Корпорация Parker Drilling, специализирующаяся на разработке сложных проектов по бурению нефти, переводит свою нефтедобывающую платформу «Сункар» в Курдистан. Об этом руководство фирмы сообщило на телеконференции с инвесторами, где обсуждались итоги 2012 года. На фоне последних «громких» выходов из Кашагана перемещение платформы Parker Drilling может быть и незаметным. Но в реальности это событие отлично характеризует развитие ситуации на крупнейшем нефтяном месторождении.
Автор: Алексей ТИХОНОВ
После открытия Кашагана появление на Каспии буровой «платформы-257» (именно под таким техническим названием известен в мире нефтедобычи «Сункар») стало настоящим событием.
Платформа была специально разработана для работы в сложнейших ледовых условиях при высоком давлении и в условиях постоянного воздействия сероводорода. Именно поэтому она и была выбрана консорциумом ОКИОК для работы на Кашагане. Выбор был одобрен экспертным сообществом как лучший вариант для нефтебурения в природоохраняемой зоне.
Предполагалось, что уже к 2010 году новые технологии позволят выйти на добычу на Каспии 2 млн баррелей нефти в день. Тем не менее с самого начала работы на Кашагане «чудо инженерной мысли» — платформа-257 оказалась в зоне риска. Но не технологического, к которому готовились строители платформы, а финансового.
В июле 2001 года Министерство по госдоходам (тогдашнее налоговое ведомство) начало проверку казахстанского подразделения Parker Drilling, по итогам которого компанию обвинили в неуплате налогов на сумму более 5 миллиардов тенге. В центре налогового разбирательства оказалась та самая платформа «Сункар».
Налоговая тяжба продолжалась на протяжении нескольких лет. В процессе выяснились разные удивительные вещи. Например, всплыл факт оплаты за подготовку платформы к сложным условиям эксплуатации в виде поставок нефти, следы которой найти так и не удалось.
В это же время руководство фирмы громко заявляло о том, что гордится тем фактом, что является крупнейшим западным бурильщиком в Казахстане. Казахстанские власти заявлений не делали — перешли прямо к делу, арестовав в июле 2004 года «Сункар».
Расставание с иллюзиями
О том, что происходило в это время «за кулисами» налоговых дискуссий, можно лишь догадываться. Что, учитывая всю коррупционную историю заключения сделки по Кашагану, не так уж и трудно. К тому же вскоре для этих догадок появились серьезные основания: в мае 2010 года компании пришлось раскрыть информацию о том, что еще в 2007 году она стала объектом совместного расследования департамента юстиции и комиссии по биржам и ценным бумагам (SEC) США о даче взяток.
В своем заявлении компания призналась, что действовала в Казахстане через совместное предприятие, казахстанскую сторону в котором представляло некое лицо, действовавшее через траст. На это лицо и была возложена вся ответственность за взятки.
Одновременно в том же 2010 году Parker Drilling столкнулась с целым рядом гражданских исков со стороны собственных акционеров, которые обвинили управляющих фирмы в нарушении закона о противодействии коррупции при осуществлении бизнеса за границами США (FCPA).
C этого момента казахстанскую эпопею техасских бурильщиков в водах Каспия можно было считать законченной. В сентябре 2012 года пост компании был вынужден покинуть Роберт Паркер-младший. Наследник основателя компании, создавшего ее в 1934 году, еще недавно говорил о «долговременной привязанности компании к Казахстану», которая лишь «укрепилась в ходе судебного процесса», а также обещал продолжать «успешное партнерство с народом Казахстана».
Сменивший его на посту Гари Рич уже ничего не обещал, а первым делом стал активно избавляться от казахстанских активов. Совсем недавно компания сделала заявление об уходе в отставку ее финансового директора Криса Брасселфилда. Во время телеконференции нынешнее руководство его горячо благодарило за успешное разрешение «целого ряда непростых международных проблем, с которыми столкнулась компания».
Детали этого успешного «разрешения» остались за кадром, в Parker Drilling их не стали комментировать и на наши вопросы не ответили. Возможно, потому что лишь совсем недавно удалось достичь предварительного соглашения с департаментом юстиции и SEC о выплате штрафа $15,85 млн.
Каким будет окончательное соглашение, когда оно будет подписано и какова будет окончательная сумма штрафа, пока не ясно. Зато уже понятно: техасские бурильщики из Parker Drilling хотят забыть о Казахстане как о страшном сне. Предпочитая ему еще даже не существующее «государство» Курдистан.
На смену техасцам придут китайцы
В истории и приключениях Parker Drilling отразилась как в капле воды вся история каспийской нефтяной эпопеи. Кратко ее можно описать следующим образом.
Большие ожидания нефтяного Клондайка — взятки — контракты — взятки — налоговые проверки — снова взятки — неминуемое расставание с «большими иллюзиями» — стремительный выход из проекта.
Выход этот определяется еще и тем, что со времен подписания соглашения по разработке Кашагана ситуация на мировом нефтяном рынке изменилась. Слухи о «колоссальном» интересе международных нефтяных компаний к каспийской нефти, мягко говоря, преувеличены. Особенно если учесть колоссальные риски потери репутации и судебных преследований за попытки уладить проблемы, созданные местными властями. Чаще всего именно для последующего «улаживания».
Место, оставленное западными корпорациями, конечно, пустым не останется. Его уверенно занимают компании из тех стран, которые коррупционные риски не пугают, а интерес к казахстанским ресурсам имеет совершенно отчетливый стратегический характер. И вот они-то, судя по всему, будут готовы защищать свои интересы не только в судах.
На фоне прощального заявления Parker Drilling особенно сильно прозвучала распространенная агентством КазТАГ информация о том, что казахстанский рынок услуг по бурению фактически монополизирован китайскими компаниями.
Оригинал статьи: