Французский шик и капчагайский фарфор

Алма­тин­цы уже при­вык­ли к неор­ди­нар­ным вер­ни­са­жам, кото­рые устра­и­ва­ют пред­ста­ви­те­ли Фран­цуз­ской Рес­пуб­ли­ки. Чего толь­ко сто­ит про­шло­год­няя выстав­ка шедев­ров всех вре­мен «Жем­чу­жи­ны Фран­ции»! На сей раз Год Фран­ции в Казах­стане гене­раль­ный кон­сул Гий­ом Нар­жо­ле и его помощ­ни­ки реши­ли открыть неод­но­знач­ной лите­ра­тур­ной-худо­же­ствен­ной композицией.

 

Автор: Татья­на ПАНЧЕНКО

 

Даже назва­ние это­го куль­тур­но­го собы­тия име­ет сра­зу несколь­ко смыс­лов. Horizon/Tales мож­но про­чи­тать и как «Гори­зон­таль», и как «Гори­зон­ты», и как «Исто­рии гори­зон­тов» или даже, по-англий­ски, «Сказ­ки о гори­зон­тах». Сам про­ект объ­еди­нил дво­их фран­цуз­ских худож­ни­ков: иллю­стра­то­ра Гий­о­ма Рей­на­ра и режис­се­ра Жан-Кло­да Таки. Их запи­си, рисун­ки и собран­ные кол­лек­ции и ста­ли осно­вой экспозиции.

Гий­ом Рей­нар уже лет 15 путе­ше­ству­ет по Казах­ста­ну — Араль­ское море, Кара­ган­да, Алма­ты… Из сво­их поез­док он соста­вил серии рисун­ков, собрал кол­лек­ции пред­ме­тов ухо­дя­ще­го совет­ско­го быта — види­мо, пора­зив­ше­го его тогда, в девяностых.

- Что может быть есте­ствен­нее и соблаз­ни­тель­нее, чем откры­тие куль­тур­но­го сезо­на кра­си­вой исто­ри­ей? Исто­ри­ей увле­чен­но­сти фран­цуз­ско­го худож­ни­ка Казах­ста­ном? — объ­яс­нил свой выбор ген­кон­сул г‑н Наржоле.

Собра­ние Гий­о­ма Рей­на­ра взял­ся «сопро­во­дить» тек­стом режис­сер Жан-Клод Таки. Полу­чил­ся роман в пись­мах, кото­рые пишет вооб­ра­жа­е­мая (или не очень) Оль­га вооб­ра­жа­е­мо­му (в такой же сте­пе­ни) Гийому.

Пред­став­ле­ние резуль­та­тов сов­мест­но­го твор­че­ства состо­я­ло из несколь­ких эта­пов. Во втор­ник, 5 мар­та, в гене­раль­ном кон­суль­стве Фран­ции в Алма­ты жур­на­ли­стов собра­ли на пресс-кон­фе­рен­цию и пре­зен­та­цию «Казах­ских писем». Их, тоже вполне по-совет­ски, зачи­ты­ва­ли сам автор — по-фран­цуз­ски и две девуш­ки — по-рус­ски и по-казах­ски. На стене в это вре­мя мель­ка­ли кад­ры, сня­тые из окна поез­да, кото­рый ехал по бес­ко­неч­ной степи.

На встре­че Гий­ом Нар­жо­ле осо­бо отме­тил вклад в про­ект «меце­на­та» Нур­ла­на Сма­гу­ло­ва. Гла­ва «Аста­на-Моторс» поми­мо про­че­го предо­ста­вил для выстав­ки свою гале­рею Art Center Alma-Ata, сосед­ству­ю­щую с авто­са­ло­ном Toyota.

- Мы любим под­дер­жи­вать раз­лич­ные про­ек­ты, — при­знал­ся г‑н Сма­гу­лов. — Всех при­гла­ша­ем зав­тра в галерею…

Вер­ни­саж выстав­ки «Совет­лан­дия» в Art Center Alma-Ata состо­ял­ся вече­ром сле­ду­ю­ще­го дня, 6 мар­та. Огром­ная поверх­ность одной сте­ны была «раз­граф­ле­на» окна­ми и эта­жа­ми мно­го­эта­жек, напо­ми­нав­ших пер­вые кад­ры «Иро­нии судь­бы, или С лег­ким паром». Пери­метр поме­ще­ния укра­ша­ли уже зна­ко­мые по пер­во­му дню гра­фи­че­ские изоб­ра­же­ния кухон­ных рако­вин, инте­рье­ров ван­ных, «запо­рож­цев» и автобусов-«пазиков», кара­ган­дин­ские пей­за­жи и порт­ре­ты груст­ной Ольги.

В цен­тре зала, окру­жен­ная совет­ской «быто­ву­хой» — чай­ни­ка­ми в горох, мно­го­ра­зо­вы­ми брит­ва­ми, жур­на­ла­ми «Вяза­ние для семьи», знач­ка­ми, блок­но­та­ми и про­чей чепу­хой, сто­я­ла она. Свер­ка­ю­щая как брил­ли­ант «Вол­га Газ-21» с ярко-крас­ны­ми кры­лья­ми. Маши­на из кол­лек­ции Нур­ла­на Сма­гу­ло­ва при­тя­ги­ва­ла всех собрав­ших­ся. Побро­див у рисун­ков, они все рав­но воз­вра­ща­лись к ней, фото­гра­фи­ро­ва­лись за рулем, тро­га­ли обив­ку салона.

Одна­ко пока моло­дежь сни­ма­лась на фоне писем и гра­фи­ки, стар­шее поко­ле­ние посе­ти­те­лей тихо воз­му­ща­лось: «А король-то голый! Никто об этом про­сто вслух не говорит».

- Вас не уми­ля­ют эти зна­ки совет­ской эпохи?

- Нико­го не уми­ля­ют! Рисун­ки бес­по­мощ­ные, а все пред­ме­ты ника­кой худо­же­ствен­ной цен­но­сти не име­ют, — про­дол­жи­ла наша собеседница.

- Здесь сто­лов поболь­ше поста­вить — и полу­чит­ся непло­хое кафе, — доба­вил еще один визи­тер. — Но выстав­кой это назвать нель­зя. Неза­ком­плек­со­ван­ные фран­цу­зы про­сто над нами посмеиваются…

Мы поспра­ши­ва­ли дру­гих зри­те­лей — мне­ния ока­за­лись диа­мет­раль­но про­ти­во­по­лож­ны­ми. Разо­шлись во взгля­дах даже два извест­ных алма­тин­ских гале­ри­ста. Если Вла­ди­мир Фила­тов не нашел ниче­го при­вле­ка­тель­но­го в твор­че­стве фран­цу­зов, то Юрий Мар­ко­вич назвал экс­по­зи­цию вели­ко­леп­ной и отме­тил выве­рен­ность раз­ме­ще­ния кар­тин и предметов.

- Наша пуб­ли­ка при­вык­ла к тра­ди­ци­он­но­му искус­ству, — объ­яс­нил он нега­тив­ные оцен­ки. — А здесь некий шаг от арха­ич­но­сти до прогресса.

«Казах­ские пись­ма» с иллю­стра­ци­я­ми уже изда­ны отдель­ной кни­гой, а сам про­ект Рей­на­ра и Таки про­дол­жил­ся интер­ак­тив­ной встре­чей «Рисуй со мной» и мастер-клас­сом худо­же­ствен­но­го чте­ния во Фран­цуз­ском аль­ян­се Алматы.

Ори­ги­нал статьи: 

Фран­цуз­ский шик и кап­ча­гай­ский фарфор

Статьи по теме

НАЗАРБАЕВСКАЯ ЖЕСТКАЯ АВТОКРАТИЯ  «СЪЕЛА» ЖИЗНЬ ЦЕЛОГО ПОКОЛЕНИЯ

Лукпан Ахмедьяров — о давлении на казахстанское медиа-пространство, своём отъезде из Уральска и возможности эмиграции вообще

Ба! Знакомые все лица