Несколько секунд понадобилось судье Алматинского городского суда Зулупхару Сеитову, чтобы вынести решение, точнее оставить в силе отказ суда первой инстанции. Иск к Республиканскому центру крови подавали матери больных раком крови детей. Их чада, пролечившись в Центре педиатрии, выписались оттуда, зараженные еще одним опасным заболеванием — гепатитом С. Матери требовали признать этот факт и выплатить им компенсацию.
Автор: Татьяна ПАНЧЕНКО
Сегодня в Алматы состоялось заседание апелляционной инстанции — городского суда — по иску семи женщин. Истицы утверждают, что их дети во время лечения в Научном центре педиатрии и детской хирургии (НЦПДХ) были заражены вирусом гепатита С. Районный суд уже рассмотрел их дело и в удовлетворении иска отказал за недоказанностью. Хотя все женщины предъявляют документальные свидетельства: до поступления на лечение вируса у детей не было.
История эта тянется с 2009 года. Тогда несколько женщин — матерей детей-лейкозников вышли на пресс-конференцию, чтобы рассказать о своей беде журналистам. Женщины хотели одного: чтобы другие дети больше не заражались во время пребывания в НЦПДХ. Но активность матерей быстро пошла на спад, хотя сначала они даже говорили об акциях протеста. Надавить на несчастных женщин было очень легко: лекарства для их детей очень дорогие, многим требуется лечение за границей…
Однако реакция на заявление матерей оказалась неадекватной: женщин стали обвинять в том, что они сами по недосмотру заразили своих детей (многим из которых не было и года) в парикмахерских и стоматологических кабинетах. Назначенная Минздравом проверка Республиканского центра крови в Алматы выявила десятки нарушений, но и это ни к чему не привело.
Тогда семеро женщин пошли в суд.
- В иске мы требуем компенсации морального вреда, — рассказала одна из истиц Гульнура Нусипова, жительница Алматинской области, — кто пять миллионов тенге, кто десять. Деньги нам нужны на лечение. Заразили — пусть лечат. До поступления в Центр педиатрии у нас гепатита не было. Со мной в отделении лежали тридцать детей — гепатит С у всех. У некоторых даже В и С!
Главу общественного фонда «Улагатты жануя» Марианну Гурину, которая помогает матерям, больше всего в этом деле впечатлило поведение специалистов Минздрава, которые проводили проверку Центра крови, но отказались помочь женщинам в суде:
- Они сказали: «Мы вас не будем поддерживать, потому что мы были уволены». А когда мы возразили, что не матери же виновны в том, что вы потеряли работу, они сказали: «Мы жить хотим. Нам сказали, что если мы свяжемся с вами, то до пенсии не доживем».
Адвокат истцов Галия Дюсембаева работает для них бесплатно.
- В апелляционной жалобе мы указали, что решение суда первой инстанции не обоснованно: не полностью установлены все обстоятельства дела, суд сделал преждевременные выводы, экспертиза проведена ненадлежащим образом и не у того круга лиц, у которого должна была быть, — объяснила она.
На вопрос, как она оценивает перспективы дела, Галия Дюсембаева пожала плечами:
- У детей, которые попадают в больницу, после второй-третьей выписки такой диагноз (гепатит С — авт.) ставится всем. Но не все мамы могут объединиться и подать в суд. Если бы они все подали иски, тогда это бы дисциплинировало другую сторону и дети, которые могли бы лечь в больницу в последующем, не заражались бы. Но препараты для их детей очень дорогие, и Минздрав, когда выделяет, грозит им пальцем…
Присутствовать на рассмотрении дела представители прессы не смогли. Во-первых, узнав, что на процессе намерены работать журналисты, судья Зулупхар Сеитов, по-видимому, вынес этот вопрос на обсуждение сторон процесса. Нас в этот момент в зале заседания не было — не пустили: «Вы же не имеете отношения», — сказал «секьюрити». Зайти удалось, когда выступал представитель Центра крови.
- Мы настаиваем, чтобы судебные слушания были закрыты, поскольку имеется врачебная тайна, — напористо убеждал он судью, ссылаясь на то, что суд первой инстанции был закрыт. — Мы будем вынуждены здесь излагать сведения, составляющие врачебную тайну. Затрагиваются законные права и интересы наших доноров.
Ходатайство, естественно, поддержала и соответчица — представитель Центра педиатрии.
- Согласно Кодексу о здравоохранении представление сведений, составляющих врачебную тайну, допускается при проведении судебного разбирательства, — возразила адвокат истцов. — В суде первой инстанции вы не раскрыли врачебную тайну, так как не представили анкетные данные доноров, компоненты крови которых были перелиты детям. И врачебная тайна здесь присутствует и в отношении наших детей — вы закрыли эту информацию и от нас тоже, вы нарушаете наши конституционные права (ст. 18 Конституции).
Судья Зулупхар Сеитов спросил мнение прокурора, которая поддержала ходатайство матерей об открытости процесса:
- Но с ограничением времени — видите же, им (журналистам) сидеть негде, — сказала она.
В зале, действительно, все стулья были заняты, но места поставить другие было достаточно.
- Ограничить в каком плане? — удивился судья.
- Они же хотят съемку произвести, — заметила прокурор.
- Какую съемку?! Что здесь, цирк?! — возмутился судья и тут же вынес решение поддержать ходатайство ответчиков: — И провести процесс без вас (обратился он к журналистам). До свидания!
Заседание суда было недолгим.
- Судья пробыл в совещательной комнате полторы секунды. Зачитал готовую формулировку, все было готово, напечатано: оставить решение суда первой инстанции в силе, — не скрывала своего огорчения Марианна Гурина.
По ее словам, теперь матери намерены обратиться в прокуратуру города и республики — у фонда есть с надзорниками меморандум о сотрудничестве в области защиты прав ребенка.
- Надеюсь, прокуратура поможет — идти в одиночку против страны сложно, — сказала Марианна.
Кроме того, вчера еще три женщины подали в районный Бостандыкский суд подобные иски. А после сегодняшнего решения горсуда матери решили объединиться и подавать иск все вместе — уже на Министерство здравоохранения.
Visit link:
Суды прошли, а дети опять в проигрыше