Автор: Вальдемар КРАУС
12.09.2011
Десять лет назад, 11 сентября 2001 года, террористическая организация исламистов «Аль-Каида» повергла в ужас весь западный мир – в огне и грохоте рухнули в прах небоскребы-близнецы Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, символы американского благополучия и мощи. Этот теракт унес жизни почти трех тысяч человек, повлек за собой как минимум две кровавые войны и на долгие годы изменил мир. Однако чем стала «Аль-Каида» сегодня, десятилетие спустя?
«Терактами 9÷11» «Аль-Каида» завоевала страшную, но громкую мировую славу. Десять лет назад эта организация представляла собой совершенно новую форму терроризма. Она действовала не как «обычные» террористические группировки, сконцентрированные в определенной географической точке и интересующиеся лишь местными проблемами. Она объявила всепланетную войну всему, что живет, дышит и думает не так, как ей требуется.
Всякая иная религия, кроме строжайшей формы ислама, была объявлена целью всемирного джихада. В Афганистане союзники «Аль-Каиды» — талибы — взорвали уникальную и прекрасную статую Будды. В Пакистане местные боевики этой организации устраивают вооруженные провокации на границе с Индией. В Палестине то и дело нападают на израильтян, даже не координируя свои действия и намерения с «местным» ХАМАСом. В России активно снабжают деньгами и оружием наиболее радикальные группировки в Чечне и Ингушетии. В Сомали устраивают охоту на немногочисленные общины христиан и убивают католических миссионеров. И, конечно же, ведут беспощадную войну против того, что принято называть «западным образом жизни», и главного своего врага — Америки.
Сотвори себе врага
Корнями «Аль-Каида» уходит в один-единственный региональный конфликт времен «холодной войны» — в советско-американское противостояние в Афганистане. Именно афганские моджахеддин («воины Господа» в переводе), воевавшие тогда против советских солдат и пользовавшиеся широкой поддержкой Америки, и положили начало сегодняшней «Аль-Каиде».
В ряды афганцев (преимущественно пуштунов) вливались бойцы из множества исламских стран — арабы, турки, иранцы… Все они считали борьбу против советских «безбожников» «священной войной» — и в этой уверенности их поддерживали западные спецслужбы, для которых концепция джихада была в то время всего лишь способом рекрутирования все нового «пушечного мяса», которое можно вооружить и бросить в бой против идеологического противника.
Идея всемирного джихада и «Аль-Каиды» как исламской организации нового типа созрела именно тогда. Ее главный поборник, Усама бен Ладен, был не только одним из полевых командиров моджахедов, но и идеологом, в своих идеях опирающимся на учение палестинского теолога Абдуллы Аззама, который, в частности, воспевал террористов-смертников как мучеников-джахиддим, или, как привыкли говорить по-русски, «шахидов».
Вдохновленный идеологией Аззама Бен Ладен, будучи выходцем из весьма богатой семьи саудовских промышленников, на собственные деньги (и опять же используя американское оружие) основал на границе Пакистана и Афганистана тренировочный лагерь для моджахедов. Арабы со всего мира буквально потоком хлынули в этот лагерь, получая здесь военную подготовку, боевую практику в стычках с «шурави», а также идеологически-религиозное «образование», постепенно превращаясь в прочный костяк новой всемирной террористической организации.
Уход советского воинского контингента из Афганистана праздновался не только в Америке — эту победу «Аль-Каида» одержала вместе со своими беспечными западными союзниками. Именно они, чуть ли не братаясь с «мужественными бойцами за свободу Афганистана», своими руками заложили страшную мину, взорвавшую в 2001 году башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, а заодно и весь мир.
Запад не случайная жертва
Конечно, в первые годы существования «Аль-Каида» не покушалась на столь масштабные цели, как сокрушение существующего миропорядка или создание «мирового халифата». Устремления ее лидеров были гораздо скромнее: свержение правящих режимов ключевых арабских стран — Египта и Саудовской Аравии. Еще во время второй войны в Персидском заливе Бен Ладен предложил саудовскому королю помощь своих моджахедов. Последний отказался, предпочтя сотрудничество с США, чем несказанно обидел лидера «Аль-Каиды», который объявил королевский саудовский дом личным врагом.
В 90‑х годах свержение режимов Египта и Саудовской Аравии не получилось. Как египетская «демократическая диктатура», так и саудовское королевское семейство с помощью своих заокеанских союзников смогли подавить исламистские путчи. И тогда гневный взор Бен Ладена обратился на его недавних «воспитателей». Он понял, что США в состоянии не только помогать ему, но и мешать, если планы не сходятся. Он объявил войну Штатам — ключевому союзнику египтян и саудитов.
Так началось создание той «Аль-Каиды», о которой сегодня известно всем и каждому.
После короткого пребывания в Судане Усама бен Ладен вернулся в Афганистан — правительство талибов предложило ему убежище. Вся страна превратилась, по сути, в огромную машину по обучению, вооружению и идеологической накачке «воинов Аллаха». Отсюда ее эмиссары разлетались по всему миру, вербуя в свои ряды новых бойцов и организуя множество независимо действующих ячеек, составляющих основу нового способа террористических действий этой организации.
Уже в 1993 году «Аль-Каиду» обвиняли в попытке взрыва того самого ВТЦ в Нью-Йорке: в подземном гараже одной из башен взорвалась бомба, убившая шесть человек. Усама бен Ладен приобретал все большую известность. На его счету появлялись новые теракты — вроде взрыва американских посольств в Найроби и Дар-эс-Саламе в 1998 году, в которых погибли 224 человека. Тем не менее «террористом номер один» он стал, конечно же, именно с 11 сентября 2001 года, отдав приказ о захвате гражданских самолетов и таране с их помощью зданий ВТЦ и Пентагона.
«Малой кровью, могучим ударом»?
Уже через месяц после этой страшной трагедии американские и британские войска нанесли мощнейший удар по афганским талибам и совместно с союзниками по НАТО уничтожили несколько важнейших баз «Талибана» и «Аль-Каиды» в Афганистане. Талибы были изгнаны, но западные войска оказались втянутыми в многолетнюю войну, заняв место советских «шурави», — теперь «священная война» велась уже против них.
Первые месяцы этой войны продемонстрировали, что неоспоримая военная мощь НАТО неэффективна против «террористов нового типа». Если «Талибан» как «местная» организация, опирающаяся в основном на пуштунские племена, в самом деле оказался серьезно ослаблен, то «Аль-Каида» от афганской войны пострадала едва ли.
Так, в 2004 году ее боевики устроили кровавое побоище в Мадриде, взорвав четыре поезда — погибли около 200 человек, 1500 получили ранения. Далее последовали теракты в лондонской подземке (2005 год) и множество взрывов и убийств по всему миру.
Значительно ослабить «Аль-Каиду» удалось лишь в 2011 году, когда спецподразделение американских морских пехотинцев уничтожило в пакистанском Абботтабаде неуловимого до тех пор Усаму бен Ладена.
Личность Бен Ладена действительно оказалась «ахиллесовой пятой» «Аль-Каиды». Он годами создавал и кроил эту организацию «под себя», поэтому после его гибели она стала расползаться на глазах. «Аль-Каида» не является больше той жестко структурированной организацией, которую построил в свое время Бен Ладен, с главным шефом наверху, единолично отдающим приказания.
Некоторые ее отделения, к примеру пакистанское, уже сейчас имеют все основания опасаться за выживание. С одной стороны, их наиболее активных руководителей планомерно отстреливают американцы и местные спецслужбы, с другой — их «жизненное пространство» оказывается захвачено классическими «локальными» террористическими организациями, гораздо более уверенно чувствующими себя в родных местах.
Сегодня почти весь командный состав «Аль-Каиды» «первого призыва» оказался убит либо схвачен, а пришедшее ему на смену «новое поколение» гораздо больше интересуется захватом власти у себя дома, чем абстрактным «мировым джихадом».
«Арабская весна» и проклятие «Аль-Каиды»
Кроме этого, за минувший год случилось еще несколько событий, которые, безусловно, отразились на «Аль-Каиде». Панарабская революция в странах Магриба и Аравийского полуострова существенно ослабила эту организацию, потому что впервые наглядно продемонстрировала, что не все мусульмане спят и видят, как бы им половчее возложить живот на алтарь мирового халифата. Им гораздо ближе оказались их права, будущее детей и благополучие семей — все то, что было отобрано правящими авторитарными режимами и не обещано поборниками «всемирного джихада». «Аль-Каида» стремительно теряет политическое влияние в арабском мире.
Однако если сама организация — как единой целое — ослабла, то ее региональные отделения — те самые, которые теперь следует рассматривать в качестве «классических» региональных террористических организаций, — укрепились. Их операционное поле во многих исламских государствах расширилось, так как многие противники — Хосни Мубарак, Бен Али или Абдалла Салех — выведены из игры.
К примеру, в Йемене за последние полгода местное ответвление «Аль-Каиды» значительно укрепилось, распространив свое влияние не только на сельские районы юга страны, но и на находящиеся на побережье города. То же самое произошло в Алжире — гражданская война в Ливии послужила укреплению местной «Аль-Каиды». Однако в то время как йеменское ответвление организации продолжает поддерживать тесные контакты с пакистанским «центром», иракская и алжирская «Аль-Каида» считаются практически независимыми организациями.
Многие эксперты указывают на то, что теперь теракты проводятся от имени «Аль-Каиды» исключительно потому, что мелкие террористические группировки, их устраивающие, рассчитывают на больший общественный резонанс. То есть, по сути, организация превратилась сегодня в своеобразную «франчайзинговую фирму» для террористов, волей или неволей «одалживая» им свое название.
Однако не стоит заблуждаться относительно опасности этой организации — ее ослабление не означает уменьшения террористической угрозы. Терроризм лишь в очередной раз сменил обличье…
Источник: www.respublika-kaz.info,
получено с помощью rss-farm.ru
Visit link:
Терроризм по франчайзингу