Сюрпризы Алматинского метро

Спу­стя неде­лю после запус­ка Алма­тин­ско­го мет­ро­по­ли­те­на уже не вид­но того ажи­о­та­жа, что наблю­дал­ся пер­вые три дня. Люди успо­ко­и­лись, соот­вет­ствен­но, появи­лась воз­мож­ность не торо­пясь озна­ко­мить­ся со сдан­ны­ми в экс­плу­а­та­цию под­зем­ны­ми двор­ца­ми пер­во­го в стране метро.

Автор: Ана­то­лий ИВАНОВ

Вне вся­ко­го сомне­ния, Алма­тин­ский мет­ро­по­ли­тен ста­нет одной из визит­ных кар­то­чек Южной сто­ли­цы Казах­ста­на. Вер­нее уже стал, посколь­ку пери­о­ди­че­ски на той или иной стан­ции мет­ро мож­но уви­деть явно совер­ша­ю­ще­го экс­кур­си­он­ную про­гул­ку вме­сте со сво­ей сви­той солид­но­го ино­стран­ца. При­чем ино­стран­ца, кото­рый обыч­но смот­рит на мир из окна лимузина.

При­чи­на любо­пыт­ства таких «кру­ти­ков» вполне объ­яс­ни­ма: по части рос­ко­ши почти все стан­ции Алма­тин­ско­го мет­ро уж точ­но будут в чис­ле самых-самых, в этом плане усту­пая раз­ве что под­зем­ным двор­цам Дубая, Сток­голь­ма и, воз­мож­но, Таш­кен­та. Неко­то­рое исклю­че­ние соста­вит раз­ве что стан­ция «Бай­ко­нур», где основ­ным отде­лоч­ным мате­ри­а­лом ста­ли… выкра­шен­ные листы метал­ла. Может, оно так и было заду­ма­но, но на фоне дру­гих «кос­ми­че­ская» стан­ция смот­рит­ся несколь­ко бед­но­ва­то. Хотя, конеч­но, мне­ние это субъективно.

Памя­туя о том, сколь­ко средств было потра­че­но на стро­и­тель­ство наше­го мет­ро (по одним дан­ным — 170, по дру­гим — 227 мил­ли­ар­дов тен­ге), не толь­ко солид­ные гости Алма­ты, но и жите­ли Южной сто­ли­цы вни­ма­тель­но всмат­ри­ва­ют­ся в ито­ги вели­кой строй­ки, офи­ци­аль­но стар­то­вав­шей еще в 1988 году. При этом совер­ша­ю­щие озна­ко­ми­тель­ные про­гул­ки посе­ти­те­ли мет­ро услов­но делят­ся на два лагеря.

Одни, в прин­ци­пе, не осо­бо заме­ча­ют факт про­дол­жа­ю­щих­ся на ряде стан­ций пуско-нала­доч­ных работ, глав­ное — что нако­нец-то под­зем­ные экс­прес­сы реаль­но появи­лись и в Алма­ты. Дру­гие, напро­тив, выра­жа­ют опа­се­ние, что из-за авра­ла, явно наблю­дав­ше­го­ся в послед­ние меся­цы перед тор­же­ствен­ной сда­чей мет­ро­по­ли­те­на, допу­ще­но такое вели­кое мно­же­ство стро­и­тель­но­го бра­ка, кото­рое в буду­щем может пре­под­не­сти нема­ло непри­ят­ных «сюр­при­зов» как пас­са­жи­рам, так и работ­ни­кам метрополитена.

Так, один из таких «вред­ных» экс­кур­сан­тов обра­тил вни­ма­ние на явные зате­ки воды на полу непо­сред­ствен­но под мра­мор­ны­ми пли­та­ми: «Если бы мне стро­и­те­ли так плит­ку дома поло­жи­ли, убил бы на месте! Это же не дешев­ка какая-то! Вид­но же, что нату­раль­ный мра­мор! Блин, такое чув­ство, что узбек­ские бри­га­ды при­гла­ша­ли — быст­ро, но ника­ко­го качества».

Сто­ит заме­тить, что подоб­ные «худо­же­ства» с доро­ги­ми стро­и­тель­ны­ми мате­ри­а­ла­ми наблю­да­ют­ся почти повсе­мест­но. Но осо­бен­но оче­вид­ны они на стан­ци­ях «Абай», «Жибек Жолы» и «Театр име­ни Ауэ­зо­ва», где при отдел­ке исполь­зо­ва­лись пли­ты из кам­ня свет­лых рас­цве­ток. Оста­ет­ся толь­ко наде­ять­ся, что через пару-дру­гую меся­цев вода под пли­та­ми высох­нет и «узбек­ских фоку­сов» уже вид­но не станет.

Не обо­шли сто­ро­ной воз­ве­де­ние мет­ро в Алма­ты и поли­ти­че­ские вет­ры. Те, кото­рые уже успе­ли про­гу­лять­ся по стан­ци­ям запу­щен­но­го в строй мет­ро­по­ли­те­на, навер­ня­ка заме­ти­ли при­вне­сен­ные ими вея­ния сего­дняш­не­го дня. Боль­ше все­го бро­са­ет­ся это в гла­за на стан­ции «Алма­лы», где на цен­траль­ном пан­но раз­ме­ще­на чудо­вищ­ная по сво­им раз­ме­рам фото­гра­фия Иоси­фа Буд­не­ви­ча с извест­ным изоб­ра­же­ни­ем наше­го «вели­ко­го и непо­вто­ри­мо­го» на фоне цве­ту­щей яблони.

Кста­ти, год назад раз­ме­ще­ния это­го мас­штаб­но­го порт­ре­та явно не пла­ни­ро­ва­лось, о чем, в част­но­сти, сви­де­тель­ству­ет сни­мок, сде­лан­ный в октяб­ре 2010 года. Но, как гово­рит­ся, ситу­а­ция в стране поме­ня­лась, а пото­му в пер­во­на­чаль­ные пла­ны офор­ми­те­лей мет­ро­по­ли­те­на, по всей види­мо­сти, при­шлось вно­сить сроч­ные коррективы.

Не обо­шлось без поли­ти­ки и на упо­мя­ну­той ранее стан­ции «Бай­ко­нур», где на огром­ном экране демон­стри­ру­ют­ся доку­мен­таль­ные кад­ры о при­част­но­сти нашей стра­ны к поко­ре­нию кос­ми­че­ско­го про­стран­ства. Так вот, начи­на­ет­ся фильм с пат­ри­о­ти­че­ской игры Тал­га­та Муса­ба­е­ва с фла­гом Казах­ста­на в неве­со­мо­сти, для­щей­ся мину­ты 2—3, затем зри­те­лям пред­ла­га­ет­ся лице­зреть все­воз­мож­ные вари­ан­ты запус­ков раке­то­но­си­те­лей «Про­тон» и «Союз», выход кос­мо­нав­тов в откры­тый кос­мос и даже сты­ков­ку МКС с аме­ри­кан­ским чел­но­ком. Все понят­но? Како­го-либо наме­ка на суще­ство­ва­ние Тох­та­ра Ауба­ки­ро­ва в дан­ном филь­ме нет и в помине. Веро­ят­но, это сво­е­го рода месть пер­во­му кос­мо­нав­ту казах­ской наци­о­наль­но­сти за то, что посмел всту­пить в ряды оппо­зи­ци­он­ных соци­ал-демо­кра­тов Казахстана.

Впро­чем, здесь сто­ит обра­тить вни­ма­ние на бла­го­ра­зум­ную преду­смот­ри­тель­ность людей, отве­ча­ю­щих за ввод в экс­плу­а­та­цию Алма­тин­ско­го мет­ро­по­ли­те­на. Как пока­зы­ва­ет исто­рия, любой поли­ти­че­ский строй может быст­ро поме­нять­ся, в то вре­мя как пере­офор­мить на новый лад стан­ции мет­ро в неко­то­рых слу­ча­ях пред­став­ля­ет­ся доста­точ­но слож­ным про­цес­сом. В нашем слу­чае про­де­мон­стри­ро­ван самый что ни на есть праг­ма­ти­че­ский под­ход. Все про­ду­ма­но до мело­чей. На экран стан­ции «Бай­ко­нур» мож­но лег­ко запу­стить хоть Гар­ри Пот­те­ра, а демон­таж в слу­чае необ­хо­ди­мо­сти мону­мен­таль­но­го фото елба­сы мак­си­мум зай­мет три-четы­ре часа. И это, без­услов­но, раду­ет: как толь­ко поли­ти­че­ский налет будет убран из наше­го мет­ро, под­зем­ные двор­цы ста­нут столь же при­ят­ны для взо­ра пас­са­жи­ров-посе­ти­те­лей, как в насто­я­щий момент стан­ции «Театр име­ни Ауэ­зо­ва», «Жибек Жолы» или «Ала­тау».

Кста­ти, о стан­ци­ях. К сожа­ле­нию, непо­сред­ствен­но в заме­ча­тель­ных по сво­е­му дизай­ну и ком­фор­ту поез­дах мет­ро не объ­яв­ля­ют о при­вя­зан­но­сти той или иной стан­ции к рас­по­ло­жен­ным на поверх­но­сти объ­ек­там. Как нет пока соот­вет­ству­ю­щих выве­сок и при выхо­де из под­зем­ки. То есть вывес­ки-то есть, но там ука­за­ны лишь ули­цы, к кото­рым ведет тот или иной пере­ход. В этой свя­зи сто­ит, пожа­луй, вос­пол­нить суще­ству­ю­щий про­бел хотя бы в дан­ном мате­ри­а­ле, кото­рый может ока­зать­ся полез­ным как для жите­лей, так и для гостей Южной сто­ли­цы Казахстана.

Нач­нем со стан­ции «Рай­ым­бек батыр». Рас­по­ло­же­на она на пере­се­че­нии ули­цы Фур­ма­но­ва и про­спек­та Рай­ым­бе­ка. Есть у нее одна осо­бен­ность. Если при выхо­де из поез­да мет­ро пас­са­жир пой­дет напра­во, то ока­жет­ся где-то в 200 мет­рах ниже про­спек­та Рай­ым­бе­ка, а пото­му, что­бы попасть, напри­мер, к тор­го­во­му цен­тру «Мерей» или желез­но­до­рож­но­му вок­за­лу Алма­ты II, луч­ше все­го идти вле­во. В ту же сто­ро­ну сле­ду­ет дви­гать­ся и тем, кто жела­ет посе­тить мага­зин авто­зап­ча­стей «Тул­пар».

Сле­ду­ю­щая стан­ция «Жибек Жолы». Ее фак­ти­че­ски один выход выво­дит на пере­се­че­ние улиц Гого­ля и Пан­фи­ло­ва. То есть тем, кому надо в самую боль­шую в горо­де апте­ку № 2, супер­мар­кет «Юби­лей­ный» или ЦУМ, сле­ду­ет выхо­дить имен­но здесь.

Стан­ция «Алма­лы» так­же нахо­дит­ся по ули­це Пан­фи­ло­ва, чуть ниже ее пере­се­че­ния с Кабан­бай-баты­ра (быв­шая Кали­ни­на). В непо­сред­ствен­ной бли­зо­сти от нее нахо­дят­ся театр опе­ры и бале­та име­ни Абая, отель «Алма­ты», супер­мар­кет «Цен­траль­ный», а так­же извест­ный всем жур­на­ли­стам рес­пуб­ли­ки Наци­о­наль­ный пресс-клуб.

Едем даль­ше. Стан­ция «Абай». Ее вхо­ды на углу про­спек­та Абая и ули­цы Туле­ба­е­ва рас­по­ло­же­ны вбли­зи от цело­го ряда выс­ших учеб­ных заве­де­ний, таких как Аграр­ный уни­вер­си­тет, КИМЭП и Уни­вер­си­тет меж­ду­на­род­но­го биз­не­са (UIB). Здесь сто­ит выхо­дить и тем, кто жела­ет посе­тить Дво­рец Рес­пуб­ли­ки или отель «Казах­стан». Идти до них мак­си­мум 10 минут.

А вот «кос­ми­че­ская» стан­ция «Бай­ко­нур» ока­за­лась немно­го спря­тан­ной, посколь­ку ее вхо­ды рас­по­ло­жи­лись по обе­им сто­ро­нам ули­цы Бай­тур­сы­но­ва (быв­шая Кос­мо­нав­тов) чуть выше про­спек­та Абая. Рядом с ней Дво­рец спор­та, ака­де­мия спор­та и туриз­ма, тор­го­вый центр «Про­ме­над» и Цен­траль­ный стадион.

Стан­ция «Театр име­ни Ауэ­зо­ва» явля­ет­ся свое­об­раз­ным исклю­че­ни­ем Алма­тин­ско­го мет­ро­по­ли­те­на, посколь­ку сво­им назва­ни­ем (да и оформ­ле­ни­ем) сама за себя гово­рит, где рас­по­ло­же­на. Но здесь же надо выхо­дить и тем пас­са­жи­рам, кто идет в цирк или парк аттрак­ци­о­нов «Мир фантазий».

Нако­нец, послед­няя стан­ция «Ала­тау», выхо­ды кото­рой так­же рас­по­ло­жи­лись по про­спек­ту Абая, но на пере­се­че­нии ули­цы Жаро­ко­ва и про­спек­та Гага­ри­на. Каких-либо зна­чи­мых объ­ек­тов рядом с ней не наблю­да­ет­ся. Ну раз­ве что с натяж­кой инте­рес может пред­став­лять собой тор­го­вый центр «Аре­на» (быв­ший «Воен­торг»), кото­рый не поль­зу­ет­ся осо­бой попу­ляр­но­стью у жите­лей Алма­ты из-за доста­точ­но высо­ких цен на выстав­лен­ные там това­ры широ­ко­го потребления.

В завер­ше­ние хоте­лось бы отме­тить несколь­ко зани­ма­тель­ных фак­тов. Поко­пав­шись в интер­не­те, уда­лось выяс­нить, что Алма­тин­ский мет­ро­по­ли­тен име­ет высо­кую веро­ят­ность попасть в Кни­гу рекор­дов Гин­нес­са сра­зу по трем позициям.

Во-пер­вых, он на целый год «опе­ре­дил» мет­ро­по­ли­тен Ека­те­рин­бур­га по вре­ме­ни, затра­чен­но­му на стро­и­тель­ство (мет­ро в Ека­те­рин­бур­ге на это пона­до­би­лось 22 года).

Во-вто­рых, усту­пит Ека­те­рин­бург Алма­ты паль­му пер­вен­ства в пози­ции «самое корот­кое мет­ро в мире». В ураль­ском горо­де его про­тя­жен­ность состав­ля­ет 9 кило­мет­ров, а у нас — 8,5 километров.

В‑третьих, Алма­тин­ский мет­ро­по­ли­тен пре­тен­ду­ет стать самым доро­гим по затра­там на его воз­ве­де­ние. Доста­точ­но ска­зать, что офи­ци­аль­но сред­няя сто­и­мость стро­и­тель­ства одно­го кило­мет­ра Мос­ков­ско­го мет­ро­по­ли­те­на вме­сте со стан­ци­я­ми состав­ля­ет 2,2 мил­ли­ар­да руб­лей (при эле­мен­тар­ном пере­рас­че­те на тен­ге полу­ча­ет­ся, что на 8,5 кило­мет­ров моск­ви­чи потра­ти­ли бы 93,5 мил­ли­ар­да). А в Кувей­те на воз­ве­де­ние сети линий мет­ро, кото­рые к 2014 году свя­жут все горо­да это­го госу­дар­ства меж­ду собой, выде­ле­но $2 миллиарда.

Для тех, кто уже забыл, сто­ит напом­нить, что, по офи­ци­аль­ным дан­ным, на стро­и­тель­ство 8,5 кило­мет­ров Алма­тин­ско­го мет­ро было затра­че­но 170 мил­ли­ар­дов тен­ге (или $1 мил­ли­ард 153 мил­ли­о­на), а по дан­ным дирек­то­ра ГКП «Мет­ро­по­ли­тен» Мара­та Уксек­ба­е­ва, озву­чен­ным в октяб­ре 2010 года, — 227 мил­ли­ар­дов тен­ге (или $1 мил­ли­ард 538 миллионов).

Впро­чем, сто­ит при­знать, что боль­шей части насе­ле­ния (Алма­ты в част­но­сти и Казах­ста­на в целом) не важ­но, во что обо­шлось стро­и­тель­ство мет­ро в Южной сто­ли­це стра­ны. Самое глав­ное, что оно нако­нец-то запу­ще­но и нача­ло пере­во­зить пассажиров.

Read the article:
Сюр­при­зы Алма­тин­ско­го метро

Статьи по теме

Найти тех кто прославляет Даригу Назарбаеву

НАЗАРБАЕВСКАЯ ЖЕСТКАЯ АВТОКРАТИЯ  «СЪЕЛА» ЖИЗНЬ ЦЕЛОГО ПОКОЛЕНИЯ

Лукпан Ахмедьяров — о давлении на казахстанское медиа-пространство, своём отъезде из Уральска и возможности эмиграции вообще