения зависят впечатления от страны, а значит, и имидж государства.
Однако у нас что-то не так происходит. То «безумный дипломат», нынче «безумный пограничник» — тенденция, однако…
Read the original:
Хоть безумная идея, не ругайте сгоряча…