Неделя пролетела со дня опубликования «Панамских документов»: https://www.occrp.org/ru/home/40-press-releases/presss-releases/5112-icij-occrp-panama-papers-project-yields-unprecedented-access-to-high-level-offshore-corruption, где перечислены любители офшоров. Среди них мировые лидеры, известные политики, бизнесмены, артисты, спортсмены.
Некоторые страны тут же отреагировали на информацию об офшорных компаниях, используемых для сокрытия состояний, уклонения от налогов и проведения мошеннических операций: публикации в СМИ, многотысячные митинги и даже отставки. Причем реакция имеется как со стороны официоза, так и гражданского общества. Не стоит перечислять какие именно страны, об этом известно из открытых источников.
Официальная же Астана молчит, а вот некоторые эксперты и журналисты уже успели высказаться на эту тему. Одни считают, что Акорде нечего сказать, а молчание казахстанцев объясняют терпением или страхом, либо тем, что они привыкли к коррупции.
В качестве обладателя по крайней мере двух офшорных компаний, зарегистрированных на Британских Виргинских Островах, засветился внук президента Казахстана Нурали Алиев. https://www.occrp.org/ru/panamapapers/kazakh-presidents-grandson-offshores/. И в сети уже появляются весьма осторожные высказывания, дескать внук Назарбаева является бизнесменом, а офшоры мол, не запрещены и там наверно не было и нет никаких коррупционных схем.
Нурали Алиев, является не просто внуком Нурсултана Назарбаева, но еще и сыном конкретных родителей — Дариги Назарбаевой и Рахата Алиева. И он не родился бизнесменом. А как же он им стал? Папа дал стартовый капитал для раскрутки, или мама?
Например, Ильяс Храпунов говорил, что его мама снабдила миллионами, для открытия бизнеса в Швейцарии, теперь женевская прокуратура ведет собственное расследование на предмет отмывания денег господами Храпуновыми.
Конечно, дети не в ответе за родителей, но если в 19-ти летнем возрасте Нурали стал президентом «Сахарного центра», если не отец, то мать то наверно рассказала историю возникновения этого бизнеса, после которого Рахата Алиева прозвали «Сладким»?
Австрийские газеты пишут, что Рахат использовал офшорки для ограбления сахарных заводов, продавая им сахар-сырец втридорога против рыночных цен. Таким образом он прогнал через Панаму и другие «помойки» до 300 млн. долларов – мимо кассы, мимо налогов в Казахстане – прямиком на свои счета в австрийских, швейцарских и лихтенштейнских банках. А может Дарига ни сном, ни духом о том, как муж вначале завладел сахарным бизнесом в Казахстане, а затем стал пробираться в Россию, расширив империю сахарными заводами Таганрога и Краснодара?
Журналистам Казахстана ещё предстоит расследовать, каким образом Рахат Алиев стал президентом холдинга «Сахарный центр» в 1995 году (к тому времен он уже 12 лет был женат на Дариге Назарбаевой) и как АО «Кант», АО «Алматинский Сахар» и АО «Азия-сахар» занимавших примерно по 20–25% рынка оказались подконтрольны «Сахарному центру», а также восстановить в подробностях историю скупки акций у Бурундайского, Карабулакского и Таразского сахарных заводов.
А может, с помощью мамы Дариги Нурали Алиев превратился в мультимиллионера и оказался в 2012 году в списках Forbes среди богатейших людей Казахстана с $200 млн http://forbes.kz/ranking/object/101?
Как она стала владелицей «Хабара» в мельчайших подробностях мог бы рассказать Алтынбек Сарсенбаев, но его застрелили, а настоящего убийцу так и не нашли.
О том, как был продан главный телеканал страны за $100 млн мы знаем. Да и Рахат Алиев заявлял в своё время: «Да, я медиа-магнат!» Дедушка его конечно размагнатил, у нас ведь главный капитал в любом бизнесе, это близость к Нурсултану Абишевичу, ну а коль она потеряна, то отберут всё.
В чью копилку 20 лет капают деньги от рекламы в газете «Караван» и на телеканале КТК? Их у Бориса Гиллера отнял не Рахат Алиев? Его уже нет, но Гиллер то жив! После бегства бывшего зятя и после его смерти, кто является бенефициаром этих активов?
Или продажа Нурали Алиевым доли в печально известном Нурбанке позволила ему настолько развернуться, что понадобились офшорные компании и яхта люкс-класса? Любовь к яхтам – это у них семейное. Рахат свою тоже обожал, возился с ней переименовывал, была «Алессандрой», стала «Джулианной». Сказалась любовь к дочери Анжелике Джулиане Шоразовой или чтобы не засекли? Сын же просто купил задорого и нечаянно утопил, для него же это такая мелочь, игрушка! И когда заместитель акима столицы собирался бороздить просторы океана?
В чьих руках оказались деньги принадлежавшие убитым менеджерам «Нурбанка»? Казахстанские суды себя полностью дискредитировали, доверия им нет, но австрийским судом факт похищения банкиров установлен. Это уже преступление, причем очень тяжкое. К тому же банкиров пытали перед смертью, на кого заставили переписать свое имущество?
После этой трагедии именно Нурали Алиев руководил Нурбанком, кому как не ему быть быть сведущим во всех тонкостях? Столько вопросов накопилось к этому молодому человеку и его матери, рано или поздно отвечать на них придется. Ни развод с Рахатом, ни избавление от активов в Нурбанке Даригой и ее сыном, их не спасут.
Документы, которыми располагает Global Witness, свидетельствуют о том, что как сами офшорные компании, так и элитная недвижимость в центре Лондона более чем на 147 млн фунтов стерлингов, связаны с Рахатом Алиевым.
Четвертая Директива Евросоюза о противодействии отмыванию денежных средств (Directive (EU) 2015/849) вступила в силу 26 июня 2015 года и должна быть имплементирована государствами-членами в национальное законодательство до 26 июня 2017 года.
В каждом государстве ЕС должен быть создан единый реестр конечных бенефициарных владельцев (Ultimate Beneficial Ownerregister) юридических лиц (независимо от формы юридического лица).
Согласно законодательству Великобритании с 1 апреля 2016 года все британские компании будут обязаны вести реестр лиц, осуществляющих над компанией существенный контроль («реестр бенефициаров»)
Так что, раскрытие информации о бенефициарах зарубежных компаний лишь вопрос времени, а «Панамские документы» только «верхушка айсберга». Сколько всего офшорных компаний, владельцами коих являются казахстанцы, нам еще предстоит узнать. Речь идет о сотнях миллиардов долларов только в денежном эквиваленте, без учета движимого и недвижимого имущества.
Бывший премьер-министр Казахстана Акежан Кажегельдин неоднократно поднимал вопрос о необходимости возврата в страну нелегально вывезенных капиталов. По сути, он предложил провести очередную легализацию средств, но с важнейшим условием, что деньги должны работать не на самих нуворишей, а на благо всех казахстанцев! https://www.neweurasia.info/extra‑1/6539-nuzhna-sovremennaya-economika-ak
Нурсултан Назарбаев, насколько стало известно, с этим ознакомился. Так он тоже в конце января на съезде Нур-Отана произнес: “Казахстан создал неимоверные условия для развития бизнеса. Мы вырастили многих богатых людей: миллиардеров, миллионеров. Красуются фотографии в Forbes (…). Выглядят красиво, накрашенные все, напудренные, хорошо одетые. Но все эти деньги вам позволил заработать Казахстан — страна наша, государство. Так давайте вкладывать сюда. Всякие офшоры — все это чепуха. Сегодня нет офшоров. Казахстан заключил договоры о правовой помощи буквально со всеми государствами”. https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/prezident-obratilsya-napudrennyim-nakrashennyim-milliarderam-288119/
Так к кому же обращался Нурсултан Назарбаев?
Только к тем, кто удостоился внимания Forbes? Старшие дочь и внук там уже отсутствуют. Между тем, раньше у Дариги Назарбаевой тоже имелись $595 млн. http://forbes.kz/ranking/object/111. Что же случилось? Внезапно обеднела, или тоже увела миллионы в офшоры? А может поделилась с бедными казахстанцами. Это же ей принадлежат слова: «У нас очень либеральная налоговая политика. Поэтому хочу сказать, что надо иметь совесть, не жадничать. Надо делиться. Платить налоги и спать спокойно, как говорил президент.» А остальные обладатели миллионов и миллиардов ослушались?
В Европе уже более четырех лет работает команда Акежана Кажегельдина, которая успешно разыскивает деньги, уведенные из Казахстана Рахатом Алиевым. А наследил он конкретно. По крайней мере, в восьми странах уже найдены недвижимость и немалые средства, в том числе на счетах офшорных компаний.
У Казахстана есть возможность начать процедуру по их возврату в Казахстан. Но хватит ли для этого профессиональных навыков у прокуроров, гораздых придумывать преступления только для оппозиционных политиков и журналистов? До сих пор, за все годы, ни единого доллара эта власть не смогла вернуть в страну. Кроме тех, что американцы конфисковали в рамках «Казахгейта» со счетов самого Нурсултана Абишевича и направили на поддержку казахских сирот и одаренных детей.
Скоро состоится коллегия Генеральной прокуратуры, на которой будет присутствовать Нурсултан Назарбаев. Может он спросит с сотен своих «опричников», сколько денег из-за рубежа они обещали вернуть в страну и каков итог.
Сотни миллионов долларов могут достаться странам, где они и были припрятаны.
Неужели Нурсултан Назарбаев надеется, что удастся мирно договориться насчет их тихого переоформления на старшую дочь и ее детей? Или полюбовно решить этот вопрос с семьей Шоразовых? У этого семейства наверняка остались ключи от всех сейфов, в которых хранятся сотни миллионов, уведенных Рахатом Алиевым и сама Эльнара Шоразова является сообщницей своего покойного мужа – вместе с ее отцом, матерью и прочей родней.
Мать Шоразовой умудрилась быть оформленной на работу в качестве представителя «Казатомпрома» в Вене, там она видимо получала не хилую зарплату. Не пора ли призвать и ее к ответственности, да взыскать незаконно полученное? Может быть, ей, в отличие от дочери, станет стыдно и она добровольно вернет средства?
Вместо того, чтобы раздирать ЕНПФ, направляя накопленные благодаря пенсионным отчислениям средства на антикризисные меры или рыскать по белу свету в поисках инвестиций, может для начала попытаться вернуть то, что уже хранится на тайных счетах по всему миру?
А начать с этих самых денег, бывшего зятя? Кстати, остальным, могущими стать бывшими соратниками (никто не вечен), тоже стоит призадуматься о том, что их черед тоже наступит.
Автор: Лира Байсеитова Женева , 11 марта 2016