Государственники в РК есть только среди националистов, считает журналист Касым Аманжол. Казахстанцам нетитульной нации же пора срочно учить казахский язык, иначе они останутся за бортом. Интервью с известным казахским журналистом на тему государственного языка, национального самосознания и параллельных мирах казахоязычных и русскоязычных СМИ опубликовал сайт z001kz. «Республика» решила перепечатать его.
Автор: z001kz
Интервью с известным казахским журналистом Касымом Аманжолом. Работал на телеканалах «К+», «Казахстан» и «З1 канал», а также в газетах «Казах адебиети», «Заман Казахстан» и «Жас Алаш».
- Касым-мырза, на сегодня в Казахстане наблюдается новый взлет национального самосознания. В чем его отличие от начала 90‑х? Какие особенности сегодняшнего национализма вы могли бы назвать? Каким вы видите современный казахский национализм и кто его идеологи?
- Сейчас в стране процессы национального пробуждения проходят в новом формате. Это всем известно. Если сравнивать с национализмом 90‑х и сегодняшней действительностью, то существует множество различий. Самое главное: в начале 90‑х национальное возрождение было на уровне общенародного процесса. Это пробуждение было общим, для всех. Народная поддержка была на самом высоком уровне. И среди элиты было много, тех кто повернулся в сторону национального направления. А сегодняшнее национальное возрождение — связано с существенным увеличением численности этнических казахов, а соответственно повышением требований простого народа. Появились отдельные личности националистического настроя, которые ставят перед руссифицированной властью четкие условия и предложения. В 90‑е годы националисты верили, что новые элиты решат национальные проблемы. Но сейчас видят, что не решают серьезные задачи. Поэтому сегодняшним националистам приходится выходить на более высокий политический уровень. К примеру, передача земель Китаю была остановлена выступлениями националистов, теперь ставятся задачи по выходу из таможенного союза. Если сегодняшние национальные силы приобрели широкую поддержку у народа, то власть все равно старается их не замечать. Один только пример: в стране 70 процентов выпускников заканчивают казахские школы, а государственные гранты на образование в вузах делятся 50 на 50 для русских и казахских отделений. Разве это справедливо? Эту проблему казахские СМИ поднимают давно, критикуют, но власть не дает ответа.
Сейчас у национальных движений в стране нет идеологии ксенофобии и шовинизма. Хвала Аллаху, у нас нет «казахских скинхедов». Этот фактор демонстрирует высокую степень ответственности и государственности наших националистов. Ни один националист в нашей стране не поднимает лозунги: «Казахстан только для казахов!».
Сегодняшние националисты сплачиваются для защиты свободы своей страны от рисков, сопряженных с руссифицированным истеблишментом и дворцовыми олигархами. Стоит отметить, что и оппозиция начинает кое-где применять националистические лозунги. А отдельные представители власти смотрят на националистов с опасением. А бизнес наблюдает за тем, что если вдруг случится нестабильность, кто сможет гарантировать порядок в стране.
Я не могу сказать, что есть у сегодняшнего казахского национализма конкретные идеологи. Национальное пробуждение происходит стихийно, Но, у национальных движений, есть особые, авторитетные, влиятельные личности, к чьим словам прислушиваются многие. К примеру, такие лидеры как Мухтар Шаханов…
- Согласны ли вы с определением “казахи русского, корейского, чукотского происхождения”. И почему?
- Да, согласен. Самое главное, что «казахи русского, корейского, чукотского происхождения» должны знать и поддерживать государственный язык. Должны быть готовы признавать и защищать свободу Казахстана, его государственность. Они должны избавиться от «комплекса квартирантов» и начать изучать язык. К примеру, Россия заставляет не то что всех своих граждан, а даже мигрантов в обязательном порядке учить русский язык… А у нас нет обязанностей, только пожелания. Но одними пожеланиями, как мы видим, ничего не добьешься. Каждый гражданин должен знать, что завтра без знания казахского языка у него однозначно возникнут бытовые трудности и неудобства. Сегодня казахов в стране 70 процентов, завтра будет 80—90. Кроме того, растет количество молодежи, которые говорят только по-казахски. Нужно понимать, что «Казахи русского происхождения» это не означает уход от своего этноса и отказ от родного языка. Владение казахским языком это гарантия полноценной и состоятельной жизни в этой стране. Гарантия участия в государственном строительстве. Если наши соотечественники связывают будущее своих детей с Казахстаном, то они должны это понимать.
- Чем вы думаете вызвано то, что большинство казахских националистов уходят в сторону пантюркизма? Есть ли знак равенства между национализмом и государственничеством?
- Пантюркисткая идея это достояние прошлого века. Людьми, пропагандирующими эту идею, двигает боязнь поглощения Казахстана Россией. И они видят это направление в качестве альтернативного выбора. Тюркское единство, на мой взгляд, очень тяжелый для исполнения проект. Но есть много причин. Казахские националисты зря пытались из заявления Нурсултана Назарбаева в Турции, сделать большую политику. Надо быть реалистами. Казахстан спасет только внутренняя сила, внутреннее единство. Это реализовывается и без пантюркизма. Вчера мангыстауские нефтяники, завтра жезказганские шахтеры, затем бездомные вблизи Алматы… Все они казахи. Для них авторитетами являются националисты. Их пантюркистская идея не возбуждает. Для них главное решение насущных проблем, восполнение потерянных ценностей. Поэтому, для спасения страны, которая становится мягким подбрюшьем России не нужно искать другого доминанта. Те, кто увлекается пантюркизмом, на мой взгляд, ошибаются.
Главные государственники в нашей стране — это националисты. Быть националистом и не быть государственником — это нонсенс.
- Последние события, когда российские СМИ и эксперты очень нелестно стали отзываться о Казахстане и о Назарбаеве и полное молчание отечественных русскоязычных СМИ по данному вопросу. Как вы думаете, чем это вызвано? В стране есть силы, которые тяготеют к чужим центрам влияния?
- Это плод специальной ошибочно проводимой информационной политики в сопредельных странах. Сегодняшняя государственная власть дает казахским и русскоязычным СМИ информацию двояко. Казахам выдают: «Ведем политику в национальном направлении, страна наша», а русскоязычному обществу дают гарантию: «ваш язык так и будет как прежде доминировать». Разве такое возможно? Сейчас, с каждым годом, растет целое поколение, не владеющее русским языком, и они завтра обязательно придут к власти. Что тогда будут делать те, кто не успел выучить казахский язык, те самые немногочисленные русские, которые поверили в «гарантию» сохранения области применения русского языка? По-моему, русская диаспора Казахстана это прекрасно понимает. Остерегается. И смотрит на Россию как на старшего брата. Надеется, что защитит. В этом виновата слабая политика власти, которая не смогла внушить русскому сообществу нашей страны чувство гражданской ответственности и государственничество. Оппозиционные русскоязычные СМИ республики выдают российскую критику Назарбаева. А казахоязычные СМИ напротив критикуют власть за недостаточную национальную политику. А что говорить, если провластные русскоязычные СМИ молча поддерживают своих коллег в России, которые бьют по Президенту Казахстана? Я называю это отсутствием политики национальной информационной безопасности. Еще один пример: кого из граждан Казахстана кроме казахов вы можете назвать противниками Таможенного союза? Ни одного ни русского, ни представителя другого этноса. И провластные и оппозиционные русскоязычные СМИ заняли одну и ту же позицию поддержки надевания нашей стране российского ярма. Прямо пишут пророссийские статьи один в один, словно нет у них политических разногласий. Так и ждут «добровольного вхождения Казахстана в Россию»…
Перевел с казахского (государственного!) языка Аркадий Нерудов
Источник: z001kz
Excerpt from:
Хватит комплексом квартирантов страдать